БЕСПРОЦЕНТНЫЙ СЧЕТЧИК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бум автокредитования, пик которого пришелся на конец 2007 — первую половину 2008 года, в немалой степени повлиял на прошлогодний рост продаж: по общепринятым данным различных источников, в 2008 году фактически каждый второй новый автомобиль приобретался в кредит. Сегодня даже по самым оптимистическим данным, в кредит приобретается не более четверти от общего числа продаж новых автомобилей. Учитывая, что сам авторынок просел минимум в два раза, сектор автокредитования сократился по меньшей мере в четыре раза. И постепенное исправление ситуации стало происходить только сейчас. Но способствуют этому не банки. Наконец-то стала вызывать интерес правительственная программа субсидирования автокредитования, которая после расширения списка «льготных» автомобилей и увеличения лимита их стоимости стала более привлекательной для автовладельцев. Однако самые «вкусные» условия автокредитования предлагают фирменные кредитные программы самих автопроизводителей. И хотя некоторые марки (например, Honda) до сих пор не предлагают фирменных программ льготного кредитования, а те, что предлагают, не всегда распространяют «льготы» на весь модельный ряд, выбор для потенциального покупателя есть, причем достаточно широкий. И этот выбор вырос даже несмотря на то, что еще летом прекратили свое существование программы от АвтоВАЗа, GM и ГАЗа: на место ушедших пришел целый ряд других компаний с не менее привлекательными программами. Как и правительственная программа, фирменный автокредит выдается не производителем или его дилерами, а обычными банками, с которыми у представительства той или иной автокомпании заключено соответствующее соглашение. На руках у клиента в кредитном договоре отражены стандартные банковские проценты. А обещанная рекламой выгода (то есть более низкая процентная ставка) достигается за счет уменьшения стоимости приобретаемого по фирменной кредитной программе автомобиля. В результате реальная (или эффективная) процентная ставка оказывается значительно ниже банковской и может быть снижена вплоть до 0% годовых! Однако под «нулевой» процент можно приобрести далеко не все автомобили: практически ни одна из марок, предлагающая такой кредит, не распространяет его на абсолютно весь модельный ряд. Кроме того, «нулевая» процентная ставка в большинстве случаев предоставляется на кредит, сроком не более одного года, что автоматически выдвигает к заемщику высокие финансовые требования. Фактически, большинство из таких кредитов мало чем отличаются от предлагаемых некоторыми дилерами (например, Opel) рассрочек платежа. В тех же случаях, когда «нулевой» кредит выдается на более длительный срок (до трех лет), для его получения требуется, чтобы первоначальный взнос за автомобиль составлял не менее 50% (исключение — Renault, предлагающая трехлетний «нулевой» кредит на кроссовер Koleos с 30% первоначальным взносом). И все же среди фирменных программ есть и другие уникальные и достаточно интересные предложения. К примеру, программа Sollers-Credit, по которой можно приобрести автомобили Fiat, SsangYong или UAZ, работает совместно с правительственной программой субсидирования автокредитования, благодаря чему производитель «малой кровью» достигает достаточно привлекательных условий по кредитам. Здесь же могут предложить страховую защиту от возможной неспособности выплачивать кредит (к примеру, при потере работы). Любопытные кредитные условия предлагает Toyota (а равно и Lexus): здесь действует программа 50/50+, в рамках которой при 50% первоначальном взносе первые два года действует так называемый «льготный» период, в который клиент выплачивает только проценты по кредиту. А далее перед ним стоит выбор: либо продлевать действие договора на оставшиеся три года (ежемесячные выплаты при этом увеличиваются за счет добавления выплат по стоимости машины), либо… продать автомобиль и тем самым погасить оставшийся долг.
Алексей Степанов
Автомаркет+Спорт № 33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||