УМАСЛИТЬ ОСТОРОЖНО
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Особых трудностей при подборе масла по классу вязкости сегодня нет. Общепринятый здесь стандарт – это SAE, который регламентирует вязкостные свойства как при высоких, так и низких температурах. Подавляющее большинство современных моторных масел всесезонные, однако их предельные вязкостные свойства различны.
Для нашего региона зимой лучше всего применять полу- или полностью синтетические масла с зимней вязкостью 5W или 0W, которые позволяют относительно легко провернуть коленвал и подать смазку к деталям (особенно к таким критичным как поршни, узлы ГРМ, подшипники турбины) при температурах –25°C градусов и ниже. Именно такие сорта масел мы и включили для примера в нашу сводную таблицу. Такие масла наиболее дорогие, но есть марочный и ценовой выбор. Кто не гонится за последними достижениями технологических лидеров, а обходится стандартными решениями, всегда может сэкономить.
Однако по SAE двузначная цифра справа тоже имеет значение: она дает представление о высокотемпературных свойствах – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах двигателя. В обиходе давно сложился такой принцип: чем автомобиль старше и «пробежнее», или чем большим нагрузкам он подвергается, тем более вязкий класс масла ему нужен.
С развитием моторостроения и совершенствованием масел этот принцип утрачивает силу, однако с учетом «широты» нашего автопарка и условий эксплуатации зависимость по-прежнему существует. Во всем нужно придерживаться рекомендаций производителей, но большинство рекомендаций не «заглядывает» глубоко и подробно. Если исходить из стандартных условий и очень обобщенно: для автомобилей 90-х годов выпуска принято применять масла класса 40, для автомобилей выпуска после 2000 года масла класса 30, которые, кроме всего, разрабатываются как энергосберегающие с низкими потерями на трение, что способствует экономии топлива. В последнее время в торговле фигурируют «фирменные» японские масла класса 20, но необходимость их применения пока носит ограниченный характер.
Типичный «набор» классификация и допусков, определяющий наиболее подходящее для нас моторное масло, при этом класс вязкости может быть разным |
И хотя уже ряд «крутых» европейских масел даже не сертифицируется по «отстающему» API, он пока является самым распространенным. Ориентироваться в нем несложно: вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере модернизации масел. Наиболее высокие показатели качества для универсальных масел – API SL/CF и SM/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), причем SM действует с 2005 года. В 2010-м был введен новый уровень SN/CF, а также появился новый регламент качества по АСЕА, но выход на рынок соответствующей им продукции обычно растягивается во времени.
Особенность нынешней конъюнктуры смазочного рынка в том, что взять моторное масло «не той системы» можно, как раз «клюнув» на самые современные категории. Не потому что они плохи или подделка, а просто не все из них оптимально подходят в силу нашей специфики. Дело в том, что сейчас стали появляться масла не только энерго-, но и эко-сберегающие. Отличить их можно, например, по новой спецификации АСЕА С (С1, С2, С3). Это продукты категории Low Saps – с пониженным содержанием сульфатной золы, фосфора и серы. Состав присадок в таких маслах «мягче», что рассчитано на бензиновые двигатели с катализаторами нового поколения и дизельные двигатели с сажевыми фильтрами. А главное, малозольные масла призваны работать совместно с чистым бессернистым топливом в рамках соответствия стандартам Евро4 и Евро5. При этом влияние масел на ресурс катализаторов в десятки раз меньше, чем влияние топлива. У нас же о таких бензинах, где содержание серы менее 0,015%, пока только говорят, поэтому лучше придерживаться масел массовых категорий по АСЕА, например А3/В3/В4. Они хоть и рассчитаны на стандартные сроки замены (до 15000 км), но обладают «агрессивным» пакетом присадок с высоким щелочным числом, что как раз и требуется для эффективного «содействия» с высокосернистым топливом. То есть традиционные синтетические масла для нас по-прежнему самые «полезные». Конечно, заливать можно и масла модной серии Low Saps, но сроки их замены лучше не увеличивать. Те же тонкости и в допусках автопроизводителей. Например, допусков VW много, но они кардинально разные. Так, не стоит «западать» на самый последний допуск VW 504 00/507 00 (через дробь для бензиновых и легковых дизельных двигателей), поскольку он рассчитан на самые современные моторы, работающие на высококачественном топливе. А надо придерживаться классического и наиболее приспособленного для нас допуска VW 50200/50500, который как раз ориентирован на двигатели традиционных конструкций, работающих на высокосернистом топливе. |
Кроме «общевойсковых», на рынке сегодня большой выбор марочных трансмиссионных масел для автомобилей японского рынка. Цены на них выше |
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
Затраты на трансмиссионные масла не такие высокие, как на моторные, и в основном по причине их куда более редкой замены. Но это же обстоятельство обязывает весьма ответственно выбирать трансмиссионные масла, которые по функциям представляют собой нечто особенное. Кроме смазывающих свойств, они должны обеспечить определенный коэффициент трения – в синхронизаторах, фрикционах, блокирующих устройства и т.п. в зависимости от назначения масла. Для ряда агрегатов, особенно автоматических, должны строго соблюдаться необходимые параметры вязкости. В иных случаях не обойтись без применения фирменных масел, если автопроизводителем предписывается продукт оригинальной спецификации.
Но для традиционных трансмиссий исходить надо из общепринятых обозначений. Для механических коробок и редукторов мостов по стандартам SAE и API, а для АКП (масла для них обычно именуют жидкостями – Automatic Transmission Fluid) по спецификациям Dexron. У нас масла для механических коробок и мостов лучше использовать «зимнего» класса вязкости SAE 75W, потому что такие сохраняют нормальную текучесть при низких температурах и способны экономить топливо. Они на синтетической основе и дороже, но с ними легче. Оптимальный высокотемпературный класс в этом случае 90 (то есть SAE 75W-90), хотя для переднеприводных МКП чаще идет менее вязкий класса 85, а для высоконагруженных мостов наоборот, нередко высоковязкий класс 140.
Разделение масел по их применению в МКП и в мостах подскажет стандарт API по трансмиссионной спецификации GL. Она в основном указывает на содержание противоизносных и противозадирных присадок. Больше цифра – больше таких присадок. Для коробок, как правило, идет уровень GL-3 и GL-4, а для редукторов мостов уровень GL-5. Для обычных МКП нет необходимости экстремально «заряжать» масло на сопротивление износу, зато надо обеспечить совместимость с разными металлами и эффективное срабатывание тех же синхронизаторов. Есть довольно дорогие синтетические продукты с двойным обозначением: GL-4/5 для комбинированных коробок, совмещенных с редуктором моста, а также универсальные: GL-4, GL-5, подходящие и для МКП, и для мостов. Для АКП, несмотря на разные конструкции и допуски, также производятся (и успешно применяются) универсальные масла, теперь такие появились даже под российскими брендами. Но в любом случае жидкости для автоматических трансмиссий даже на минеральной основе относятся к маловязким при высоких, и легкотекучим при низких температурах маслам. Поэтому любые из них пригодны для наших зим, хотя синтетические продукты в этом смысле имеют лучшие показатели. |
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА | |||||
ОСНОВА | КЛАСС ВЯЗКОСТИ SAE | УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА API | ЦЕНЫ В РУБ. ЗА ЕМКОСТЬ | ||
1 литр | 4 литра | 5 литров | |||
BP | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 560 | 2080 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 380 | 1440 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 400 | 1480 | – |
CASTROL | |||||
синт. | 0W-30 | SM/CF | 680 | 2520 | – |
синт. | 0W-40 | SM/CF | 670 | 2520 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 510 | 1880 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
ELF | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 385 | 1420 | 1470 |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | – | 1750 |
синт. | 5W-50 | SG/CD | 405 | 1500 | – |
G-ENERGY | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 390 | 1460 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 380 | 1400 | – |
HONDA | |||||
п/синт. | 0W-20 | SM | – | 1890 | – |
синт. | 5W-40 | SM | – | 3900 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 2340 | – |
LUKOIL | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 345 | 1200 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 255 | 830 | 1100 |
п/синт. | 5W-40 | SG/CF | 195 | 650 | 800 |
MANNOL | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 375 | 1425 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 325 | – | 1420 |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 355 | 1250 | – |
MOBIL | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 705 | 2750 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 685 | 2550 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1870 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | 1250 | – |
MOTUL | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | 485 | – | 2420 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 490 | – | 2370 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | – | 2900 | – |
NISSAN | |||||
синт. | 0W-20 | SM | – | 2600 | – |
синт. | 5W-40 | SL | 400 | 1980 | – |
синт. | 5W-30 | SM | 560 | 1800 | – |
NESTE | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 575 | 2200 | – |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 420 | 1400 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 410 | 1660 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 385 | 1420 | – |
SHELL | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 650 | 2500 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 460 | 1750 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 595 | 2320 | – |
п/синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1450 | – |
SPECTROL | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 360 | 1350 | – |
синт. | 0W-50 | SM/CF | 420 | 1550 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 340 | 1230 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 200 | 675 | – |
TOYOTA | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | – | – | 2330 |
п/синт. | 0W-20 | SM | 650 | 2290 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 1800 | – |
минер. | 5W-30 | SL | – | 1200 | – |
ТНК | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1240 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 240 | 770 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 225 | 730 | – |
XENUM | |||||
синт. | 5W-30 | SM/CF | 1250 | – | 6000 |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 690 | – | 3350 |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 550 | – | 2550 |
XADO | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | 643 | 2353 | – |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 598 | 2040 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 470 | 1705 | – |
ZIC | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 770 | 2450 | – |
синт. | 5W-40 | SM | 400 | 1250 | – |
синт. | 5W-30 | SM | 400 | 1300 | – |
п/синт. | 0W-30 | SM | 300 | 960 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL | 260 | 860 | – |