ДАЙ, «ДЖИМ», НА СЧАСТЬЕ… | |||
|
Какие колеса можно поставить на Suzuki Jimny с его стандартным размером 205/70R15 (26 дюймов) и 1,3-литровым моторчиком? Если кардинально резать и лифтовать, то, наверное, любые. А вот исходя из тягового потенциала и геометрии мостов… Колея-то всего 1355 мм, а G13B на пике в 4500 об/мин выдает жалкие 111 Нм. Тут нужен тонкий расчет. Jimny достался на уазовской «резине». Потом был узенький Simex. Не то. Нынешний вариант, возможно, промежуточный. Но лишь по рисунку протектора – Maxxis Mudzilla 33х13,5-15 сменит Super Bogger той же размерности. Это принципиально, поскольку главное тут даже не внешний диаметр – ширина! У компактного Jimny есть ряд особенностей. Он не попадает в колею «взрослых» джипов, дорожный просвет на 33-х колесах чуть более 300 мм, а брать с разгона какие-то грязевые препятствия занятие пустое – не позволяет масса. Однако она же способствует проезду «по верхам». Отсюда нет смысла ставить колеса, которые позволили бы добраться до «дна» колеи. Проще пройти сбоку, а на болоте не полагаться на инерцию – мягко ступать на широких «лапах», не зарываясь по мосты. Таковы принципы off-road эксплуатации Suzuki. 33-и шины в арках «внедорожника A-класса» вовсе не проблема. Долой 50 мм кузовной жести на крыльях и другие составляющие в подвеску (амортизаторы спереди TLC 80, сзади Terrano; пружины от CR-V) – уже 120 мм лифта и возможность поставить Mudzilla. Другое дело – ее крутить! Конечно, 1,3 литра не 660 кубиков, тем не менее, не зря штатная «резина» у Jimny, по сути, легкового размера. В то же время менять двигатель в планы не входило. С трансмиссией – проще. Главные пары пришлись в пору как раз от 660-кубового Samurai. Вместо родных 4,09 – 5,375, даже посерьезней, чем тюнинговые из Штатов («всего» 5,125). «Раздатка» также досталась от старенького JA11 80-х годов с передаточным отношением «пониже» и, что немаловажно, с шестеренчатым приводом вместо цепного. Надежность сбрасывать со счетов также нельзя. Как само собой разумеющееся в заднем мосту можно рассматривать американский «самоблок» Lock Right. Но «кулер» «автомата» (маслорадиатор двигателя – от «Газели») – мера вынужденная. Без него коробка на бездорожье кипит. А «механика» ни к чему – ныне джиперы от нее отказываются почти повсеместно. Ну, конечно, усиление рулевых тяг, кастор кит передних «лыж», демпфер, разрезные тяги Панара и механические хабы Aisin вместо электрических штатных. Проза off road-строения, которая вполне себе увязалась с не выдающимся по характеристикам G13B. Впрочем, вынужденно пришлось подготовить и его. Сломанный случайно распредвал заставил искать ему замену. Родной не попался, зато нашелся вал от 100-сильного G16A с Escudo. По 85 «лошадкам» 1,3-литрового мотора ситуацию, конечно, не изменил, но сдвинул за счет иных кулачков кривую момента ближе к низким оборотам. Хотя без токаря установка не обошлось – G16A был трамблерный, а G13B попросил концовку вала под датчик Холла. Разрез, «токарка», стыковка и… По словам Василия, тянет «Джим» по-другому. По Ньютоно-метрам даже есть запас – до 35-х колес. А на этих можно смело ползти сбоку колеи или «шлепать» по верху болота. С разгона крупный грязевой бруствер взять не получается до сих пор, однако внатяг Jimny может многое. Тут роль играет опять же вес. С тонны снаряженной массы при очень скромном силовом обвесе удалось «спуститься» до 950 кг. В ход пошел даже отказ от нижних защит («раздатки» и бака), задней лебедки и части кормы, который в будущем. С таким потенциалом Suzuki, оказывается, способен на многое. Как минимум – на третье место в классе «Спорт». Как максимум – на объезд по топям разных Surf, Terrano и даже УАЗов.
Максим МАРКИН
|