БОЛЬШАЯ МАШИНА ШЕФА | |||||||||||||||
|
Многое в этом грандиозном проекте удивительного, даже само название, но невероятно и то, что до самого момента встречи уже c действующим образцом мы не имели о нем никакого представления. Ни по фото, ни по видео, и даже о процессе подготовки не слышали. Машина строилась долгих три года в 70 км от Иркутска, в поселке Черемушки, и мы ничего об этом не знали! Поэтому знакомство оказалось впечатляющим во всех смыслах. Конечно, даже со скупых слов авторов еще по телефону о том, что вездеход создан с использованием шасси ГАЗ-66, что у него уникальная колесная формула 6Х6 с двумя поворотными осями по схеме 2+1, кабина от ГАЗ-3303, а кузов от «Газели», уже можно было представить нечто выдающееся. Но реальность превзошла все смелые ожидания. На первых секундах созерцания все привычные эпитеты явно не подходили. Даже армейский «Хаммер» или «Тигр» в свое время так не впечатлили, хотя некое сходство с БТР имеется. Причем в этом грозном облике утилитарного транспортера есть свой стиль и гармония, исполнение тоже на высоте. А вот условное название по-военному емкое, представляет собой аббревиатуру, причем с удивительно знакомым совпадением – БМШ. Большая Машина Шефа. То, что надо для демонстрации на Байкал Мотор Шоу! Задуманный для конкретных практических целей, свое амбициозное название вездеход получил не случайно – идея создать мощную и вместительную машину для выездов на природу компанией принадлежит руководству одного из аграрных хозяйств. И создать не какой-нибудь пневматик, чьи возможности на бездорожье ограничены, а настоящий многоцелевой внедорожник тяжелого класса. На «подхвате» были 66-й и «Садко», но их функциональные характеристики не устраивали ни по отдельности, ни в совокупности. Зато обе машины были взяты как основа для реализации весьма оригинальной «одиночной» концепции, а именно в ход пошли рамы, мосты, раздатки, подвеска, часть рулевого и еще кое-что по мелочи. Финансовая сторона дела была за предприятием, а воплощением идеи, по сути, занимался местный мастер Александр Петрович Фролов. Внешне очень похожий на знаменитого советского актера Николая Крючкова. Но если свою известную роль бригадира в «Трактористах» Крючков лишь замечательно сыграл, то для Александра Петровича работа с техникой стало делом всей жизни. Это скромный и отзывчивый человек – даже приболевший, с температурой, он любезно согласился показать машину и выехать на ней в поля. Было не до упражнений в экстремальных режимах – это все и в достатке уже было «до нас», как на испытаниях еще сырой конструкции, так и в поездках уже на готовой машине. Но и без экстрима было понятно, что «БМШ» может многое. С динамикой и тягой уж точно все в достатке. Движущей силой здесь является 7-литровый атмосферный дизель от грузовика Nissan, от него же 6-ступенчатая коробка, а вот в схеме привода с подключаемой первой и второй осями использованы две ГАЗовские раздатки. Постоянный привод на заднюю ось в «одиночестве» почти и не использовался: по шоссе ездить еще не приходилось, а вне дорог одна ось при такой развесовке не эффективна. Дифференциалы в мостах также остались родные, самоблокирующиеся. Кабина «Садко» сращена с газелевским пассажирским кузовом как единое целое, с возможностью «сообщения», но просторный пассажирский салон все же обустроен изолированно. Рассчитан на девять посадочных мест с размещением по принципу автобуса-маршрутки, только все сиденья установлены более комфортные, какие ставятся в передней части «Газелей». Смонтирован также столик и холодильники, и еще остается много места для разной поклажи. Через глухую стенку салон продолжает грузовой отсек. И он тоже достаточно емкий, такой, что без особого ущемления пространства здесь разместилась полноценная запаска и второй бак на 200 литров. Этот бак самодельный, а другой на 105 литров от Камаза расположен в базе. Кроме того, багажный отсек оборудован рундуками.
Шины использованы от уборочных комбайнов: модель Бел-91 размера 24,0/50-22,5 по рисунку протектора напоминает любимые в джиперских кругах «Боггеры», и по грязи они тоже гребут наверняка не хуже. Диски также от сельхозтехники, но оригинально доработанные – в полости усилены косынками. Монтировать централизованную систему подкачки колес не стали, обошлись более надежным вариантом подкачки с выносным шлангом. Колеса широкие, но их диаметр сравнительно невелик, поэтому и клиренс не рекордный для шасси с мостами 66-го. Снаряженная масса получилась около семи тонн, но с учетом колесной схемы и ширины резины давление на грунт не слишком высокое: по глубокому снегу можно идти, особо не проваливаясь. Разумеется, сесть на мосты вполне вероятно и на такой машине, а при ее весе и габаритах вытягивание может стать очень непростой задачей. Поэтому нос машины венчает могучая и по-своему уникальная лебедка. Ее барабан использован от механической лебедки ГАЗ, а вот привод сделан гидравлическим, полностью оригинальной конструкции, с использованием системы цепных передач. Внешний антураж в лучших традициях внедорожников: силовой обвес с очень мощным кенгурином, защитный каркас, крышевой багажник с лесенкой и «латы» в виде рифленых панелей, которые не только надежно защищают кузов от веток, но и стали его украшением. Вне сомнений, БМШ стал трудоемким и кропотливым проектом. Чего стоило одно только комбинирование и усиление удлиненной рамы из двух ГАЗовских, с размещением сложной схемы трансмиссии, с подгонкой японского дизеля и КП и совмещением этого блока с кабиной так, чтобы габаритный двигатель не отнимал ее полезное пространство. В том числе с учетом особого здесь размещения рычагов трансмиссии. Кроме того, надо было учесть фактор гибкости рамы и жесткости цельнометаллического кузова – при такой длине их взаимодействие становится существенным. Забираться в кабину или салон приходится не без приложения некоторых усилий, поскольку порог кузова для человека среднего роста находится как раз на уровне груди. Посадка по-настоящему высокая, с великолепным обзором будто из сторожевой башни – весь горизонт как на ладони. Внутри при работающем двигателе не тихо, но в этом звуке нет той натужности, характерной для всех «Газонов». Легко и плавно БМШ сдвинулся с места и также без напряга покатил по проселочной дороге. Причем покатил во всех смыслах, лишь немного покачиваясь на рытвинах – плавность хода благодаря оптимальному подбору пакетов рессор вполне приличная, а в загруженном виде, как говорят, вообще лимузинная. Двухосевой передок в буквальном смысле сглаживает неровности, которые с этой высоты кажутся мелкими кочками и канавками, но с точки зрения обычного водителя выглядят насыпями и рвами. А если на особо крупных и потряхивает, то не очень сильно – держаться в кресле получается без особого напряжения. При таких габаритах, конечно, в лесной чаще не разгуляешься, но на открытой местности БМШ в своей стихии, прет как ураган и кажется ему нет преград. Ходы подвесок особой роли не играют: при такой колесной схеме и возможности полного жесткого привода проходимость сохраняется даже при отрыве от грунта нескольких колес. Опять же, что случись с одним из мостов, на двух других можно спокойно ехать дальше, схема трансмиссии также позволяет продолжить движение при поломке одной из раздаток или, скажем, кардана. В общем, степень живучести высокая, до рембазы дотянуть всегда можно. Кстати, вопреки кажущейся внешней неповоротливости, управляемость у машины вполне адекватная: две поворотные оси дают послушные реакции на руление, свободу маневра и нормальный контроль траектории, а легкость обращения с четырьмя «лаптями» обеспечивают два гидроусилителя. Создатели вездехода говорят, что со всеми пробами и доработками в целом добились того, что задумывали – машина уже не раз показала себя в эксплуатации по назначению (даже успели потерять средний брызговик слева), с оценками хорошо и отлично. Будем надеяться, что «БМШ» из Черемушек станет достойным украшением экспозиции на БМШ-2012, где желающие смогут познакомиться с машиной во всех подробностях. Василий ЛАРИН |