ЗАВЕДЕТ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прежде чем задаться вопросом, какой из аккумуляторов лучше, надо определить, в каких условиях ему придется работать. И уже под эти требования подбирать батарею с соответствующими характеристиками. Только так можно ожидать от нее долгой безупречной службы.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧАВ негласном рейтинге характеристик первое место должен занимать пусковой ток. Чем он больше, тем мощнее батарея. Значение пускового тока указывается в маркировке вместе с показателем емкости. Если автомобиль хранится на открытой стоянке, батарея с большим пусковым током покажет себя не в пример лучше обычной. У некоторых образцов, таких как American или Optima пусковой ток по стандарту EN доходит до 850А. Но даже средний для кальциевых батарей показатель 600-700А значительно лучше, чем скромные 350-400А у какой-нибудь бюджетной батареи. Естественно, более мощные батареи технологически сложнее и стоят дороже. Поэтому, при хранении машины в теплом гараже, и если зимой не предполагаются длительные стоянки на открытом воздухе, нет необходимости переплачивать. Следующая по значимости характеристика — номинальная емкость, выраженная в ампер-часах. Чем больше емкость — тем большим зарядом обладает аккумулятор. В идеале емкость АКБ должна соответствовать возможностям генератора и техническим условиям автомобиля. У аккумуляторов с емкостью больше необходимой вероятна проблема хронической нехватки заряда, которая может закончиться преждевременной сульфатацией. Особенно зимой, когда промерзшая батарея хуже принимает заряд. Нехватка заряда гарантирована и при эксплуатации автомобиля преимущественно в темное время суток (часто включены габаритные огни и фары), когда энергии, вырабатываемой генератором, может не хватать для всех потребителей, включая аккумулятор. Поэтому в процессе эксплуатации «большой» батареи придется уделять ей двойное внимание и обязательно подзаряжать.
ПЛЮС И МИНУСНа несколько разновидностей делятся АКБ в зависимости от стандарта клемм и креплений. Например, от расположения «плюса» и «минуса» — бывает прямая и обратная полярность. Этому нюансу порой не придают значения, когда покупают батарею, не требуя установки на автомобиль. Легковые батареи европейского типа имеют нижнее крепление, клеммы утоплены и не выступают над поверхностью корпуса. Аккумулятор азиатского (Япония, Корея) и американского стандарта в штатное место устанавливается всегда с верхним креплением с помощью рамки. У батарей этого типа клеммы возвышаются над корпусом, широко распространены АКБ с тонкими клеммами, встречаются резьбовые. Такая разница в стандартах предполагает установку только оригинальных аккумуляторов, но умельцы с легкостью переделывают и крепления, и соединительные клеммы — например, на японских машинах, чтобы поставить европейский аккумулятор с большей, чем у штатной батареи емкостью.
БЕЗ ХЛОПОТ И ЗАБОТНа сегодняшний день существует три класса батарей: малосурьмянистые, гибридные и кальциевые. При прочей разнице в характеристиках такое деление предполагает взаимосвязь с потребностью в обслуживании. Малосурьмянистые (сурьма добавляется для придания прочности пластинам) относятся к бюджетной категории. Склонны к саморазряду. В то же время с легкостью переносят глубокий разряд. Имеют естественный недостаток — повышенное газообразование (как результат — выкипание воды и снижение уровня электролита), из-за чего при интенсивной эксплуатации требуется периодическое обслуживание (доливка, зарядка), в противном случае срок службы снижается. Так что этот эконом-вариант подойдет скорее для опытных пользователей. У батарей гибридного типа плюсовые решетки пластин отливаются из сплава свинца и сурьмы, а минусовые из сплава свинца и кальция. Эти батареи относительно неплохо переносят глубокий разряд, заряжаются охотнее, чем малосурьмянистые АКБ, имеют высокий пусковой ток. Малотребовательны в обслуживании. Типичная «золотая середина». Для кальциевых батарей (кальций присутствует в плюсовых и минусовых решетках) характерно практически полное отсутствие саморазряда, поэтому такие батареи идеальны, если владелец использует машину не постоянно, а в определенный сезон. Для кальциевых батарей характерен высокий пусковой ток. Они не нуждаются в обслуживании, иногда и вовсе бывают в герметичном исполнении. Однако плохо переносят глубокие разряды, очень требовательны к исправности электрооборудования. Стоят дороже, чем гибридные и малосурьмянистые.
рейтинг брендовВ качестве примеров АКБ с большим пусковым током и высокой удельной емкостью из тех брендов, что представлены на иркутском рынке, следует в первую очередь выделить такие, как American и Optima. А также лучшие образцы в линейках Bosch, Panasonic, Varta и др. производителей. Все это — элитные аккумуляторы, отличающиеся уникальными характеристиками, но достаточно дорогостоящие — от 8000 руб. и выше за легковую батарею емкостью 55-70 Ач. Впрочем, отличные характеристики — это не обязательно элита. Есть масса батарей высокого качества и в средней ценовой категории. В этой группе применяются те же самые технологии, что и в элитном классе, но за счет разных решений производителям удается сохранить приемлемую стоимость. Здесь даже можно выделить конкретные модели, например, Bosch Silver, Centra Futura, Varta Silver Dynamic, Exide Premium и другие. Стартовая цена АКБ в этой категории — 3500-4000 руб. Бюджетная категория состоит из отечественных и зарубежных батарей, выполненных по гибридной или малосурьмянистой технологии. Как обычно, это самая богатая категория по количеству представленных брендов. Разделить ее можно на две группы. Первая — зарубежные аккумуляторы, преимущественно кальциевые и гибридные. Тут и многочисленные «корейцы» (Atlas, Cheeta, Medalist, Rocket и т.д), и бренды других стран, такие, как Black Horse (Югославия), Mutlu (Турция), Tab и Topla (Словения), простые линейки уже упомянутых выше Centra, Varta, Exide. В группе отечественных (и стран СНГ) можно назвать бренды Dominator, Docker, Fire ball, Forse, UNO, Аком, АкТех, Зверь, Зубр, Орион, Пилот, Экостарт и пр. Надо отметить, что многие отечественные образцы ничуть не уступают зарубежным по качеству и характеристикам. На сегодня в общем числе преобладают батареи гибридного типа. Их стоимость начинается примерно с отметки 1800-2000 руб. при емкости от 55Ач. Более доступны малосурьмянистые, стартовая цена которых — от 1200-1300 руб.
Примечание: * — азиатский стандарт Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||