Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Просмотров: 30375
27 Октября 2011

ПОЛЕТЫ ПО РЕЛЬСАМ

Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Теоретически этот поезд может двигаться с рабочей скоростью 380 км/час, но пока в силу экономических причин не разгоняется быстрее 310
Задумывались ли вы – с какой максимальной скоростью когда-либо передвигались по нашей бренной земле? Наш журналист Василий Ларин однажды на испытательном треке в Германии достиг 250 км/час – мало кто на автомобиле ездил быстрее. Впрочем, более быстрые мгновенья испытывали многие. 270-280 км/час – такова скорость отрыва от земли большинства реактивных авиалайнеров. Казалось бы, если исключить всякие заезды на рекорды, стандартные земные скорости на этом и заканчиваются. Нет, только начинаются! В этом убедился корреспондент А+С, побывав в Шанхае.

НАПЕРЕГОНКИ С САМОЛЕТОМ

То, что на поезде из точки А в точку Б на расстояние более 1000 км можно передвигаться так же быстро, как на самолете – давняя мечта (и даже планы!) крупных железнодорожных компаний. Но лишь в Китае это реализовано на практике. Сегодня путь по железной дороге (1320 км) между двумя главными городами Поднебесной – столицей Пекином и крупнейшим финансовым центром Шанхаем – занимает 4 часа 48 минут. Самолет летит 2 часа 10 минут. Хорошо зная оба города, я гипотетически просчитал время, которое потребуется потратить на то, чтобы добраться от центра Шанхая (Народной площади) до центра Пекина (площади Тяньаньминь). С учетом экономии на различных пред/после полетных процедурах и того, что в Пекин поезд прибывает почти в самый центр, в случае с железной дорогой на это потребуется 6 часов, а самолетом – 5 с половиной. Разница в полчаса не принципиальна. Ведь в близкой нам ситуации – на маршруте Иркутск – Красноярск мы получим соотношение (с учетом, опять же, всех трансферов и процедур) 21 час и 4 часа соответственно. Как говорится – почувствуйте разницу.

Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Первое, что поражает в зале отправления поездов вокзала Хунцяо – масштаб и стерильность
Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Посадка на самый скоростной поезд мира исключительно демократична – вся процедура ограничена лишь показом билета на входе и больше напоминает вход в метро. Контроль безопасности – только на входе в терминал
Другой принципиальный вопрос – цена. Стандартная стоимость билета на скоростной поезд (в одну сторону) – $122 (3900 руб.), на самолет – $137 (4400 руб.). На средних расстояниях поезд впервые стал конкурентом самолету, как по цене, так и по скорости. Произошло это совсем недавно. В развитии транспортной системы планеты это историческая дата, и ее стоит запомнить. 30 июня 2011 г. с Южного вокзала Пекина стартовал скоростной поезд G1. Одновременно с вокзала Хунцяо Шанхая ему навстречу вышел поезд G2. В панике авиакомпании снизили цены на билеты на 65% (правда, потом не раз их корректировали, и на сегодня в среднем цена упала на треть). Только за первый месяц скоростными поездами воспользовались более 5 млн. пассажиров – столько проходит через иркутский аэропорт за 10 лет.

ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ»

Все, что касается проекта самой длинной высокоскоростной железной дороги мира «Гармония» (а именно так назвали магистраль Пекин – Шанхай), поражает воображение. Стоимость проекта – $32 млрд. (для сравнения – проведение Олимпиады в Сочи обойдется России в $6 млрд.). Даже для Китая с его геополитическими амбициями и возможностями госфинансирования это самый дорогой проект в истории. Все 1320 км магистрали идут исключительно по эстакадам новой ветки (на линии есть также 22 тоннеля общей протяженностью 16 км). В отличие от других высокотехнологичных проектов этот едва ли не на 100 процентов – чисто китайский, хотя без консультативной помощи «монстров» – немецкой Siemens, японской Kawasaki и канадской Bombardier не обошлось. Локомотивы CRH380 и поезда выпускаются в Китае, более того, планируется их экспорт в другие азиатские страны.

Линия может перевозить ежедневно до 220 тыс. пассажиров (т.е. за два с небольшим дня – все население Иркутска) и теоретически поезда могут ходить с периодичностью метро – каждые 5 минут (утром и вечером так и происходит).

Скоростной поезд Шанхай – Пекин  
Салон скоростного поезда напоминает самолет с той лишь разницей, что жизненного пространства здесь значительно больше   
Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Скорость движения высвечивается на табло в проходах вагона (никаких тамбуров между вагонами нет, по поезду можно перемещаться совершенно свободно  
Проект стартовал в 1998 году (тогда поезд на этом маршруте шел 17 часов). В Китае очень сильна бюрократия – на различные согласования ушло 10 лет, но строят там темпами, которые в нашем понимании кажутся фантастическими. Строительные работы на объекте, который по масштабу условно можно сравнить с БАМом, велись всего 2,5 года – в ноябре 2010 года начались рабочие испытания линии. Это невозможно представить, но ветку одновременно строили 130 тыс. человек – без малого население трех таких городов, как Шелехов. По проекту планировалось, что поезда будут развивать скорость до 380 км/час, а время в пути займет менее 4 часов. Главным идеологом максимальной скорости выступал министр путей сообщения Лю Чжицзюнь. Это стоило ему должности – китайские бюрократы посчитали, что при такой скорости будет расходоваться слишком много электроэнергии и проект будет убыточным. Параллельно, как это часто бывает в Китае, не обошлось и без обвинений во взятках. После увольнения министра среднюю скорость снизили до 300 км/час, время в пути увеличилось почти на час. Впрочем, наверняка скорость передвижения со временем вырастет – во время испытаний поезда развивали 487 км/час, так что потенциал здесь огромный.

Скоростная ветка позволяет не только зарабатывать на пассажирах, но и имеет огромный экономический эффект – она разгрузила старую линию, по которой теперь ходят преимущественно грузовые составы и ночные спальные поезда. Это и дешевле, а кому-то и удобнее (сел вечером – вышел утром), к тому же экспрессы (сейчас в каждую сторону ходит 28 составов) отправляются только в дневное время – с 7 утра до 6 вечера.

ИСПЫТАНИЕ КОМФОРТОМ СКОРОСТИ

Буквально пару недель назад волею обстоятельств потребовалось съездить в Шанхай. По пути туда на китайском сайте www.elong.net (через него, как правило, опытные путешественники бронируют авиабилеты и отели в Китае) подвернулся дисконтный авиабилет Пекин – Шанхай (всего за $100/3200 руб.). А вот обратно в Пекин (откуда есть прямой рейс до Иркутска) решено было во что бы то ни стало возвращаться скоростным поездом.

Чтобы не искушать судьбу, билеты было решено купить через Интернет – на сайте Travel China Guide (www.travelchinaguide.com). Однако сделать это в два клика мыши, как с авиабилетами (ввел данные банковской карточки – получил билет на электронную почту), не получится. Пришлось вступить в длительную переписку с менеджером Travel China Guide (всего я получил от него 12 писем!). Оплачивать билет пришлось через систему Western Union (т.е. ехать в банк), а сами «квитки» возможно было получить только в отеле по приезду в Шанхай (они дожидались нас на стойке портье, едва мы приехали в гостиницу).

Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Все 1320 км можно посвятить созерцанию разнообразных китайских пейзажей
Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Вся высокоскоростная магистраль проходит исключительно по специально построенным эстакадам
Совершенно неясно было – как в практическом смысле (контроль безопасности, регистрация, багаж и т.д.) пользоваться этим видом транспорта. На русскоязычных сайтах путешественников не удалось найти ни одного отчета о поездке – тут поневоле почувствуешь себя первооткрывателем. В сопроводительном письме было сказано, что мы должны пройти регистрацию (по крайней мере, так я понимаю английское слово check-in) за 40 минут до отправления. Чтобы не испытывать судьбу, прибыли на огромный вокзал Хунцяо (символично – он совмещен в единый комплекс с аэропортом) за 1,5 часа. И поняли, что поторопились – посадка на поезд напоминает проход в метро – показываешь при входе на перрон билетик и занимаешь свое место в вагоне. Багаж размещается в специальном тамбуре или на полках над креслами. На все про все – 5 минут. Больше всего удивил либеральный, по сравнению с авиационным, контроль безопасности – только сканер на входе в терминал, никакого личного и паспортного контроля.

Вход на перрон открыли только за 20 минут до отправления – едва хватило времени, чтобы провести фотосессию. Поезд тронулся и… Да что тут рассказывать – никаких особых впечатлений – ни перегрузок, ни запредельного уровня шума. Салон в эконом-классе напоминает аналогичный в самолете с двумя важными отличиями – расстояния между сиденьями значительно больше и есть электрическая розетка, которая для меня пришлась весьма кстати. Времени поездки едва хватило, чтобы «разгрести» на ноутбуке шанхайскую фотосессию. Как в самолете, в поезде есть стюарды – разносят напитки, снеки (естественно, никакого вагона-ресторана). Современный туалет, питьевая вода. Есть отделения первого и бизнес-класса – опять же, по комфорту сопоставимые с авиационными.

Скорость в 300 км/час (а такая, судя по табло, держится большую часть пути) не чувствуется абсолютно. Никаких вибраций: полная чашка кофе не отдаст ни капли за все время пути. Тихо: уровень шума в 61 дцб (меньше, чем в салоне автомобиля на небольшой скорости). Периодически возникает легкая «турбулентность» – при разъезде двух поездов. Длится это буквально мгновенье, даже очертания встречного не заметишь, ведь совокупные скорости – 600 км/час. Картинка в панорамном окне вполне комфортная, более того, возникает ощущение, что ты смотришь какой-то познавательный канал вроде National Geographic: в «кадре» мелькают китайские города и пасторальные пейзажи. Большей частью – идеально ухоженные сельскохозяйственные поля, в которых копошатся тысячи людей. Впервые в Китае я понял, что это в большей степени не урбанистическая, а все-таки аграрная страна.

По пути поезд делает только одну минутную остановку – в 8-миллионном Нанкине, где состав пассажиров обновляется на треть. И ровно через 4 часа 48 минут (секунда в секунду!) прибывает на южный вокзал Пекина.

До поездки у меня никак не укладывалось в голове, как поезд может двигаться быстрее, чем скорость отрыва самолета от земли. Когда мы вышли на перрон в Пекине, смятений стало еще больше – неужели сейчас, меньше чем за 5 часов – мы преодолели по земле 1320 км? Те, скорости с которыми китайцы двигаются к своему светлому будущему, лично в моем сознании не укладываются. Видимо, мы в этом от них серьезно отстали.

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА


Скоростной поезд Maglev
Скоростной поезд Maglev
Поезда Maglev идут над специально построенной эстакадой, используя принцип магнитной лавитации
Китайская действительность приучает считать расстояние не в километрах, а в минутах. Поезд скоростной линии Маглев, связывающий Международный аэропорт Шанхая Пудонг с центром города, развивает максимальную скорость 430 км/час и преодолевает 30 километров за 7 минут (метро или скоростная автотрасса на этом же пути – 40 минут). На сегодня это самый быстрый поезд мира.

Maglev (maglev – magnetic levitation – «магнитоплан») – одна из двух коммерческих линий в мире, использующих технологию магнитного подвеса – поезд двигается над поверхностью специально построенного пути. Как и многие другие высокотехнологичные проекты в Китае, линия построена и спроектирована иностранной компанией – немецкой Transrapid, и запущена в 2002 году. Правда, коммерческой выгоды она не приносит – конечная станция находится несколько неудобно, да и билеты для китайцев оказались дороговаты (200-250 рублей). Туманны и перспективы дороги – ее планировалось продлить до другого Шанхайского аэропорта Хунцяо (тогда бы она пронизывала весь центр города), но пока проект заморожен по многим причинам, в том числе и из-за не до конца исследованного воздействия электромагнитных волн на жителей близлежащих домов.

Скоростной поезд Maglev
Maglev уже почти 10 лет – самое быстрое наземное транспортное средство в мире
Во многом сейчас Маглев – один из многочисленных туристических аттракционов 20-миллионного Шанхая. Именно у иностранцев он вызывает больше эмоций – китайцы даже посматривают на фотографирующих поезд с некоторым недоумением (наверное, так бы мы воспринимали, если бы кто-либо начал делать фотосессию нашей электрички).

Вечером скорость Маглева ограничена 301 км/час. Когда мы прилетели в Шанхай, получилось именно так. Я не мог упустить шанс проехать на запредельной для поверхности Земли скорости, поэтому специально проехал в обе стороны (станция метро – аэропорт) днем. Впечатления? Поезд идет практически бесшумно и исключительно плавно. Максимальная скорость держится буквально пару десятков секунд – две минуты поезд разгоняется, и пять тормозит (используя силу аэродинамического сопротивления). Даже на максимальной скорости, благодаря тому что линия проходит в двух десятках метров над землей, можно любоваться панорамой, хотя картинка в окне и мелькает непривычно быстро. Какое-то подобие острых ощущений возникает только в поворотах – чем-то (хотя и очень отдаленно) напоминает американские горки. Гораздо сильнее чувство эйфории – от соприкосновения с далеким для всего остального человечества будущим.


Скоростной поезд Шанхай – Пекин
Не надо быть особым провидцем, чтобы утверждать – Китай навеки захватил мировое лидерство по протяженности высокоскоростных железных дорог

САМЫЕ БЫСТРЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПОЕЗДА МИРА    
Линия, компанияСтрана, континентГод запуска в
коммерческую
эксплуатацию
Максимальная
рабочая скорость
(км/час) 
СинкасэнЯпония 1964 300 
TGV Франция 1981 320 
Intercity ExpressГермания 1991330 
AVEИспания 1992 330 
EurostarВеликобритания-Европа1993 300 
ThalysЕвропа1996300
Maglev ШанхайКитай2002 431
Пекин – ШанхайКитай2011380

Линии Пекин – Шанхай принадлежит два самых важных мировых рекорда – самая длинная высокоскоростная трасса в мире (1320 км) с самой высокой средней скоростью движения (около 300 км/час). На европейских и японских трассах скорости 280-300 км/час достигаются только на ограниченных участках.

Российский поезд Сапсан на участке Москва – Санкт-Петербург двигается со скоростью 200 км/час, достигая максимальной скорости в 250 км/час на коротком участке Окуловка – Малая Вишера.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ
СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ МИРА
СТРАНАКМ
Китай7055*
Япония2554
Испания2056
Франция1896
Германия1285

* К 2013 году длина высокоскоростных дорог в Китае достигнет 12000 км, на большей части которых можно будет развивать скорость 300 км/час.


Ефим НЕЗВАННЫЙ


Автомаркет+Спорт № 09/2011

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог