ПРОТИВ ЛОМА |
||||
|
Несколько лет назад мы уже представляли читателям «угон-шоу». Тогда работающему по заданию редакции профессионалу, чтобы нейтрализовать установленные в автомобилях противоугонные системы, требовалось не только все мастерство, на которое он был способен, но и некоторое время (в пределах нескольких минут). С тех пор методы угона автомобилей изменились. Сегодня потенциальному злоумышленнику не нужно быть семи пядей во лбу и обладать особой виртуозностью. Достаточно приобрести миниатюрное устройство, именуемое мануфактурным код-граббером, и как утверждают разработчики подобных гаджетов, девять из десяти сигнализаций сдадутся под натиском электронного интеллекта. Задачей редакции было проверить, действительно ли настолько серьезна ситуация, как ее рисуют некоторые аналитики. Оказалось — весьма и весьма.
Часть первая
ШОК И ТРЕПЕТМы сидим в автомобиле, припаркованном возле «Автограда». Мы — это журналист «Автомаркета» и «злоумышленник» Юрий Плюснин, директор одной из иркутских фирм по установке противоугонных систем. Для тестирования сигнализаций на устойчивость к электронному взлому компанией был приобретен новейший код-граббер — чудо криминальной мысли. «Врага нужно знать в лицо», — так отвечает Юрий на вполне резонный вопрос: зачем ему это нужно? В руках у Юрия с виду брелок обычной сигнализации. Но предназначен он вовсе не для того, чтобы ставить какую-нибудь машину на охрану. Задача противоположная — снимать с охраны, причем любую противоугонку вне зависимости от желания владельца. Миниатюрный электронный прибор целенаправленно и неутомимо перехватывает сигналы противоугонных систем, которые срабатывают поблизости. Из салона мы наблюдаем, как люди выходят из машин, ставят свои авто на охрану и спокойно удаляются за покупками. Никто из владельцев не подозревает, что с того момента, как нажата кнопка собственного брелока, наш приборчик знает, что за система стоит в автомобиле, и способен без труда снять ее с охраны. И расстояние ему не помеха. Такое впечатление, что он способен принимать сигналы даже от далеко стоящих автомобилей. А их на парковке сотни. Выбирай любой! Они заезжают на площадку один за другим. Не проходит и полминуты, чтобы наш «подопечный» не сообщил своим попискиванием о появлении очередной «жертвы». Мы еще не перешли к активным действиям, но первые впечатления ошеломляют. — Мы только на днях получили этот прибор, — говорит Юрий. — У себя в центре протестировали на нескольких
машинах, но того, что сейчас происходит, если честно, я и сам не ожидал. Если бы на нашем месте сидели угонщики, они бы предались сладостным планам — какую машину угнать, не прилагая для этого особых усилий. Естественно, в наших планах угона не было. Только эксперимент. Замечаем двух молодых людей, направляющихся к своему автомобилю, которым (предварительно представившись) пытаемся продемонстрировать работу код-граббера. Брелоку все равно — ставит владелец машину на охрану или снимает. Главное — перехватить сигнал, а дальше уже действовать по обстоятельствам. Но и вправду говорят: первый блин — комом. Код-граббер вроде бы считывает код сигнализации, но двери машины не открывает. Парни радуются — старенький «Шер-Хан» оказался не по зубам современным технологиям взлома. Довольные, они уезжают. Позже мы разобрались в причине «неудачи». В данном случае, для устаревшей системы надо было применять режим не «перехвата», а «подмены кода», но мы только осваиваем прибор (для опытного угонщика эта ситуация бы проблемой не стала). Но дальше машины вскрывались как банки пива. Если и были на парковке машины, устойчивые для взлома, то нам они не попались. Вывод ясен: код-граббер — опасное оружие, которое может перевернуть наши представления о требованиях к защите автомобиля. Реакция людей разная — от шока до позиции страуса («Я ничего об этом не знаю и знать не хочу!»). Показателен такой пример. Владелица новой леворульной машины парировала наши доводы тем, что автомобиль застрахован по КАСКО, и ей все равно, что мы там демонстрируем. Но не исключено, что страховые компании внесут корректировку в условия заключения договоров и начнут предусматривать возможность защиты от код-граббера.
Часть вторая
БЕЗ ВАРИАНТОВ?На следующий день мы усложнили задачу — стали тестировать машины с разными вариантами противоугонных систем в надежде найти «сильное звено» (накануне «слабых» выявлено не было). В эксперименте согласились поучаствовать знакомые, хорошо знавшие, какие системы установлены в авто. Всего 8 автомобилей: на шести машинах стоят сигнализации с двухсторонней связью, одна из них — с диалоговым кодом. В трех машинах используются иммобилайзеры, причем на одной — в качестве единственной защиты. Первый автомобиль. Сигнализация StarLine с двухсторонней связью. Снимается «с пол-пинка». При этом брелок владельца даже не пискнул о том, что кто-то чужой открыл замки — наш граббер пресекает любые попытки системы связаться со штатным брелоком. Открываем дверь и заводим двигатель ключом (представим, что вместо него — стальной проворот). На все про все ушло не более 10 секунд! Следующий автомобиль. Владельцем используется только заводская противоугонная система (иммобилайзер), включающая в себя ключ-карточку с дистанционным управлением. При помощи одного только код-граббера запустить двигатель не получится, но есть надежда, что прибор хотя бы cможет распознать код на открытие-закрытие дверей. Но при нажатии кнопки открытия дверей ничего не происходит — граббер молчит. Теоретически, владелец может спать спокойно. Но ровно до тех пор, пока прошивка «злоумышленника» не пополнится алгоритмом управления замками автомобиля данной модели. А это — дело времени и относительно небольших для организованного криминала денег. В используемую нами модель уже заложена возможность проделывать подобные трюки (открывать замки, имитируя сигнал со штатного ключа) на популярных для угонщиков моделях Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado. Как раз один из этих автомобилей участвует в эксперименте. Для проверки приходится отключать его сигнализацию с диалоговым кодом — с ней код-граббер не справился. А вот сигнал с кнопки закрытия замков дверей штатного ключа, как и ожидалось, успешно отсканировал и смог открыть двери без заводского ключа! Четвертый автомобиль. И здесь сигнализация StarLine, и снова никаких проблем со снятием с охраны. Пытаемся завести мотор — получается. Но наша радость преждевременна. Чувствуя какой-то подвох, все же принимаем предложение владельца немного проехаться. — Секретка, наверное! На тормоз нажмешь, и заглохнет, — выдвигают предположения другие участники эксперимента. Но все оказывается прозаичнее — в автомобиле установлен блокиратор АКП, личинку замка которого сразу не заметишь. Эх, сорвалось!.. — В данном случае угонщику проще бросить эту машину и заняться другой, — комментирует ситуацию Юрий Плюснин. И он прав — это подтвердил наш предыдущий эксперимент на большой парковке, где из огромного числа машин значительная часть наверняка не имеет никакой другой защиты, кроме дешевой сигнализации китайского производства. Пятый и шестой автомобили. На обоих используются сигнализации Tomahawk — и мы уже не удивляемся, что они так же легко поддаются вскрытию. Двери открыты, но вот незадача — ни у того, ни другого автомобиля двигатель не заводится. Не позволяют этого сделать дополнительно установленные иммобилайзеры бесконтактного типа. — Возможно ли обезвредить такой иммобилайзер? — интересуется продвинутый владелец одной из машин, — ведь для управления используется радиосигнал. Можно ли в этом случае подменить код? — Теоретически возможно, однако, во-первых, преступник должен знать, что в машине установлен иммобилайзер, — поясняет наш консультант, — Во-вторых, радиус действия электронных меток или ключей любого иммобилайзера гораздо меньше, чем у брелоков сигнализаций, и считать информацию с них сложнее. Но в любом случае, предупреждает Юрий, владельцы машин с иммобилайзерами, не важно, с заводскими или нештатными, должны знать о такой вероятности. Если автомобиль для преступников представляет особый интерес, существует немало способов обойти дополнительную защиту. — Но обычно угонщики идут по пути наименьшего сопротивления, — продолжает Юрий. — Поэтому я снова повторюсь. Нет необходимости угонять автомобиль с усиленной защитой, если можно легко взять соседний.
А мы тем временем продолжаем эксперимент. На очереди автомобиль, у которого имеется штатный иммобилайзер, но установлена сигнализация с дистанционным автозапуском. Чтобы реализовать эту сервисную функцию, установщики обычно извлекают чип из оболочки заводского ключа зажигания и прячут рядом с антенной-излучателем иммобилайзера (как правило, находится в рулевой колонке). Фактически это означает, что иммобилайзер постоянно разрешает запуск двигателя и не обеспечивает необходимой защиты. И после того, как наш код-граббер расправился с установленным в машине «Томагавком», мы не только открыли двери, но и завели двигатель. Последняя машина. Здесь стоит устаревшая сигнализация (не двухсторонняя) марки СОБР. В прошивке код-граббера такой системы нет. В этом случае устройство используется в режиме подмены кода. И здесь код-граббер показал все, на что способен. В первый момент, перехватывая сигнал, он одновременно глушит его и не позволяет системе встать на охрану. После нескольких безуспешных нажатий владельцем кнопок брелока, автомобиль, наконец, встал на охрану. И спустя некоторое время снялся — но уже при помощи код-граббера. Не помогло и то, что постановка на охрану в используемой сигнализации производится разными кнопками, что по идее должно исключать вероятность подмены кода. Когда владелец без разбора жал на разные кнопки, «думая», что неисправен брелок, он позволил код-грабберу завладеть необходимыми кодами.
Кирилл ЮрченкоАвтомаркет+Спорт № 35 |
|||