|
Он из тех времен, когда английские автобусы напоминали линейные корабли королевского Home Fleet, а их рельефные эмблемы взывали в эпохе рыцарских гербов. И пусть у красноярского клуба «Колорадский папа» этот отголосок великобританского духа окружен праздной молодежью, есть в его облике монументальность, что поражает в Биг Бэне и Тауэре. Это поступок. Купить за 4 млн. руб. машину 1966 года выпуска, пригнать ее, уже переоборудованную под кафе, своим ходом из Питера, кое-как найти покрасочную камеру и пустить в оборот. Видимо, удачен был пример петербургских коллег (мы допускаем, что это именно тот автобус, который когда-то удивлял жителей северной столицы), и сильно желание креативной команды клуба дополнить имидж заведения таким уникальным экспонатом. Так или иначе, но теперь в Красноярске есть свой double deker — «двухпалубник». История английских автобусов, в том числе нашего Bristol Lodekka, самобытна. Узкие улочки британской столицы еще в начале прошлого века рождали своеобразные конструкции — полноценно двухэтажные (не «полуторные», как на современных междугородних лайнерах), без крыши над вторым этажом и обязательно с открытой задней площадкой. Именно лондонская специфика сформировала традиционный облик такой машины, однако мало кто знает, что множество подобных автобусов эксплуатировалось вдали от столицы Туманного Альбиона. И если легендарный Routemaster, давший фактически нарицательное название этим громадным «кэбам», курсировал только по Лондону, то красноярский Bristol Lodekka возил пассажиров преимущественно в глубинке. Все отличия от столичного «хозяина дорог» сводятся только к отсутствию открытого входа сзади (лишь распашные дверки в корме, хотя самые первые версии его имели) и простому кузовному орнаменту. Интересно, что, как и в 20-30-х годах, корпуса строили сторонние кузовные фирмы. У Bristol это был Eastern Coach Works, который за годы выпуска Lodekka — с 1949 по 1968-й — создал множество вариантов. Двигатели тоже заимствовались на стороне. В подавляющем большинстве случаев это были 5- или 6-цилиндровые дизели Gardner с рядной топливной аппаратурой. Их характеристики остались загадкой, хотя известно, что в 60-х годах эти «атмосферники» уже развивали порядка 150 сил. Но у мотора, скрытого под узенькой полоской капота, первичен все-таки внешний вид. Вылитый судовой дизель, лишенный всякой электроники! А водитель Lodekka не иначе ак оператор этого живого механизма или даже кочегар. Как ему тут живется, когда слева тяжко дышит и пышет жаром такой организм? Не зря эта должность в организации до какого-то времени часто становилась вакантной — не выдерживали люди тяжелой «великобританской» нагрузки. Да, тут на самом деле все очень «аутентично» в сравнении с нашими древними ЛиАЗами и ПАЗами (даром что их разделяет целый континент и пролив), а может, даже хуже. Чего только стоит дверка, похожая на узкую бронестворку, и подъем вовнутрь, будто гимнастический трюк. А там и вовсе прямые аналогии с техникой, далекой от гражданского и тем более пассажирского использования. Громадная баранка, неудобная кочерга рычага коробки, клюка стояночного тормоза и педали из дурного шоферского сна! Не жизнь — борьба! Однако при таком водительском аскетизме, создавая Lodekka, инженеры не забывали об авиационном прошлом компании (все-таки двухмоторный Bristol Blenhaim был одной из бомбардировочных икон Второй мировой). Автобус получил тормоза с пневмоприводом и раздельными контурами. А также заднюю подвеску с пневмобаллонами, о чем есть жесткое упоминание на нехитрой панели приборов — «do not drive, пока в обеих системах низкое давление». И уж, конечно, над экстерьером поработали британские дизайнеры, которых поддержали питерские (допускаем, что красноярские) стилисты-интерьерщики. Грубоватая отделка нержавейкой и кожей с организацией барной стойки и питейных мест на удивление органично вписывается в «колониальное» прошлое модели. Легендарной, хотя и провинциальной модели! В отличие от чопорного Routemaster, чьи 500 экземпляров до сих пор бороздят улочки Лондона, Bristol Lodekka, выпущенный в количестве более 5200 штук, будучи списанным, в 70-80-х годах нашел покупателя не только среди бизнесменов. Среди туристов, для которых просторный салон в два этажа стал залогом комфортных путешествий по странам и континентам. https://slixy.co.nz Оставил свой след двухэтажный автобус и в кинематографе. Пока не было Гая Ричи, английский телезритель охотно потреблял сериал On the Buses с «Бристолем» в главной роли. Такая вот протяженная жизнь, конца которой не видно и сегодня. Даже в российской, далеко не «викториальной» Сибири. Максим Маркин
| |