НЕ ТЯНИ РЕЗИНУ!
|
Шиномонтаж, как правило, не требует прецизионного оборудования, но человеческий фактор важен и здесь |
Нынешние автомобилисты практически не умеют самостоятельно менять шины. Да этого и не нужно, поскольку шиномонтажки – едва ли не самый массовый объект автомобильного сервиса, практически не поддающийся учету по численности.
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ...
Выбор шиномонтажки сегодня – сродни развилке трех дорог: направо пойдешь – в шинный центр попадешь, налево пойдешь – до придорожной шиномонтажки добредешь, а прямо пойдешь... сам колеса поменяешь! Так куда подаься?
Современные ШИННЫЕ ЦЕНТРЫ, как правило, имеют несколько постов для шиномонтажа и сопутствующих сервисных услуг, а также широкий ассортимент оборудования: от собственно шиномонтажных и балансировочных станков, до подъемников, мойки для колес, и стенда для регулировки развал-схождения. В результате клиент должен получить не только быстрое, но и комфортное обслуживание (здесь, как правило, есть комната или уголок для отдыха). Цены не из низких, но ряд ШЦ предоставляют скидки.
+ скорость обслуживания, комфорт, наличие дополнительных сервисных услуг.
– высокая стоимость.
Сэкономить можно в ПРИДОРОЖНЫХ ШИНОМОНТАЖНЫХ МАСТЕРСКИХ – благо, таковые по-прежнему в изобилии встречаются вдоль основных магистралей города и на трассе. Стоимость шиномонтажа здесь на четверть, а иногда и на треть ниже, чем в шинных центрах. Однако удобств для клиента минимум или нет вовсе. Да и стоимость ниже не сама по себе, а, скорее, из-за исключения некоторых сервисных работ из списка (мойки колес, упаковки снятых автошин в специальные пакеты и т.п.).
+ демократичная стоимость с возможностью дополнительной экономии, распространенность
– отсутствующий или крайне низкий комфорт для автовладельца, более длительное обслуживание
Несмотря на развитость шинного сервиса, многие автомобилисты предпочитают иметь ВТОРОЙ КОМПЛЕКТ КОЛЕС В СБОРЕ для сезонной переобувки, который позволяет не только экономить средства и время на услугах шиномонтажек, но и достаточно быстро самостоятельно поменять колеса в экстренных ситуациях (при внезапной смене погоды – на это требуется менее получаса). Также второй комплект колес позволит сохранить целостность шин и дисков, которые уже не будут подвержены возможным повреждениям при монтаже. Но есть в этом способе и минусы, главный из которых – финансовый: для второго комплекта колес необходимо приобретать и второй комплект дисков, что даже в случае со штамповками выльется в значительные финансовые затраты. Кроме того, для правильной эксплуатации шин посещения шиномонтажек (и, соответственно, дополнительных затрат) все равно не избежать: колеса требуют как минимум балансировки после каждого сезона.
+ возможность оперативной смены колес в кратчайшее время, экономия на стоимости и времени шиномонтажных услуг, сохранение целостности шин и дисков
– стоимость второго комплекта колес, необходимость дополнительного сервиса (балансировка)
Чтобы лучше выявить плюсы и минусы каждого способа переобувки машины, мы отправили в начале недели редакционные автомобили по разным «адресам»: в дилерский шиномонтаж, в современный шинный центр, и в первую попавшуюся придорожную мастерскую...
В ОЧЕРЕДЬ! |
Кроссоверу Mazda CX-7 выпал жребий ехать на шиномонтаж к официальному дилеру. Но… Как оказалось, в дилерском СЦ запись на переобувку на неделю вперед! Столь долгое ожидание нас не устраивало, поэтому, сменив планы, кроссовер поехал в шинный центр.
В ШЦ Premio также запись на несколько дней вперед. Но нам повезло: именно к нашему приезду образовалось «окно», в которое мы и «влезли». А дальше нам оставалось только любоваться на без преувеличения хорошую работу: откручивание крепежа специальным ключом с удлинителем, мойка снятых колес и упаковка их в новые пакеты, тщательная балансировка устанавливаемого комплекта… Все это можно было наблюдать как у машины, так и из клиентского уголка. На все, при размеренной работе, ушло чуть менее часа времени. А посетовать можно разве что на стоимость: даже для «народного» 15-го диаметра (для корректности сравнения цен мы будем приводить расценки именно для этого, самого массового размера колес) полный шиномонтаж здесь обойдется более чем в тысячу рублей (если точнее, то 1050 руб.), а для кроссоверов и внедорожников – и того больше. Но мы посчитали, что качество сервиса того стоит…
|
|
НИ ШАТКО, НИ ВАЛКО... | В универсальном сервисном центре Gregory Motors также существует запись. Но плотного графика нет, и нам пообещали обслуживание «после во-о-он того универсала». К слову, эта машина уже была готова, но мастера вначале вместе с менеджером вышли покурить, и только потом выгнали из бокса одну машину, и пригласили на ее место другую – нашу.
Неспешное обслуживание продолжилось извлечением зимней резины из багажника, но только после того как ее упаковочный пакет был частично порван, нам с извинениями сообщили, что новых пакетов для шин у них в данный момент нет. При этом мойки снятые колеса удостоены не были, хотя в зоне шиномонтажа стоял специальный моечный аппарат для колес. А в конце работ мастер едва не забыл поставить на место снятые с литых дисков центральные заглушки…
Все это нам пришлось наблюдать стоя прямо в боксе – как раз у объявления, которое запрещало нахождение клиентов в рабочей зоне. При этом отсутствие удобств для клиента (может, они и были, но нам о том не сообщили…), а также мойки снятых колес на итоговом ценнике отразилось не слишком заметно: за шиномонтаж комплекта 15-х колес попросили ровно 1000 руб…
|
|
ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ | В первой выбранной нами придорожной шиномонтажке, расположенной недалеко от аэропорта и ЖК «Крылатый», за монтаж 15-х колес с нас попросили около 750 рублей. Это меньше, чем в шинных центрах, однако здесь нет ни мойки колес, ни упаковки их в пакеты, ни зоны отдыха для клиентов, ни…
Как оказалось, здесь и с инструментом не все хорошо: единственный рабочий домкрат был занят под уже обслуживаемой машиной, и нас любезно попросили достать свой, при этом его чуть было не поставили в не предназначенное для этого место – чтобы вывесить сразу два колеса. Дальше – больше: случился форс-мажор в виде прикипевших к ступицам дисков (который увеличил время шиномонтажа до внушительных полутора часов!). Все более энергичные пинки мастера по колесу, а также обработка соединения проникающей смазкой (хорошо, что таковая имелась в наличии), не помогали. В ход пошла монтажка, а затем и ломик, с помощью которого колесо наконец-таки было снято. Но, к сожалению, после монтажки и ломика на фирменном литье, и даже на тормозном диске, остались отметины от применения грубой силы, которые мы заметили только на следующий день – после того, как вымыли машину и колеса: их, как нетрудно догадаться, здесь не только не помыли, но даже дополнительно «подкрасили» герметизирующей мастикой (спасибо, впрочем, за ее применение – без оной было бы хуже…). А итоговый ценник после окончания работ вырос до 800 руб.
|
|
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР |
Шиномонтаж при СТО «АвтоГЭССервис» нельзя назвать совсем уж придорожным. Однако нятие-установка колес с машины здесь также происходит на улице. И нас также попросили достать собственный домкрат ввиду занятости своего на другом автомобиле. Но вывесить сразу обе оси здесь, слава богу, уже не пытались. Да и подход к работе также показался более тщательным: хоть снятые с машины колеса и не мыли (опять-таки, по причине отсутствия колесной мойки), но диски очистили от старой мастики, прежде чем намазать свежую (которую, кстати, нанесли аккуратно, не испачкав лицевую часть диска). Балансировка также проходила без спешки. Как результат: смена шин заняла около 40 минут (и это самый быстрый результат!), а стоимость для 15-го размера колес составила самые скромные 700 руб. Жаль только, что приличной зоны отдыха/ожидания для клиентов здесь, по сути, нет. Да и пакеты для шин не помешали бы: снятые колеса пришлось грузить в багажник как были – то есть грязными…
|
|
УСЛОВНЫЙ ВЫБОР
Кроме основных плюсов и минусов того или иного способа переобувки, мы отметили ряд других особенностей в работе шиномонтажек.
В крупных шинных центрах самая высокая стоимость шиномонтажа, клиент получает меньше персонального внимания, да и контролировать процесс шиномонтажа тоже не всегда возможно. Но комфортные условия, современное оборудование и широкий спектр дополнительных услуг – их весомое преимущество. Шинные центры постоянно поднимают уровень сервиса – сегодня смену шин можно переждать за чашкой кофе, а сменный комплект оставить на хранение (СТО «Кузя»)
Главный минус придорожных шиномонтажек – грязь как перед мастерской, так и внутри: снятые с машины колеса не моются, новые тоже быстро мараются, еще не успев попасть на машину, есть риск испачкаться и для клиента. К тому же при уличном шиномонтаже работники часто «экономят» время, поднимая машины за не предназначенные для этого места: подкатывают домкрат под двигатель, или под пороги туда, где нет специальных усилителей. Соответственно, нередки случаи повреждения автомобилей при проведении шиномонтажа.
У смены колес своими силами – свои минусы. Даже среди мужчин сегодня не все способны поменять колесо аккуратно и безопасно: неправильная установка домкратов, неумелый срыв прикипевших колесных гаек/болтов, чрезмерная или недостаточная их затяжка – лишь некоторые из проблем, ждущие неопытного автовладельца. А среди женщин и вовсе единицы способны самостоятельно сменить колесо.
Что же касается способов шиномонтажа, то мы в равной степени рекомендуем как смену шин, так и смену колес. Но с оговорками: в частности, при наличии низкопрофильной резины или дорогих колесных дисков, во избежание их случайной порчи лучше выбирать шинные центры с более дорогим оборудованием и более квалифицированными монтажниками. А еще лучше – предпочесть более щадящий для шин и дисков вариант со вторым комплектом колес. В то же время на некоторых автомобилях на дисках могут стоять датчики давления, что вынуждает владельцев использовать только их. Кроме того, приобретение второго комплекта колес экономически оправдывается только со временем – когда затраты на сезонный шиномонтаж перевешивают стоимость второго комплекта дисков. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ШИНОМОНТАЖА В ИРКУТСКЕ, РУБ.
| Размерность колес, (дюймы) | 13-14 | 15-16 | 17 и более | шиномонтаж | 40-50 | 50-70 | 60-110 | снятие-установка | 40-50 | 40-65 | 50-100 | балансировка | 35-60 | 40-60 | 60-100 | комплекс шиномонтажных работ (переобувка) | 500-900 | 550-1050 | 630-1600 |
СТОИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (ЗА 1 КОЛЕСО), РУБ. | мойка / очистка колеса | 30-40 | установка грузиков | 5-25 | установка вентиля | 30-50 | использование домкрата | 10-30 | герметизация диска | 30-50 | подкачка колес | 5-15 | упаковка снятых колес | 25-30 | утилизация | 40-50 |
|
Автомаркет+Спорт № 09/2011