МАШИНА ВРЕМЕНИ
За 12 лет, путешествуя исключительно на автомобиле, Карим объехал почти весь бывший СССР. Но эта поездка – особенная. Незаметную для гаишников и дорожного рэкета «пятерочку» и недешевый джип, из-за которого с местными бандитами бывали проблемы, сменил BMW-321. На вопрос почему, у Карима есть свой ответ.
– Чтобы получать от людей положительные эмоции, нужно им их нести. Я специально готовил BMW для поездки, рассчитывая на хорошее отношение окружающих. Так оно и вышло. Конечно, устаешь от того, что каждый гаишник – «твой». Что тебе постоянно сигналят и сопровождают по встречке. А на каждой остановке – толпа зрителей, расспрашивающих, фотографирующихся, лезущих на кузов и в салон. К этому я был готов, потому что на другой чаше весов – улыбки, желание помочь, знакомства и общение. Так, ремонтировались мы вне очереди. На узбекской границе BMW сэкономил нам трое суток. В Абхазии и Узбекистане обеспечил интересное общение с погружением в местный колорит. Исключением стал разве что Казахстан.
– Узбеки – полная противоположность. У нас они – этакий образ гастарбайтера. У себя на родине – добрые, гостеприимные, готовые в любой момент прийти на помощь. Пересекаешь границу Казахстана с Узбекистаном – оставляешь на той стороне хамство и злые взгляды, получая на этой хорошее настроение и замечая в глазах интеллект. Удивляешься отсутствию воровства – машину можно оставлять открытой – и тому, что узбеки тянутся к русским, уважают их и сожалеют о распаде Союза. Там незнакомый человек может запросто пригласить в гости – на несколько дней. И все это на фоне бедности и простоты в быту, которая заставляет вспомнить советские времена. Но я бы окунулся в них еще раз и советую другим. Узбекистан – отличный объект для туризма.
СОВЕТСКИЙ СЕРВИС
Ломался 321-й по мелочи, позволяя оценить придорожный сервис. И сделать вывод, что в Казахстане и Узбекистане на серьезные ремонтные процедуры лучше не попадать. Какие там СТО, скорее, МТС, какие существовали в 30-х годах прошлого века в СССР. Наждачный круг найти в иных местах и то проблема. А как отремонтировали стартер – можно только удивляться. Оказывается к стартеру 1G-E подходит подшипник от какого-то отечественного трактора. Впрочем, больше опасений вызывал бензин или, точнее, та жидкость, которая в союзных республиках носит это название. Впервые с этим пришлось столкнуться в казахском районе Бийнеу, где вместо 92-го и 80-го предлагался газолин, как его там называют. На песке этот газовый конденсат давал пятно фиолетового цвета. А двигатель по звуковому сопровождению превращался в натуральное ведро с болтами – такая была детонация. Но приходилось заправляться и даже запасаться. В Узбекистане официальные АЗС вообще закрыты. Вместо них опытный местный глаз находит на придорожных кустах тряпки, сигнализирующие о наличии поблизости продавцов бензина. Стандартная тара «баклажка», как ее там называют – полуторалитровая бутылка из-под какой-нибудь «колы». Внутри тоже не «евро-горючка». Но с детонацией 1G-E его переваривал. А вот однажды купленный 80-й ужаснул – такого грохота не было даже от казахского фиолетового «парфюма». Хотя забираться в Ферганский перевал было тяжело и на топливе из баклажек. Правда, для двигателя такое варварство обошлось без последствий. BMW же хоть сейчас готов в новый рейд. Но поедет ли? Карим пока не строит конкретных планов на будущее лето. Однако нести положительные эмоции, возможно, будет другая японская начинка в иной ретро-оболочке. |
Фото на одном из частных аэродромов в западной части России. И-15 и BMW-321 ровесники (первый появился в 1933-34 гг., второй в 1938-м), но детища разных идеологий. Впрочем, перед войной такое соседство наверняка можно было бы наблюдать на каких-нибудь приграничных аэродромах |