Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Toyota Land Cruiser 70




Toyota Land Cruiser 70

ТРАКТОР









Toyota Land Cruiser 70

Toyota Land Cruiser 70

Toyota Land Cruiser 70

Стиль вождения Дениса Селезнева полностью соответствует его позывному – «Змей». Колеса не разбортирует, трансмиссию не рвет. Там, где другие ломятся напролом, ищет обходные пути и в любой тяжелой ситуации переходит на лебедочную тягу. В общем, ползает, а не летает, точно просчитывая траектории и сохраняя ресурс агрегатов. Не сложно понять, что и внедорожник он строил, исходя из собственных представлений об езде по бездорожью. Строил-то внедорожник, а получился… трактор.

Редукторными мостами от армейского грузовика Volvo серии 300 никого не удивишь даже в Сибири. Есть уже несколько аппаратов. Другое дело, что все они отличаются – «надстройкой» над портальной основой, тяговым потенциалом, в конце концов, замыслом. Денис, создавая машину, хотел получить простоту, внушительный запас прочности, небольшой вес и возможность легко двигаться в глубоких колеях.

По простоте построенному TLC 70 трудно найти равных. Никаких А-образных рычагов и прочих сложных схем, увеличивающих артикуляцию, однако ставящих под вопрос выживаемость в тяжелых условиях. Рессоры да амортизаторы (спереди, правда, сдвоенные) – что может быть банальней? Тем не менее, строя эту конструкцию, Денис не обошелся без, прямо скажем, переосмысления всего того, что было сделано до него.

Первое, что обращает на себя внимание – цилиндр на переднем мосту. Гидростатическое рулевое управление давно известно по строительной и сельхозтехнике. А также в американском рок-кроулинге, где отсутствие механической связи между рулем и колесами позволяет добиваться огромных ходов подвески. Но, забравшись на земляной холм, Cruiser не демонстрирует какой-то феноменальной артикуляции. Оказывается, Денис больше отталкивался от тракторного предназначения гидростатического рулевого. При штатных межколесных блокировках шведского «портала» с вакуумным приводом риск зависнуть в «диагоналке» равен нулю. Шансы же при 42-х колесах порвать в колее червяк-ролик и длинные тяги велики. Теперь последние – два коротких обрезка. А механизм сменил гидроцилиндр, в котором фактически нечему ломаться. Причем Денис сразу отбросил мысль подогнать к Toyota тракторную «гидростатику» (слишком сложно), купив фирменный комплект Trail Gear для 4Runner за океаном. Конечно, пришлось повозиться, соединяя вольвовские тяги с американскими поршнями, прокладывая магистрали к тойотовскому ГУРу да устраивая охладитель в виде масляного радиатора от ГАЗ-53. И разориться на синтетический Dexron. Но результат того стоил – при уменьшившемся к тому же радиусе разворота в глубоких колеях орудовать рулем стало гораздо легче. Пройденная же этим летом Тофалария доказала живучесть такой схемы. Кстати говоря, на фоне проблем с обычным рулевым управлением у других участников пробега.

Впрочем, одним лишь заморским цилиндром интересные решения в этом TLC 70 не заканчиваются. Казалось бы, рессоры да рессоры, но и в них заложена своя идеология. Денис подбирал их таким образом, чтобы они выдерживали вес редукторных балок и колес. В итоге спереди – пакеты от грузовичка Mazda Titan, сзади – три листа от «Бычка». Связь жесткая, но ходы колес опять же компенсируют блокировки. Надежность важнее! Ей отвечают даже стремянки, заимствованные у КрАЗа. По внешнему виду – камни колоть! Та же оценка приходит на ум при взгляде на задний кардан – зиловский, от «ступы» – с крестовинами ГАЗ-53 и TLC 80.

Toyota Land Cruiser 70
Денис Селезнев не стал городить мудреную подвеску – всего лишь рессоры да амортизаторы. Зато ломаться нечему
Toyota Land Cruiser 70
Низкооборотный 1PZ неплохо подходит мостам, однако в этом сочетании Cruiser по динамике – настоящий трактор

Именно карданные валы заставили внести в конструкцию изменения. До того пакеты рессор располагались над балками, и угол у обоих карданов был критический. Тем более что задний «искривлен» еще и по горизонтали. Теперь оба вала работают с допустимыми перекосами.

У такого решения была еще одна причина. С рессорами «над» Cruiser получился чересчур высоким. Как итог при узкой «резине» (ширина 13,6 дюймов) – небольшой угол опрокидывания. Разумеется, его не измеряли, однако на склонах это было ясно и так.

В общем-то, склоны до сих пор не самое сильное место этого Cruiser – высок, узок. И в болоте лучше бы иметь при 42-х колесах дюймов 20 ширины. Зато колея берется им играючи, в том числе ураловская. Ширины немного не хватает, но клиренс – с запасом. Под редуктором 47 см, под чулками все 56! Упал – и ползи, мосты позволяют!

В том числе по передаточному отношению. Увы, 7,1:1 у мостов в сочетании с тойотовской «раздаткой» владельца не устраивают. На первой пониженной – почти ползком. А крейсерская скорость, скажем так, оставляет желать лучшего, что доказал пробег в ту же Тофаларию. В общем, трактор! И какие тут возможны выходы? Поставить вместо атмосферной «пятерки» 1PZ турбированный 1KZ? Или поменять главные пары? Скорее, второе. Хотя Денис, признаться, задумывается о продаже. Неинтересно, когда из автомобиля уже нечего выжать.

Toyota Land Cruiser 70

Максим МАРКИН
Фото автора


Автомаркет+Спорт № 10/2011

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог