МАШИНА ВРЕМЕНИ
Именно так называет свой BMW-321 Карим Мухамадеев – автор ледовых городков на сквере Кирова и многих других известных в регионе скульптур. Не только потому, что в машине второй половины 40-х или даже 30-х годов сплелись воедино эффектная ретро-начинка и техника заднеприводных Toyota. На этом BMW в июле-сентябре Карим вместе с супругой, по сути, окунулся в прошлое и испытал такие эмоции, которые за рулем другого автомобиля наверняка «остались бы за бортом».
За 12 лет, путешествуя исключительно на автомобиле, Карим объехал почти весь бывший СССР. Но эта поездка – особенная. Незаметную для гаишников и дорожного рэкета «пятерочку» и недешевый джип, из-за которого с местными бандитами бывали проблемы, сменил BMW-321. На вопрос почему, у Карима есть свой ответ.
– Чтобы получать от людей положительные эмоции, нужно им их нести. Я специально готовил BMW для поездки, рассчитывая на хорошее отношение окружающих. Так оно и вышло. Конечно, устаешь от того, что каждый гаишник – «твой». Что тебе постоянно сигналят и сопровождают по встречке. А на каждой остановке – толпа зрителей, расспрашивающих, фотографирующихся, лезущих на кузов и в салон. К этому я был готов, потому что на другой чаше весов – улыбки, желание помочь, знакомства и общение. Так, ремонтировались мы вне очереди. На узбекской границе BMW сэкономил нам трое суток. В Абхазии и Узбекистане обеспечил интересное общение с погружением в местный колорит. Исключением стал разве что Казахстан.
Карим не раз был в Казахстане, но впервые посетил Узбекистан. Государства-соседи, народы родственные, но, по его словам, отличия разительные. Какие могут быть причины для такого отношения к приезжим, непонятно. Однако среди казахов человеческие чувства можно получить только… от русских. На таможне в порядке вещей пьяные сотрудники, которым для продвижения по очереди достаточно сунуть несколько сотен рублей. По сравнению с казахской наша дорожная полиция – сама законность. «Нагнуть» за несовершенный проезд под красный или пересечение сплошной – без проблем. А люди… Нет улыбок, радушия, гостеприимства.
– Узбеки – полная противоположность. У нас они – этакий образ гастарбайтера. У себя на родине – добрые, гостеприимные, готовые в любой момент прийти на помощь. Пересекаешь границу Казахстана с Узбекистаном – оставляешь на той стороне хамство и злые взгляды, получая на этой хорошее настроение и замечая в глазах интеллект. Удивляешься отсутствию воровства – машину можно оставлять открытой – и тому, что узбеки тянутся к русским, уважают их и сожалеют о распаде Союза. Там незнакомый человек может запросто пригласить в гости – на несколько дней. И все это на фоне
бедности и простоты в быту, которая заставляет вспомнить советские времена. Но я бы окунулся в них еще раз и советую другим. Узбекистан – отличный объект для туризма.
|
| Хива, как один из городов государства Хорезм, появилась еще в Х веке. Спустя три столетия была уничтожена армиями Чингисхана. А нынешнему архитектурному великолепию Хива обязана возрождению XVI-XVII веков | |
|
|
От других узбекских городов Хива отличается медленным течением жизни. Нет толп народа и шума-гама. Туристы, однако, встречаются. Но, увы, исключительно иностранцы. Поэтому дети и молодежь больше знают английский язык, чем русский |
|
|
| В центральную историческую часть Хивы можно въехать на автомобиле. Не правда ли, идеальные фоны для съемок | |
|
|
Обменяв рубли на узбекские сомы, Карим с супругой стали почти миллионерами. При курсе 1:0,0125 800 тысяч в местной валюте – огромные деньги. А цены на продукты и в гостиницах по российским меркам смешные. Только бензин дорог – в разных местах от 25 до 50 рублей |
|
|
| И в Казахстане, и в Узбекистане живут бедно. И там, и там в виде часто встречающегося транспорта – повозка во главе с осликом. Но в колесном транспорте есть различия. «Узбекистон» – родина марки UZ-Daewoo, поэтому народный автомобиль здесь малолитражный Matiz. А детища отечественного (скорей, советского) автопрома часто используются в качестве грузовиков. И никаких кавычек. Хотите провести приятно время? Заходите https://dosugkhabarovsk.ru/ по ссылке Например, в «Волгу» вваривается каркас, поддерживающий багажник на крыше, а сверху… Карим видел, как «баржа» везла три тонны арматуры длиной 12 метров. Говорят, от этого бывали и смертные случаи – придавливало | |
|
|
Хлопок одна из статей дохода Узбекистана. Карим поработал на уборке урожая. Говорит, адская работа |
|
СОВЕТСКИЙ СЕРВИС
|
| Автосервис в Казахстане и Узбекистане – привет из советского прошлого. Какое там специальное оборудование – в одной из так сказать СТО долго искали хоть какой-то обломок сверла. Но люди душевные и всегда готовые помочь | |
|
|
При жаре в 35 градусов перевал, через который попадаешь в Ферганскую долину, жесткое испытание. Двигатель на подобии бензина не тянет и греется, тормозные диски раскаляются до красна. А местные говорят, что не жарко, недавно было 50 градусов |
|
Как говорит сам Карим, если бы не было поломок, не было бы и общения. Несмотря на то что BMW по-крупному не ломался, он все же обеспечил исполнение этой философской модели.
Ломался 321-й по мелочи, позволяя оценить придорожный сервис. И сделать вывод, что в Казахстане и Узбекистане на серьезные ремонтные процедуры лучше не попадать. Какие там СТО, скорее, МТС, какие существовали в 30-х годах прошлого века в СССР. Наждачный круг найти в иных местах и то проблема. А как отремонтировали стартер – можно только удивляться. Оказывается к стартеру 1G-E подходит подшипник от какого-то отечественного трактора.
Впрочем, больше опасений вызывал бензин или, точнее, та жидкость, которая в союзных республиках носит это название. Впервые с этим пришлось столкнуться в казахском районе Бийнеу, где вместо 92-го и 80-го предлагался газолин, как его там называют. На песке этот газовый конденсат давал пятно фиолетового цвета. А двигатель по звуковому сопровождению превращался в натуральное ведро с болтами – такая была детонация. Но приходилось заправляться и даже запасаться.
В Узбекистане официальные АЗС вообще закрыты. Вместо них опытный местный глаз находит на придорожных кустах тряпки, сигнализирующие о наличии поблизости продавцов бензина. Стандартная тара «баклажка», как ее там называют – полуторалитровая бутылка из-под какой-нибудь «колы». Внутри тоже не «евро-горючка».
Но с детонацией 1G-E его переваривал. А вот однажды купленный 80-й ужаснул – такого грохота не было даже от казахского фиолетового «парфюма». Хотя забираться в Ферганский перевал было тяжело и на топливе из баклажек. Правда, для двигателя такое варварство обошлось без последствий. BMW же хоть сейчас готов в новый рейд. Но поедет ли? Карим пока не строит конкретных планов на будущее лето. Однако нести положительные эмоции, возможно, будет другая японская начинка в иной ретро-оболочке.
|
|
Фото на одном из частных аэродромов в западной части России. И-15 и BMW-321 ровесники (первый появился в 1933-34 гг., второй в 1938-м), но детища разных идеологий. Впрочем, перед войной такое соседство наверняка можно было бы наблюдать на каких-нибудь приграничных аэродромах
|
Автомаркет+Спорт № 09/2011