СУДЬБА ЕГО – «ЖЕЛЕЗКА»
|
Неплохо отделанный снаружи и внутри вокзал — символ главной градообразующей отрасли Тайшета. Город — одна из крупнейших узловых и сортировочных станций России. Однако кризис сказался и на «железке» — здесь произошли болезненные сокращения Один ж/д переезд, второй, вокзал в центре города. С непривычки кажется, что Тайшет буквально опутан рельсами. Когда утихает дневная жизнь, за ветхими, времен начала хрущевской оттепели, «панельками» северным сиянием светит депо, а по чистому, что уже редко даже в Сибири, воздуху разносятся гудки тепловозов. Как ни крути, но вся жизнь в этом городе на границе с Красноярским краем теплится исключительно за счет железнодорожного узла. И так вот уже 112 лет. Тогда, столетие назад, Тайшет был центром притяжения и процветающей экономической зоной. Сегодня это место, если быть здесь проездом, вызывает только негативные эмоции. И не в последнюю очередь из-за дорог. Нет, направлений. «Вертикальные ускорения» здесь такие, что заставляют сбрасывать скорость до понятия «на педаль газа не дышать». Тайшет, словно «замерз» на какой-то точке невозврата, которая давно пройдена. А экономический кризис убил надежды на возрождение. Не так давно из города ушла «Транснефть». Законсервировано строительство возводимого в 20 км от Тайшета современного алюминиевого завода. А ведь это не только абстрактные рабочие места, но и конкретные люди, потерявшие работу со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими последствиями. Успешные компании, щедро оплачивая проживание своих специалистов, сформировали в Тайшете новый вид бизнеса, развратив местных возможностью легкого заработка. Аренда квартир подскочила в разы (предприимчивые тайшетцы снимали жилье у пенсионеров, в своих делали мелкий ремонт с покупкой техники и пускали их в оборот). Корпорации город покинули, цены остались — «однушка» стоит от 800 руб./сутки. Единственная гостиница предлагает одноместный номер за 1400 руб., двухместный за 2500, причем без обычного деления на койко-место (стоимость самих квартир на уровне благополучного Ангарска — около 800 тыс. руб. за однокомнатную). Но приезжие в Тайшете отсутствуют как понятие, квартиры пустуют, а многочисленная «арендная» реклама служит лишь напоминанием о недавней сытости. Плюс иссяк поток перегонщиков, которые, бывало, делали в городе массовый привал. Теперь единственное место, вокруг которого вращаются крупные деньги — железнодорожная станция, но и она всех желающих работой обеспечить не может. Здесь сделаем небольшую ремарку. Еще недавно поражавшая убожеством трасса М-53 в районе Тайшета меняется буквально на глазах. Стало заметно больше асфальта, гравийные участки грейдируются, а почти по всей длине строящихся отрезков ведутся работы. Тайшет сегодня проходится транзитом в двух вариантах, но в обозримом будущем, с вводом в строй объездной, перестанет быть частью федеральной трассы. Осталось проложить около 2 км современного покрытия со всеми сопутствующими атрибутами. Пока же транзитный транспорт, руководствуясь указателями, идет либо через райцентр — сквозь промышленные руины по плохой, перемежаемой асфальтом гравийке. Либо, игнорируя знаки, по хорошей трассе (она как раз и есть начало объездной дороги), которая постепенно становится все хуже и хуже, на окраинах Тайшета принимает поистине устрашающий для подвески и нервов облик. Улицы города лишь незначительно лучше. Поверхность, в большинстве случаев только отдаленно напоминает асфальт, местами разверзается, как преисподняя, множество дворов и проездов не имеют твердых покрытий. И если зимой улицы иногда посыпают солью (что, правда, не спасает от появления снежных накатов), то весной-летом ими, похоже, не занимаются вообще. По крайней мере, не видно следов даже ямочного ремонта, а прямо в центре города — гравийные участки. При этом на окраине города улицы выглядят все-таки получше (сказывается отсутствие транзитного транспорта), а такие города, как Нижнеудинск и Усолье все-таки по качеству дорог выглядят непригляднее. Из разметки есть только «зебры», светофоры практически отсутствуют. На этом печальном фоне меня все же ждал сюрприз. Никак не ожидаешь в 50-тысячном городке (по другим данным, лишь 38-тысячном), недавно получившим статус поселения, обнаружить настоящего автодилера, пусть и вазовского. Приятный шоу-рум, немаленькая территория, несколько брендов — SsangYong, Fiat, Chevrolet и УАЗ. Увы, в наличии можно найти только «официальные» ВАЗы, все остальное предлагается на заказ. Впрочем, и тольяттинские модели стали редкостью. Еще недавно здесь каждый месяц продавали до 30-35 автомобилей, сегодня на треть меньше. На стоянке — пусто, упор делается на сервисные услуги, но среди них нет, скажем, кузовного ремонта. И такое полуобромочное состояние характерно для всей автомобильной инфраструктуры города. Несмотря на то что с Красноярским краем нет автобусного сообщения, Тайшет все же в своих потребностях ориентируется на соседний регион. Новые автомобили, как и японские б/у, покупаются в Красноярске и обслуживаются там же. Правда, при средней зарплате в 12 тыс. руб. позволить это себе могут не многие. В основном ремонт выполняется «на коленке». Даже таких обыденных для Иркутска процедур, как замена Dexron или охлаждающей жидкости на аппаратах, не говоря уж об электронной диагностике, на СТО нет. Весь ремонт ограничен простейшими процедурами, которые при отсутствии на трассе развитого сервиса для транзитников все же могут стать спасительными. Не стоит искать в магазинах и какое-то разнообразие предложения. Все они, построенные по принципу ассорти (в одном даже обнаружилась японская бытовая химия — надо как-то выживать), выполнены достаточно хаотично — разнокалиберный товар от шин до автохимии и аккумуляторов. Запчасти охватывают в основном отечественные автомобили, по иномаркам предлагается элементарный минимум, остальное под заказ с очень продолжительными сроками доставки. Получается замкнутый круг — для развития сервиса и торговых точек в Тайшете нет массового клиента, немногие платежеспособные предпочитают «шоп-вояжи» в города Красноярского края. Но надежда остается. На то, что от Богучанской ГЭС протянут ЛЭП, на то, что параллельно нефтепроводу начнут прокладывать «газовую нитку», на то, что в Тайшетском районе нашли алмазы. Как ни странно, Тайшет (особенно с развитием М-53) может быть интересен туристам. И об этом мы поговорим отдельно.
Точка отсчетаЗа века обжитого существования на тайшетской земле побывало много народов — кеты, тофалары, тунгусы, киргизы (от кого-то из них досталось название Тайшет, что в переводе означает «теплая вода»). Русские появились здесь на стыке XVI и XVII веков. Но основание населенного пункта относится лишь к 1897 году. Тайшет появился благодаря строительству Транссибирской магистрали, хотя и до этого здесь проходил тракт. Мужички, издали ходившие на возведение полотна, спросили разрешения поставить домишки рядом. Через четыре года станция с деревенькой разрослись до 142 «душ», появилось училище и медпункт. Жили здесь в царское время не в пример богаче, чем сейчас. Известен случай, когда приехавшего императора встречал местный «олигарх», в чью повозку было запряжено пять пар лошадей. Роскошь даже по московским меркам. Не зря для освоения природных богатств в годы столыпинских реформ сюда переселяли крестьян. В конце 20-30-х годов прошлого века людей ссылали уже по другим причинам. Знаменитый на всю страну ТайшетЛАГ включал 13 трудпоселков, два лагеря, и еще один подчинявшийся Лесному отделу НКВД… Несмотря на то что официальная история началом строительства БАМа называет 1974 год, к возведению участка Тайшет-Братск-Усть-Кут приступили еще в 1932-м. По некоторой и, кажется, заниженной информации число сидевших составляло 37 тысяч человек, намного больше, чем коренных жителей. Только японских военнопленных в 1945 году сюда завезли 39 тысяч. И лишь последних погибло на стройке магистрали полторы тысячи. На этом участке БАМ был построен на костях. А лагерные развалины вполне можно посетить — обращайтесь за помощью в местный краеведческий музей, неприметное здание которого находится на ул. Советской, 19 (тел. 8-964-219-86-18). У него есть влюбленный в свое дело хранитель — Георгий Владимирович Булыгин, прочитавший мне краткую и емкую лекцию о малоизвестном противостоянии войск Колчака и местных псевдобольшевиков, образовавших в 1919-20 годах Шиткинский фронт.
Технология развитияЧем по-настоящему удивил Тайшет, так это наличием гоночной команды — местного отделения красноярской структуры Tuning Technologies Sport, которая выступает в Кубке Lada (рассказ о нем — в ближайшее время). Два подготовленных автомобиля, гонщики и техники, небольшой бокс, предоставленный дилером АвтоВАЗа — как выясняется, даже при таком ограниченном потенциале можно расшевелить местную публику и сделать все возможное для популяризации автоспорта. Например, по мотивам БМШ-2009 и при поддержке администрации устроить местное Мотор-шоу с 50-ю участниками. Или проводить на закрытой пока объездной драгрейсинг (GT-клуб в городе есть, но весь его техарсенал ограничен покупкой готовых автомобилей). Основная заслуга тайшетской команды TT-Sport — организация ледовых гонок. Благодаря самофинансированию и помощи друзей на расположенном за городом озерце уже четвертый год подряд удается создавать 1400-метровый трек с широкими коридорами. Тренироваться на нем можно свободно, в соревнованиях участвует несколько десятков участников. Призы, конечно, складываются из стартовых взносов, но зрители периодически могут наблюдать заезды приглашенных красноярских спортсменов, а трасса позволяет безопасно развивать приличные скорости и проходить виражи в размашистых заносах. «Десятку» от TT-Sport можно было наблюдать на БМШ-2009. А вот второй автомобиль — ВАЗ-2113 — похоже, остался незаслуженно недооцененным. Между тем, простенький хэтч, хотя и пережил, как кажется, незначительный курс подготовки, преобразился кардинально. По крайней мере, марш-бросок в Красноярск и обратно привел именно к таким выводам. Стойки Koni и укороченные пружины позволяют весьма уверенно держать прямую и повороты на скорости более 150 км/ч. Жестко, разумеется, но местами можно не притормаживать — все-таки голландская подвесочная инженерия способна изменить даже вазовские ходовые качества. В двигателе также есть импортные технологии — ресивер куплен у латышских спортсменов. Остальные компоненты предлагаются российскими фирмами в ассортименте и с альтернативой. Например, распредвалы (стоят с высотой в 11,7 мм), отношения коробки (7-й ряд) и тормоза (от ВАЗ-2112). Кстати, то и другое сочетается неплохо — во всяком случае, переднеприводный автомобиль не выглядит нервным и субъективно набирает сотню секунд за 12. Это, естественно, при проточенной головке и самоблокирующемся дифференциале, который вытягивает 13-ю на ледовых гонках. Правда, ВАЗ как хороший «автомобильный конструктор» имеет врожденные проблемы, которые при воздействии тюнинга только усиливаются. Так, у нашего хэтчбека «дышала» кулиса привода КП и разорвался, несмотря на дополнительную опору двигателя, лонжерон кузова. К этому добавляется несоблюдение под капотом элементарных эргономических правил, отчего ремонт и настройка становятся сложным делом. Максим Маркин
| |