Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)

БОЛЬШАЯ МАШИНА ШЕФА


Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)

Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)







Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)

Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)

Многое в этом грандиозном проекте удивительного, даже само название, но невероятно и то, что до самого момента встречи уже c действующим образцом мы не имели о нем никакого представления. Ни по фото, ни по видео, и даже о процессе подготовки не слышали. Машина строилась долгих три года в 70 км от Иркутска, в поселке Черемушки, и мы ничего об этом не знали! Поэтому знакомство оказалось впечатляющим во всех смыслах.

Конечно, даже со скупых слов авторов еще по телефону о том, что вездеход создан с использованием шасси ГАЗ-66, что у него уникальная колесная формула 6Х6 с двумя поворотными осями по схеме 2+1, кабина от ГАЗ-3303, а кузов от «Газели», уже можно было представить нечто выдающееся. Но реальность превзошла все смелые ожидания.

На первых секундах созерцания все привычные эпитеты явно не подходили. Даже армейский «Хаммер» или «Тигр» в свое время так не впечатлили, хотя некое сходство с БТР имеется. Причем в этом грозном облике утилитарного транспортера есть свой стиль и гармония, исполнение тоже на высоте. А вот условное название по-военному емкое, представляет собой аббревиатуру, причем с удивительно знакомым совпадением – БМШ. Большая Машина Шефа. То, что надо для демонстрации на Байкал Мотор Шоу!

Задуманный для конкретных практических целей, свое амбициозное название вездеход получил не случайно – идея создать мощную и вместительную машину для выездов на природу компанией принадлежит руководству одного из аграрных хозяйств. И создать не какой-нибудь пневматик, чьи возможности на бездорожье ограничены, а настоящий многоцелевой внедорожник тяжелого класса. На «подхвате» были 66-й и «Садко», но их функциональные характеристики не устраивали ни по отдельности, ни в совокупности. Зато обе машины были взяты как основа для реализации весьма оригинальной «одиночной» концепции, а именно в ход пошли рамы, мосты, раздатки, подвеска, часть рулевого и еще кое-что по мелочи.

Финансовая сторона дела была за предприятием, а воплощением идеи, по сути, занимался местный мастер Александр Петрович Фролов. Внешне очень похожий на знаменитого советского актера Николая Крючкова. Но если свою известную роль бригадира в «Трактористах» Крючков лишь замечательно сыграл, то для Александра Петровича работа с техникой стало делом всей жизни. Это скромный и отзывчивый человек – даже приболевший, с температурой, он любезно согласился показать машину и выехать на ней в поля.

Было не до упражнений в экстремальных режимах – это все и в достатке уже было «до нас», как на испытаниях еще сырой конструкции, так и в поездках уже на готовой машине. Но и без экстрима было понятно, что «БМШ» может многое. С динамикой и тягой уж точно все в достатке. Движущей силой здесь является 7-литровый атмосферный дизель от грузовика Nissan, от него же 6-ступенчатая коробка, а вот в схеме привода с подключаемой первой и второй осями использованы две ГАЗовские раздатки. Постоянный привод на заднюю ось в «одиночестве» почти и не использовался: по шоссе ездить еще не приходилось, а вне дорог одна ось при такой развесовке не эффективна. Дифференциалы в мостах также остались родные, самоблокирующиеся.

Кабина «Садко» сращена с газелевским пассажирским кузовом как единое целое, с возможностью «сообщения», но просторный пассажирский салон все же обустроен изолированно. Рассчитан на девять посадочных мест с размещением по принципу автобуса-маршрутки, только все сиденья установлены более комфортные, какие ставятся в передней части «Газелей». Смонтирован также столик и холодильники, и еще остается много места для разной поклажи. Через глухую стенку салон продолжает грузовой отсек. И он тоже достаточно емкий, такой, что без особого ущемления пространства здесь разместилась полноценная запаска и второй бак на 200 литров. Этот бак самодельный, а другой на 105 литров от Камаза расположен в базе. Кроме того, багажный отсек оборудован рундуками.


Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)  
Установка рядного 7,0-литрового дизеля Nissan обошлась без «наращивания» капота по длине, отчего машина выглядит «коротконосой». Но главное, что для своей стихии ей хватает и динамики, и тяги   
Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)
При внедрении «чужого» двигателя и коробки в кабине ГАЗ удалось сохранить «родной простор», хотя часть рычагов сложной трансмиссии расположились немного дальше обычного  

Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)  Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)  Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)
 Машина сразу задумывалась не как эгоистическая, а «под» большую компанию, отсюда и 
компоновка пассажирского салона по типу «маршрутки», но с более комфортными сиденьями 
  

Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)
Багажный отсек даже при такой запаске и огромном баке еще выглядит вполне вместительным

Шины использованы от уборочных комбайнов: модель Бел-91 размера 24,0/50-22,5 по рисунку протектора напоминает любимые в джиперских кругах «Боггеры», и по грязи они тоже гребут наверняка не хуже. Диски также от сельхозтехники, но оригинально доработанные – в полости усилены косынками. Монтировать централизованную систему подкачки колес не стали, обошлись более надежным вариантом подкачки с выносным шлангом. Колеса широкие, но их диаметр сравнительно невелик, поэтому и клиренс не рекордный для шасси с мостами 66-го.

Снаряженная масса получилась около семи тонн, но с учетом колесной схемы и ширины резины давление на грунт не слишком высокое: по глубокому снегу можно идти, особо не проваливаясь. Разумеется, сесть на мосты вполне вероятно и на такой машине, а при ее весе и габаритах вытягивание может стать очень непростой задачей. Поэтому нос машины венчает могучая и по-своему уникальная лебедка. Ее барабан использован от механической лебедки ГАЗ, а вот привод сделан гидравлическим, полностью оригинальной конструкции, с использованием системы цепных передач.

Внешний антураж в лучших традициях внедорожников: силовой обвес с очень мощным кенгурином, защитный каркас, крышевой багажник с лесенкой и «латы» в виде рифленых панелей, которые не только надежно защищают кузов от веток, но и стали его украшением.

Вне сомнений, БМШ стал трудоемким и кропотливым проектом. Чего стоило одно только комбинирование и усиление удлиненной рамы из двух ГАЗовских, с размещением сложной схемы трансмиссии, с подгонкой японского дизеля и КП и совмещением этого блока с кабиной так, чтобы габаритный двигатель не отнимал ее полезное пространство. В том числе с учетом особого здесь размещения рычагов трансмиссии. Кроме того, надо было учесть фактор гибкости рамы и жесткости цельнометаллического кузова – при такой длине их взаимодействие становится существенным.

Забираться в кабину или салон приходится не без приложения некоторых усилий, поскольку порог кузова для человека среднего роста находится как раз на уровне груди. Посадка по-настоящему высокая, с великолепным обзором будто из сторожевой башни – весь горизонт как на ладони. Внутри при работающем двигателе не тихо, но в этом звуке нет той натужности, характерной для всех «Газонов».

Легко и плавно БМШ сдвинулся с места и также без напряга покатил по проселочной дороге. Причем покатил во всех смыслах, лишь немного покачиваясь на рытвинах – плавность хода благодаря оптимальному подбору пакетов рессор вполне приличная, а в загруженном виде, как говорят, вообще лимузинная. Двухосевой передок в буквальном смысле сглаживает неровности, которые с этой высоты кажутся мелкими кочками и канавками, но с точки зрения обычного водителя выглядят насыпями и рвами. А если на особо крупных и потряхивает, то не очень сильно – держаться в кресле получается без особого напряжения.

При таких габаритах, конечно, в лесной чаще не разгуляешься, но на открытой местности БМШ в своей стихии, прет как ураган и кажется ему нет преград. Ходы подвесок особой роли не играют: при такой колесной схеме и возможности полного жесткого привода проходимость сохраняется даже при отрыве от грунта нескольких колес.

Опять же, что случись с одним из мостов, на двух других можно спокойно ехать дальше, схема трансмиссии также позволяет продолжить движение при поломке одной из раздаток или, скажем, кардана. В общем, степень живучести высокая, до рембазы дотянуть всегда можно. Кстати, вопреки кажущейся внешней неповоротливости, управляемость у машины вполне адекватная: две поворотные оси дают послушные реакции на руление, свободу маневра и нормальный контроль траектории, а легкость обращения с четырьмя «лаптями» обеспечивают два гидроусилителя.

Создатели вездехода говорят, что со всеми пробами и доработками в целом добились того, что задумывали – машина уже не раз показала себя в эксплуатации по назначению (даже успели потерять средний брызговик слева), с оценками хорошо и отлично. Будем надеяться, что «БМШ» из Черемушек станет достойным украшением экспозиции на БМШ-2012, где желающие смогут познакомиться с машиной во всех подробностях.


Вездеход БМШ (Большая Машина Шефа)

Василий ЛАРИН
фото автора


 
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог