Иркутский авторынок меняется на глазах, показывая не только достижения, но и по-новому навязывая свою волю потребителям. Продажи не просто смещаются в официальную структуру, они все очевидней подчиняются законам попиндустрии – покупка автомобиля теперь как погоня за модными средствами массовых коммуникаций, новинками в мире музыки или кино.
В Иркутске сейчас без малого сорок автодилеров, силами которых представлены все востребованные бренды. Но сказать, что наступило благоденствие, нельзя, поскольку количество желающих обладать новой иномаркой тоже пропорционально выросло – на дворе кредитное эльдорадо и прочие стимулы купить машину. В итоге ворота иркутских автосалонов в 2011 году покинуло свыше 18000 легковых и легких коммерческих автомобилей – почти на 2/3 больше, чем годом ранее!
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ИЗДЕРЖКИ ИЗОБИЛИЯ
С одной стороны, все развивается благополучно, конкуренция в этой среде сделала большой шаг вперед: почти любые модели одного класса можно присмотреть у разных дилеров, выбирая условия продаж, набор потребительских качеств и стоимость. Да и сами дилерские центры в большинстве своем приобрели достойный вид со всей причитающейся атрибутикой, где покупка машины – как настоящий праздник. Более того, именно демократизация предложения всего лишь за один последний год существенно изменила расстановку сил на рынке – как между брендами, так и среди моделей.
Но с другой стороны, сохраняется нездоровая ажиотажная ситуация вокруг «хитов» продаж, коих мощно «пиарят», но на всех в итоге не хватает. В наличии обычно версии «не те», что желает покупатель, как правило, они с лихвой «упакованы» и стоят дороже ожидаемого, или, наоборот, не предлагают самые востребованные комплектации и цвет.
Сохраняется нездоровая ажиотажная ситуация вокруг «хитов» продаж, которых на всех не хватает |
Да, дилеры могут умело пользоваться эффектом массовой «истерии», общим эмоциональным фоном и психологическим настроем каждого клиента в отдельности, но бывает, что покупатели становятся заложниками собственного неведения. Скажем, не все новые модели рынка оказываются настолько удачными в эксплуатации, чтобы на все сто оправдывать к себе интерес. Даже в отношении изделий премиум-брендов приходится слышать рассуждения на тему несоответствия цены качеству, что уж говорить о массовой продукции.
Вообще, чем дальше, тем сложнее определить золотую формулу оптимального соотношения цены и качества: критерии теперь слишком размыты – кроме того что автомобиль должен быть неприхотлив к дорогам и топливу, он обязан хорошо выглядеть, достойно ездить, обладать интеллектом, экономить расходы и так далее. И у каждого покупателя свои представления об этой концепции.
ПОД ПРЕССОМ РЕКЛАМЫ
Итоги продаж у иркутских дилеров за 2011 год показывают, что поиск личного счастья за рулем нынче дело не только стихийное, но и творческое и многоплановое. Причем страсти по категориям автомобилей принципиально и не изменились: в авангарде популярности легковые модели среднего ценового диапазона, а также автомобили класса SUV – то есть кроссоверы и внедорожники. Зато как всё размножилось по маркам и моделям!
Ford Focus III в C-сегменте сохраняет лидерство |
«Подняли головы» и ветераны рынка: Toyota Corolla, Honda Civic и даже Nissan Tiida. Не случайно именно Ford, продажи которого сосредоточены в основном в С-сегменте, среди брендов показал довольно низкий рост (10%) за истекший год, тогда как конкуренты взбодрились не на шутку – в порядке вещей в полтора, два, три и более раз.
Подиум иностранных брендов в Иркутске сменил персонажей: впервые за всю его историю в битву титанов вступили Nissan и Hyundai. |
Hyundai Solaris стал самым популярным автомобилем |
ОТ КРЕНОВ К РАВНОВЕСИЮ
В сущности, других «чрезвычайных» факторов преобразований на официальном авторынке Иркутска за последнее время и не наблюдалось. У иных дилеров и мог состояться свой «прорыв фронта», но был невозможен по объективным причинам.
Примечательный фактор ушедшего сезона – выросший интерес к более престижному сегменту легковых моделей |
Малобюджетный «бонус» в виде ZAZ Chance с АКП |
Lifan Smily – очередная новинка от китайцев |
Peugeot 508 – один из новичков сегмента D+ |
И в этом явлении нет ничего удивительного – нишу наиболее доступных иномарок далеко оставили и корейские бренды, которые теперь агрессивно осваивают «элитные» рубежи. В этой связи характерно отметить последние новинки в более дорогих сегментах. Так, Hyundai выпустил новую Elantra (D-сегмент), успевшую завоевать в США титул «Автомобиля года», а Kia представил видную новинку фактически в бизнес-классе – седан Optima.
Пафос? Отнюдь, поскольку еще один примечательный фактор ушедшего сезона – это выросший интерес и к более престижному сегменту легковых моделей. Например, довольно серьезно прибавили в продажах такие модели как Ford Mondeo, Mazda6, Renault Latitude, Nissan Teana, Toyota Camry. Есть рост и у немецких премиум-брендов.
Поэтому совсем не случайны в этом сегменте новинки, причем отовсюду, даже от массовых марок. Так, к упомянутым уже моделям с нового года примкнул Peugeot 508 – новейший седан «почти» бизнес-класса, который и в должных размерах, и с АКП во всех версиях, но при этом демократично начинает отсчет комплектаций с простого мотора 1,6 литра в 120 сил. Разумеется, свое развитие в новом сезоне получил и глобальный теперь сектор SUV – как новыми моделями в различных классах (Renault Duster, Mazda CX-5, Audi Q3), так и обновлением уже известных.
В целом же 2012 год обещает работу дилеров по принципу защиты занятых позиций. После фееричного 11-го года с его «переделом» сфер влияния и мощным уплотнением брендами, рынок ожидает тихая «окопная война». Каких-то сенсаций в этом, по своему шоу-мире, ждать не придется, скорее, все будет стремиться к равновесию. И даже в стане корейских марок, где на всякий Solaris уже нашелся свой Rio или новый Aveo, о чем мы расскажем отдельно.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ АВТОДИЛЕРЫ ИРКУТСКА | ||
Наименование организации | Популярные модели | Стоимость (тыс. руб.) |
АРЛАН-СИБИРЬ avto-irk.ru GM-АвтоВАЗ | Chevrolet Niva | от 439 |
Fiat | Albea | от 399 |
Linea | от 595 | |
Doblo | от 547 | |
SsangYong | Actyon | от 799 |
Kyron | от 814 | |
Rexton | от 980 | |
УАЗ | 315196 | 358 |
Hunter | от 422 | |
Patriot | от 560 | |
АГАТ-АВТО agatauto-nissan.ru Nissan | Tiida | от 559 |
Qashqai | от 780 | |
X-Trail | от 905 | |
Pathfinder | от 1411 | |
Teana | от 899 | |
Infiniti | EX25 | от 1853 |
FX37 | от 2558 | |
QX56 | 3795 | |
АВТОСАЛОН АРЕНА bgs-auto.ru Fiat | Albea | от 399 |
Linea | от 595 | |
Doblo | от 547 | |
Lifan | Smily | от 280 |
Solano | от 395 | |
Haima | Haima 3 седан | от 443 |
Haima 3 хэтчбек | от 484 | |
АВТОЦЕНТР БАЙКАЛ Great Wall | Hover H3 | от 743 |
Hover H5 | от 803 | |
АЗИЯ-МОТОРС asiam.ru Kia | Rio | от 470 |
Cerato | от 640 | |
Sportage | от 860 | |
Optima | от 940 | |
АНГАРА bmw-angara.ru BMW | BMW 3 серии | от 1475 |
BMW 5 серии | от 1765 | |
BMW X5 | от 2919 | |
АУДИ СЕРВИС ИРКУТСК audi-irkutsk.ru Audi | A4 | от 1130 |
Q3 | от 1288 | |
Q5 | от 1657 | |
АКЦЕНТ-М Mazda | Mazda3 | от 625 |
Mazda6 | от 767 | |
CX-5 | от 929 | |
CX-7 | от 1184 | |
АВТОЦЕНТР RENAULT sibavtocenter.ru Renault | Logan | от 362 |
Sandero | от 377 | |
Fluence | от 609 | |
Duster | от 498 | |
АВТОШАНС chancecar.ru ZAZ | Chance седан | от 255 |
Chance хэтчбек | от 265 | |
БАЙКАЛГАЗСЕРВИС bgs-auto.ru ГАЗ | Соболь | от 455 |
Газель | от 460 | |
УАЗ | 315196 | 358 |
Hunter | от 422 | |
Patriot | от 560 | |
ВРЕМЯ rossoavto.ru Chery | M11 | от 465 |
Tiggo | от 639 | |
ИРКУТСК АВТОВАЗ avto-irk.ru ВАЗ | Granta | от 233 |
Priora | от 328 | |
4x4 «Нива» | от 377 | |
ЛЭНД РОВЕР ИРКУТСК lcirkutsk.ru Land Rover | Evoque | от 1600 |
Freelander | от 1233 | |
Discovery | от 1999 | |
ЛЮКС-АВТО luxeauto.ru Chevrolet | Aveo | от 444 |
Cruze | от 572 | |
Captiva | от 952 | |
Opel | Corsa | от 480 |
Astra | от 599 | |
Insignia | от 777 | |
Cadillac | SRX | от 1899 |
Escalade | от 2865 | |
МАРСЕЛЬ-АВТО peugeot-irk.ru Peugeot | 207 | от 533 |
308 | от 499 | |
4007 | от 909 | |
МЦ-ИРКУТСК irkutsk.mercedes-benz.ru Mercedes-Benz | C-Класс | от 1370 |
E-Класс | от 1730 | |
M-Класс | от 2890 | |
GL-Класс | от 3190 | |
ПРЕМЬЕР-АВТО dealer.volvocars.ru Volvo | S40 | от 899 |
S60 | от 912 | |
XC60 | от 1574 | |
XC90 | от 1799 | |
РИВОЛЬТА uzdaewoo.ru UZ-Daewoo | Matiz | от 214 |
Nexia | от 285 | |
Bogdan | 2110 | от 317 |
2111 | от 323 | |
РОССО МОТОРС rosso-vw.ru Volkswagen | Polo седан | от 429 |
Passat | от 908 | |
Tiguan | от 899 | |
Touareg | от 1996 | |
РОССО ТРАСТ rosso-mitsubishi.ru Mitsubishi | Lancer X | от 629 |
ASX | от 749 | |
Outlander XL | от 949 | |
Pajero Sport | от 1399 | |
РОССО СК rosso-sk.ru Skoda | Fabia | от 409 |
Octavia | от 559 | |
Yeti | от 739 | |
ТЕРРИТОРИЯ А irkutsk.subaru.ru Subaru | Legacy | от 1153 |
Forester | от 1064 | |
ТЕРРА suzuki-terra.ru Suzuki | Swift | от 559 |
SX4 | от 619 | |
Grand Vitara | от 1005 | |
ТЕХЦЕНТР agatauto.kia.ru Kia | Rio | от 470 |
Cerato | от 640 | |
Sportage | от 860 | |
Optima | от 940 | |
ФОРД ЦЕНТР ИРКУТСК fcirkutsk.ru Ford | Fiesta | от 590 |
Focus | от 499 | |
Mondeo | от 727 | |
Kuga | от 1012 | |
CITROEN ЦЕНТР ИРКУТСК irkutsk.citroen.ru Citroen | C4 | от 584 |
C5 | от 795 | |
C-Crosser | от 959 | |
HYUNDAI ЦЕНТР ИРКУТСК hyundai-irk.ru Hyundai | Solaris | от 433 |
Elantra | от 695 | |
ix35 | от 927 | |
Sonata | от 930 | |
H-MOTORS-ИРКУТСК honda-irkutsk.ru Honda | Civic | от 759 |
Accord | от 1061 | |
CR-V | от 1149 | |
TOYOTA ЦЕНТР ИРКУТСК toyota-irkutsk.ru Toyota | Corolla | от 533 |
RAV4 | от 916 | |
Highlander | от 1908 | |
Prado | от 1724 | |
Camry | от 943 | |
Lexus | GS 300 | от 1947 |
RX 270 | от 1910 | |
LX 570 | 4282 |
Василий ЛАРИН,
фото автора
Весь автомобильный Иркутск № 25/2012