Федеральные программы по утилизации старых автомобилей в развитый странах мира фактически спасли мировой автопром: именно эти программы помогли сдержать падение продаж новых автомобилей в Японии, Америке и Европе. Причем в некоторых странах – к примеру, в Германии – в минувшем году объемы продаж новых автомобилей даже выросли! Но только теперь, с более чем годовым опозданием, схожая программа наконец-то утверждена и в России. Но будет ли она эффективна, ведь запущенная в прошлом году программа льготного автокредитования так и е привела к внятному результату?
Европейцам, а равно и американцам проще: у них и до кризиса давно и успешно действовали заводы по утилизации старых машин, а автопроизводители также давно научились учитывать в конструкции выпускаемых автомобилей возможность их переработки после вывода из эксплуатации. Однако в России до недавнего времени вообще не было ни одного предприятия, занимающегося утилизацией старого автотранспорта: первые шредерные установки для авторециклинга на базе крупнейших ломозаготовительных предприятий сегодня только строятся. Кроме того, на сегодня даже точный алгоритм действия программы неизвестен! Постановление правительства РФ «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», подписанное еще 31 декабря 2009 года, было опубликовано только 15 января года нынешнего! Согласно этому постановлению Минпромторгу, совместно с Минэкономразвития, Минфином, Минтрансом и Федеральной службой по тарифам предлагается (только предлагается!) в течение месяца подготовить и внести в Правительство РФ акт, определяющий правила сдачи автомобилей в утилизацию, а также правила предоставления субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке вышедших из эксплуатации автотранспортных средств на пункты утилизации. Кое-как разработаны правила предоставления субсидий дилерам за проданные «со скидкой» автомобили (с массой требований и с правом отказать в предоставлении субсидии при любом их нарушении или ошибке в отчетных документах). И до сих пор не поступало официальных разъяснений по поводу алгоритма действий по утилизации автомобилей и для тех предприятий ломозаготовительного сектора, которые изъявили желание заняться новой сферой деятельности.
Зато на всю страну объявлено, сколько бюджетных средств будет потрачено на программу утилизации старого автотранспорта: только на сами выплаты за сданные машины выделяется 10 млрд. руб! За такую сумму правительство рассчитывает отправить в утиль максимум 200 тысяч автомобилей. Еще миллиард предполагается выплатить дилерам, которые будут принимать у автовладельцев старые автомобили и самостоятельно доставлять их на пункты переработки. На этом фоне 50 млн. руб., которые выделяются на «организацию» данного «эксперимента» выглядят каплей в море.
Впрочем, столь впечатляющие суммы еще не гарантируют успех программе. Несмотря на то, что автомобилей возрастом от 10 лет и старше в РФ не менее половины, шанс попасть в утиль имеют только те из них, которые находятся в совсем уж плохом состоянии и чья рыночная стоимость будет не выше положенных по программе 50 тыс. руб. Однако даже десятилетняя «классика» Волжского автозавода – самый недорогой на сегодня автомобиль в России – имеет среднерыночную стоимость более 50 тыс. руб., 10-летние модели семейства Samara оцениваются в сумму порядка 90-100 тыс. руб., а популярные иномарки класса Toyota Corolla того же возраста еще дороже: их стоимость может достигать и 200 тыс. рублей! Будут ли сдавать такие машины в утиль? Ответ очевиден – нет. Но и 15-летние машины все еще не дешевы: в более-менее массовом порядке на переработку можно будет ждать разве что ВАЗовскую «классику», тогда как Самары в большинстве своем по-прежнему оцениваются в сумму более 50 тысяч. А иномарки даже в 20-летнем возрасте нечасто стоят менее 50 тысяч. Но сможет ли обладатель такого автохлама участвовать в программе, ведь ее условие – купить на полученный сертификат новый автомобиль?
Исходя из всего сказанного, перспективы отечественной программы утилизации старых автомобилей далеки от оптимизма. Впрочем, представители Минпромторга честно признаются, что существенного роста продаж (а стало быть, и производства) новых автомобилей в России после запуска программы они и не ждут. Основная цель программы – разработать, запустить и отладить механизм утилизации старых автомобилей. И здесь вопросов пока что значительно больше, чем ответов на них…
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ СТАРЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ
Согласно предварительным условиям правительственной программы утилизации автотранспортных средств, в утиль можно будет сдать любой легковой или грузовой автомобиль категории «B» (полной массой не более 3,5 тонн), отечественного или зарубежного производства, находящийся в собственности последнего владельца не менее 1 года. Автомобиль должен быть снят с учета и иметь соответствующие документы либо на сам автомобиль, либо, если машина списана, на имеющиеся номерные агрегаты. При сдаче автомобиля его владелец должен будет оплатить стоимость утилизации, предельный размер которой составляет 3 тыс. руб. Взамен автовладелец получит сертификат (ваучер) номиналом 50 тыс. руб, который можно будет использовать в зачет стоимости приобретения нового автомобиля отечественного производства из утвержденного Минпромторгом перечня.
В списке одобренных Минпромторгом машин значится 66 моделей автомобилей российской сборки отечественных и иностранных брендов: Lada – все модели, UAZ Hunter, Patriot и Pickup, Volga Siber, ГАЗель, Kia Spectra, Sorento, Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe, TagAZ Road Partner, Tager, LC100, SsangYong Action, Action Sport, Kyron, Rexton, Fiat Doblo Panorama, Albea, Ducato, Nissan Teana, X-Trail, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva, Cruze, new Astra, Ford Focus, Mondeo, Renault Logan, Sandero, Skoda Fabia, Octavia.
Сроки действия программы утилизации: с 8 марта 2010 года по 1 ноября 2010 года. Действие программы распространяется на всю территорию РФ.