ПОЛЕТЫ ПО РЕЛЬСАМ
Теоретически этот поезд может двигаться с рабочей скоростью 380 км/час, но пока в силу экономических причин не разгоняется быстрее 310 |
НАПЕРЕГОНКИ С САМОЛЕТОМ
То, что на поезде из точки А в точку Б на расстояние более 1000 км можно передвигаться так же быстро, как на самолете – давняя мечта (и даже планы!) крупных железнодорожных компаний. Но лишь в Китае это реализовано на практике. Сегодня путь по железной дороге (1320 км) между двумя главными городами Поднебесной – столицей Пекином и крупнейшим финансовым центром Шанхаем – занимает 4 часа 48 минут. Самолет летит 2 часа 10 минут. Хорошо зная оба города, я гипотетически просчитал время, которое потребуется потратить на то, чтобы добраться от центра Шанхая (Народной площади) до центра Пекина (площади Тяньаньминь). С учетом экономии на различных пред/после полетных процедурах и того, что в Пекин поезд прибывает почти в самый центр, в случае с железной дорогой на это потребуется 6 часов, а самолетом – 5 с половиной. Разница в полчаса не принципиальна. Ведь в близкой нам ситуации – на маршруте Иркутск – Красноярск мы получим соотношение (с учетом, опять же, всех трансферов и процедур) 21 час и 4 часа соответственно. Как говорится – почувствуйте разницу.
ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ»
Все, что касается проекта самой длинной высокоскоростной железной дороги мира «Гармония» (а именно так назвали магистраль Пекин – Шанхай), поражает воображение. Стоимость проекта – $32 млрд. (для сравнения – проведение Олимпиады в Сочи обойдется России в $6 млрд.). Даже для Китая с его геополитическими амбициями и возможностями госфинансирования это самый дорогой проект в истории. Все 1320 км магистрали идут исключительно по эстакадам новой ветки (на линии есть также 22 тоннеля общей протяженностью 16 км). В отличие от других высокотехнологичных проектов этот едва ли не на 100 процентов – чисто китайский, хотя без консультативной помощи «монстров» – немецкой Siemens, японской Kawasaki и канадской Bombardier не обошлось. Локомотивы CRH380 и поезда выпускаются в Китае, более того, планируется их экспорт в другие азиатские страны.
Линия может перевозить ежедневно до 220 тыс. пассажиров (т.е. за два с небольшим дня – все население Иркутска) и теоретически поезда могут ходить с периодичностью метро – каждые 5 минут (утром и вечером так и происходит).
Скоростная ветка позволяет не только зарабатывать на пассажирах, но и имеет огромный экономический эффект – она разгрузила старую линию, по которой теперь ходят преимущественно грузовые составы и ночные спальные поезда. Это и дешевле, а кому-то и удобнее (сел вечером – вышел утром), к тому же экспрессы (сейчас в каждую сторону ходит 28 составов) отправляются только в дневное время – с 7 утра до 6 вечера.
ИСПЫТАНИЕ КОМФОРТОМ СКОРОСТИ
Буквально пару недель назад волею обстоятельств потребовалось съездить в Шанхай. По пути туда на китайском сайте www.elong.net (через него, как правило, опытные путешественники бронируют авиабилеты и отели в Китае) подвернулся дисконтный авиабилет Пекин – Шанхай (всего за $100/3200 руб.). А вот обратно в Пекин (откуда есть прямой рейс до Иркутска) решено было во что бы то ни стало возвращаться скоростным поездом.
Чтобы не искушать судьбу, билеты было решено купить через Интернет – на сайте Travel China Guide (www.travelchinaguide.com). Однако сделать это в два клика мыши, как с авиабилетами (ввел данные банковской карточки – получил билет на электронную почту), не получится. Пришлось вступить в длительную переписку с менеджером Travel China Guide (всего я получил от него 12 писем!). Оплачивать билет пришлось через систему Western Union (т.е. ехать в банк), а сами «квитки» возможно было получить только в отеле по приезду в Шанхай (они дожидались нас на стойке портье, едва мы приехали в гостиницу).
Все 1320 км можно посвятить созерцанию разнообразных китайских пейзажей |
Вся высокоскоростная магистраль проходит исключительно по специально построенным эстакадам |
Вход на перрон открыли только за 20 минут до отправления – едва хватило времени, чтобы провести фотосессию. Поезд тронулся и… Да что тут рассказывать – никаких особых впечатлений – ни перегрузок, ни запредельного уровня шума. Салон в эконом-классе напоминает аналогичный в самолете с двумя важными отличиями – расстояния между сиденьями значительно больше и есть электрическая розетка, которая для меня пришлась весьма кстати. Времени поездки едва хватило, чтобы «разгрести» на ноутбуке шанхайскую фотосессию. Как в самолете, в поезде есть стюарды – разносят напитки, снеки (естественно, никакого вагона-ресторана). Современный туалет, питьевая вода. Есть отделения первого и бизнес-класса – опять же, по комфорту сопоставимые с авиационными.
Скорость в 300 км/час (а такая, судя по табло, держится большую часть пути) не чувствуется абсолютно. Никаких вибраций: полная чашка кофе не отдаст ни капли за все время пути. Тихо: уровень шума в 61 дцб (меньше, чем в салоне автомобиля на небольшой скорости). Периодически возникает легкая «турбулентность» – при разъезде двух поездов. Длится это буквально мгновенье, даже очертания встречного не заметишь, ведь совокупные скорости – 600 км/час. Картинка в панорамном окне вполне комфортная, более того, возникает ощущение, что ты смотришь какой-то познавательный канал вроде National Geographic: в «кадре» мелькают китайские города и пасторальные пейзажи. Большей частью – идеально ухоженные сельскохозяйственные поля, в которых копошатся тысячи людей. Впервые в Китае я понял, что это в большей степени не урбанистическая, а все-таки аграрная страна.
По пути поезд делает только одну минутную остановку – в 8-миллионном Нанкине, где состав пассажиров обновляется на треть. И ровно через 4 часа 48 минут (секунда в секунду!) прибывает на южный вокзал Пекина.
До поездки у меня никак не укладывалось в голове, как поезд может двигаться быстрее, чем скорость отрыва самолета от земли. Когда мы вышли на перрон в Пекине, смятений стало еще больше – неужели сейчас, меньше чем за 5 часов – мы преодолели по земле 1320 км? Те, скорости с которыми китайцы двигаются к своему светлому будущему, лично в моем сознании не укладываются. Видимо, мы в этом от них серьезно отстали.
ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА
Maglev (maglev – magnetic levitation – «магнитоплан») – одна из двух коммерческих линий в мире, использующих технологию магнитного подвеса – поезд двигается над поверхностью специально построенного пути. Как и многие другие высокотехнологичные проекты в Китае, линия построена и спроектирована иностранной компанией – немецкой Transrapid, и запущена в 2002 году. Правда, коммерческой выгоды она не приносит – конечная станция находится несколько неудобно, да и билеты для китайцев оказались дороговаты (200-250 рублей). Туманны и перспективы дороги – ее планировалось продлить до другого Шанхайского аэропорта Хунцяо (тогда бы она пронизывала весь центр города), но пока проект заморожен по многим причинам, в том числе и из-за не до конца исследованного воздействия электромагнитных волн на жителей близлежащих домов.
Вечером скорость Маглева ограничена 301 км/час. Когда мы прилетели в Шанхай, получилось именно так. Я не мог упустить шанс проехать на запредельной для поверхности Земли скорости, поэтому специально проехал в обе стороны (станция метро – аэропорт) днем. Впечатления? Поезд идет практически бесшумно и исключительно плавно. Максимальная скорость держится буквально пару десятков секунд – две минуты поезд разгоняется, и пять тормозит (используя силу аэродинамического сопротивления). Даже на максимальной скорости, благодаря тому что линия проходит в двух десятках метров над землей, можно любоваться панорамой, хотя картинка в окне и мелькает непривычно быстро. Какое-то подобие острых ощущений возникает только в поворотах – чем-то (хотя и очень отдаленно) напоминает американские горки. Гораздо сильнее чувство эйфории – от соприкосновения с далеким для всего остального человечества будущим. |
Не надо быть особым провидцем, чтобы утверждать – Китай навеки захватил мировое лидерство по протяженности высокоскоростных железных дорог |
Линии Пекин – Шанхай принадлежит два самых важных мировых рекорда – самая длинная высокоскоростная трасса в мире (1320 км) с самой высокой средней скоростью движения (около 300 км/час). На европейских и японских трассах скорости 280-300 км/час достигаются только на ограниченных участках. Российский поезд Сапсан на участке Москва – Санкт-Петербург двигается со скоростью 200 км/час, достигая максимальной скорости в 250 км/час на коротком участке Окуловка – Малая Вишера. |
* К 2013 году длина высокоскоростных дорог в Китае достигнет 12000 км, на большей части которых можно будет развивать скорость 300 км/час. |