Зимние автомасла
Просмотров: 5439
27 Октября 2011
Теги: автомасла

УМАСЛИТЬ ОСТОРОЖНО

Зимние автомасла
Масла, применяемые сегодня в двигателях и механических трансмиссиях, в основном выбираются по двум параметрам – вязкость и уровень эксплуатационных свойств. С учетом наступающего сезона особое внимание к классу вязкости, поскольку это прямо влияет на способность двигателя безопасно заводиться на морозе, так же как на способность агрегатов трансмиссии сохранять подвижность и экономично передавать момент. Однако за этим совсем не стоит забывать о классификации масел по их эксплуатационному уровню, что при нынешнем выборе смазочных материалов вещь даже более актуальная, чем вязкость.

МОТОРНЫЕ МАСЛА

Особых трудностей при подборе масла по классу вязкости сегодня нет. Общепринятый здесь стандарт – это SAE, который регламентирует вязкостные свойства как при высоких, так и низких температурах. Подавляющее большинство современных моторных масел всесезонные, однако их предельные вязкостные свойства различны.

Зимние автомасла
С учетом сезона и обновляющегося автопарка, моторные масла с такими обозначениями становятся наиболее востребованными
Зимние автомасла
Маловязкие масла класса 20 ориентированы на японские и американские автомобили новых поколений, но для России пока не характерны
У минеральных масел температурные границы применения ограничены, причем в основном как раз в «холодной» зоне работы. У полусинтетических (или гидрокрекинговых) эти границы пошире, а самые универсальные «по климату» – это масла на полностью синтетической основе, способные сохранять текучесть при очень низких температурах и высокую вязкость при рабочих температурах двигателя. Но в любом случае варианты исполнения по классу вязкости бывают разными, и в этой связи по SAE особенно важна его «зимняя» категория W (Winter) – чем меньше цифра перед буквой W, тем лучшей текучестью на холоде обладает масло.

Для нашего региона зимой лучше всего применять полу- или полностью синтетические масла с зимней вязкостью 5W или 0W, которые позволяют относительно легко провернуть коленвал и подать смазку к деталям (особенно к таким критичным как поршни, узлы ГРМ, подшипники турбины) при температурах –25°C градусов и ниже. Именно такие сорта масел мы и включили для примера в нашу сводную таблицу. Такие масла наиболее дорогие, но есть марочный и ценовой выбор. Кто не гонится за последними достижениями технологических лидеров, а обходится стандартными решениями, всегда может сэкономить.

Однако по SAE двузначная цифра справа тоже имеет значение: она дает представление о высокотемпературных свойствах – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах двигателя. В обиходе давно сложился такой принцип: чем автомобиль старше и «пробежнее», или чем большим нагрузкам он подвергается, тем более вязкий класс масла ему нужен.

С развитием моторостроения и совершенствованием масел этот принцип утрачивает силу, однако с учетом «широты» нашего автопарка и условий эксплуатации зависимость по-прежнему существует. Во всем нужно придерживаться рекомендаций производителей, но большинство рекомендаций не «заглядывает» глубоко и подробно. Если исходить из стандартных условий и очень обобщенно: для автомобилей 90-х годов выпуска принято применять масла класса 40, для автомобилей выпуска после 2000 года масла класса 30, которые, кроме всего, разрабатываются как энергосберегающие с низкими потерями на трение, что способствует экономии топлива. В последнее время в торговле фигурируют «фирменные» японские масла класса 20, но необходимость их применения пока носит ограниченный характер.

Зимние автомасла
Типичный «набор» классификация и допусков, определяющий наиболее подходящее для нас моторное масло, при этом класс вязкости может быть разным
Вместе с тем сейчас при выборе моторного масла важно не ошибиться в стандартах качества и допусках фирм. Эксплуатационный уровень моторных масел определяется двумя основными стандартами качества – американским API и более жестким европейским ACEA.

И хотя уже ряд «крутых» европейских масел даже не сертифицируется по «отстающему» API, он пока является самым распространенным. Ориентироваться в нем несложно: вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере модернизации масел. Наиболее высокие показатели качества для универсальных масел – API SL/CF и SM/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), причем SM действует с 2005 года. В 2010-м был введен новый уровень SN/CF, а также появился новый регламент качества по АСЕА, но выход на рынок соответствующей им продукции обычно растягивается во времени.

Особенность нынешней конъюнктуры смазочного рынка в том, что взять моторное масло «не той системы» можно, как раз «клюнув» на самые современные категории. Не потому что они плохи или подделка, а просто не все из них оптимально подходят в силу нашей специфики.

Дело в том, что сейчас стали появляться масла не только энерго-, но и эко-сберегающие. Отличить их можно, например, по новой спецификации АСЕА С (С1, С2, С3). Это продукты категории Low Saps – с пониженным содержанием сульфатной золы, фосфора и серы. Состав присадок в таких маслах «мягче», что рассчитано на бензиновые двигатели с катализаторами нового поколения и дизельные двигатели с сажевыми фильтрами. А главное, малозольные масла призваны работать совместно с чистым бессернистым топливом в рамках соответствия стандартам Евро4 и Евро5. При этом влияние масел на ресурс катализаторов в десятки раз меньше, чем влияние топлива.

У нас же о таких бензинах, где содержание серы менее 0,015%, пока только говорят, поэтому лучше придерживаться масел массовых категорий по АСЕА, например А3/В3/В4. Они хоть и рассчитаны на стандартные сроки замены (до 15000 км), но обладают «агрессивным» пакетом присадок с высоким щелочным числом, что как раз и требуется для эффективного «содействия» с высокосернистым топливом. То есть традиционные синтетические масла для нас по-прежнему самые «полезные». Конечно, заливать можно и масла модной серии Low Saps, но сроки их замены лучше не увеличивать.

Те же тонкости и в допусках автопроизводителей. Например, допусков VW много, но они кардинально разные. Так, не стоит «западать» на самый последний допуск VW 504 00/507 00 (через дробь для бензиновых и легковых дизельных двигателей), поскольку он рассчитан на самые современные моторы, работающие на высококачественном топливе. А надо придерживаться классического и наиболее приспособленного для нас допуска VW 50200/50500, который как раз ориентирован на двигатели традиционных конструкций, работающих на высокосернистом топливе.


Зимние автомасла
Кроме «общевойсковых», на рынке сегодня большой выбор марочных трансмиссионных масел для автомобилей японского рынка. Цены на них выше

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Затраты на трансмиссионные масла не такие высокие, как на моторные, и в основном по причине их куда более редкой замены. Но это же обстоятельство обязывает весьма ответственно выбирать трансмиссионные масла, которые по функциям представляют собой нечто особенное. Кроме смазывающих свойств, они должны обеспечить определенный коэффициент трения – в синхронизаторах, фрикционах, блокирующих устройства и т.п. в зависимости от назначения масла. Для ряда агрегатов, особенно автоматических, должны строго соблюдаться необходимые параметры вязкости. В иных случаях не обойтись без применения фирменных масел, если автопроизводителем предписывается продукт оригинальной спецификации.

Но для традиционных трансмиссий исходить надо из общепринятых обозначений. Для механических коробок и редукторов мостов по стандартам SAE и API, а для АКП (масла для них обычно именуют жидкостями – Automatic Transmission Fluid) по спецификациям Dexron. У нас масла для механических коробок и мостов лучше использовать «зимнего» класса вязкости SAE 75W, потому что такие сохраняют нормальную текучесть при низких температурах и способны экономить топливо. Они на синтетической основе и дороже, но с ними легче. Оптимальный высокотемпературный класс в этом случае 90 (то есть SAE 75W-90), хотя для переднеприводных МКП чаще идет менее вязкий класса 85, а для высоконагруженных мостов наоборот, нередко высоковязкий класс 140.

Разделение масел по их применению в МКП и в мостах подскажет стандарт API по трансмиссионной спецификации GL. Она в основном указывает на содержание противоизносных и противозадирных присадок. Больше цифра – больше таких присадок. Для коробок, как правило, идет уровень GL-3 и GL-4, а для редукторов мостов уровень GL-5. Для обычных МКП нет необходимости экстремально «заряжать» масло на сопротивление износу, зато надо обеспечить совместимость с разными металлами и эффективное срабатывание тех же синхронизаторов. Есть довольно дорогие синтетические продукты с двойным обозначением: GL-4/5 для комбинированных коробок, совмещенных с редуктором моста, а также универсальные: GL-4, GL-5, подходящие и для МКП, и для мостов.

Для АКП, несмотря на разные конструкции и допуски, также производятся (и успешно применяются) универсальные масла, теперь такие появились даже под российскими брендами. Но в любом случае жидкости для автоматических трансмиссий даже на минеральной основе относятся к маловязким при высоких, и легкотекучим при низких температурах маслам. Поэтому любые из них пригодны для наших зим, хотя синтетические продукты в этом смысле имеют лучшие показатели.


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ
МОТОРНЫЕ МАСЛА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА
ОСНОВАКЛАСС
ВЯЗКОСТИ SAE
УРОВЕНЬ
КАЧЕСТВА API
ЦЕНЫ В РУБ. ЗА ЕМКОСТЬ
1 литр4 литра5 литров
BP     
синт.0W-40SM/CF5602080– 
синт.5W-40SM/CF380 1440– 
синт. 5W-30SL/CF4001480– 
CASTROL     
синт.0W-30 SM/CF680 2520– 
синт.0W-40SM/CF6702520– 
синт. 5W-40SM/CF4901800– 
синт.5W-30SM/CF5101880– 
синт. 5W-30SM/CF4901800 – 
ELF     
синт.5W-40SM/CF38514201470
п/синт.5W-30SL/CF330 – 1750
синт.5W-50SG/CD405 1500 – 
G-ENERGY     
синт.5W-40SM/CF 390 1460– 
синт. 5W-30 SM/CF380 1400– 
HONDA     
п/синт.0W-20SM– 1890 – 
синт.5W-40SM– 3900 – 
п/синт. 5W-30 SM – 2340– 
LUKOIL     
синт. 5W-40SM/CF3451200– 
п/синт. 5W-40SL/CF 255 8301100
п/синт. 5W-40 SG/CF195 650800
MANNOL     
синт.0W-40 SM/CF500 1950– 
синт.5W-40 SL/CF 3751425– 
синт. 5W-30SL/CF 325– 1420
синт. 5W-50SL/CF355 1250– 
MOBIL     
синт.0W-40SM/CF7052750– 
синт.5W-50SM/CF6852550– 
синт. 5W-40SM/CF490 1870– 
синт. 5W-30 SL/CF330 1250– 
MOTUL     
синт.5W-40 SL/CF485– 2420 
синт. 5W-30SL/CF490 – 2370
синт.5W-30SL/CF– 2900 – 
NISSAN     
синт. 0W-20SM– 2600 – 
синт. 5W-40SL 400 1980– 
синт. 5W-30 SM 560 1800– 
NESTE      
синт. 0W-40 SM/CF575 2200 – 
синт. 5W-50SL/CF420 1400 – 
синт. 5W-40 SL/CF410 1660– 
синт. 5W-30 SL/CF385 1420– 
SHELL     
синт.0W-40 SM/CF6502500– 
синт. 5W-40SM/CF5001950– 
синт.5W-40 SL/CF460 1750– 
синт. 5W-30 SM/CF595 2320– 
п/синт. 5W-40SM/CF370 1450 – 
SPECTROL     
синт. 0W-40SM/CF360 1350 – 
синт. 0W-50SM/CF420 1550 – 
синт. 5W-50SM/CF340 1230– 
п/синт. 5W-40SL/CF200 675 – 
TOYOTA     
синт. 5W-40 SL/CF– – 2330 
п/синт. 0W-20 SM 650 2290 – 
п/синт. 5W-30 SM – 1800 – 
минер.5W-30SL – 1200 – 
ТНК      
синт. 5W-40SM/CF370 1240 – 
синт. 5W-40SL/CF240 770 – 
п/синт. 5W-30SL/CF 225 730– 
XENUM      
синт. 5W-30 SM/CF 1250 – 6000 
синт. 5W-40SM/CF690 – 3350
синт. 5W-40SM/CF550 – 2550
XADO      
синт. 5W-40SL/CF643 2353– 
синт. 5W-50SL/CF598 2040 – 
п/синт. 5W-40SL/CF470 1705 – 
ZIC      
синт. 0W-40SM/CF770 2450– 
синт. 5W-40SM 400 1250– 
синт. 5W-30 SM 400 1300 – 
п/синт.0W-30 SM 300 960– 
п/синт. 5W-30 SL 260 860 – 

Василий ЛАРИН,
фото автора


Автомаркет+Спорт № 09/2011

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог