Точка на карте
|
||
|
Вы можете себе представить, что обычные лыжники способны обогнать мощные снегоходы? Вот мне до сих пор казалось, что снегоход - это такой вид транспорта, который по снегу не только ходит, но и бегает и даже летает, не боясь зарыться или опрокинуться. Казалось бы, пока был опыт езды на них в ровном поле, в неглубоком или спрессованном снегу, в общем, чайниковский опыт. А еще были весьма расплывчатые представления по поводу термина «активный отдых», для чего в том числе и предназначены снегоходы.
ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО…Всё прояснилось, а точнее, разложилось по полочкам, сугробам, кустам и буквально по собственным суставам в недавней поездке, организованной мотосалоном «Барс» и посвященной открытию зимнего сезона. Что такое экстремальный off-road на джипах, мне известно, но на снегоходах готовился к обычной прогулке с ветерком, не более. Даже не смущало, что поход вовсе не на комфортабельных туристических «снежиках» и по накатанному маршруту. Мол, максимум будет что-то вроде захватывающей экспедиции, без экстрима, тем более, путь уже знаком - по старой дороге через Хамар-Дабан, где мы не раз побывали. Но! То было летом, когда в подготовленном джипе или на квадроцикле медленно, но очень уверенно «обгоняли» пеших ягодников, снисходительно глядя на них свысока. А на сей раз были моменты, когда девушки на лыжах осторожно обходили нас, пока мы по уши ковырялись в снегу, в очередной раз добывая из него какой-нибудь снегоход. И они тоже смотрели свысока, снисходительно и, может, даже сочувственно. Но, думаю, скорее с тихим возмущением. Ведь мы шли одним курсом, тогда как лыжники здесь будто у себя дома, а мы со своей рычащей и чадящей техникой в этом храме природы явно не к месту. Кстати, о технике. Всего было пять снегоходов - один фирмы BRP Ski-doo и четыре машины Arctic Cat. Все с 2-тактными моторами, Rotax и Suzuki соответственно. Из всех только один снегоход универсального, точнее, утилитарного класса, остальные - горные. Что это значит, для наглядности лучше спроецировать на более привычный автомобильный мир. Первый можно условно сравнить с экспедиционным внедорожником - вместительный, комфортный и устойчивый, но относительно тяжелый и неповоротливый. А вторую группу с раллийными прототипами - аскетичные, но мощные, максимально облегченные и с очень агрессивным «протектором» гусеницы. Одно сказать - «горники» как раз предназначены для штурма крутых снежных склонов. И среди участников были очень серьезные версии с 800 и даже 1000-кубовым мотором мощностью до 162 сил! Так что, наши аппараты, в общем-то, оказались в своей стихии. Но как часто бывает, нюансы еще сильнее стихии. На пять снегоходов семь человек, у всех разный опыт - от профи до таких «левых пассажиров», как ваш покорный слуга, которого на льготных условиях включили в экипаж утилитарника. Причем, кроме меня, к нему еще прицепили пластиковые нарты с запасом топлива и скарбом экспедиции. Ну и над всеми (точнее, под всеми) главный нюанс природной силы - сама снежная обстановка на Хамар-Дабане. В прошлом году ребята из этой компании уже открывали здесь сезон, причем по двое на каждом снегоходе и не в таком крутом составе, но дело было в декабре: снегу навалом, и по всему «тракту» он в основном уже плотный - постарались морозы, ветры и «прикатали» люди. Прошли тогда без особых сложностей. А здесь-то начало ноября, только первые снегопады, и еще не было ни морозов, ни ветров, ни людей. У подножия хребта со стороны Слюдянки снега вообще мало - когда «снежики» начали подъем по крутому узкому серпантину, их гусеницы то и дело взрыхляли тонкий покров до грунта и даже вырывали камни. И ведь медленно, внатяг такой склон не одолеешь, только «ходом». Нарты болтались на камнях, как мотылек. Нашему утилитарнику с 570-кубовым мотором сил на все это хватало, но за пластиковые лыжи и резиновую «гусянку» было страшновато - выдержат ли? Наверху ведь еще хуже «дорожка»!
РАЗМИНКАНо дальше в горы - больше снега. Удивительно: совсем чуть проехали в бодрящем режиме, а как будто пару часиков летели в самолете, пока он не перебросил куда-то на север, где давно зима. Дальше от Байкала величавый старец Хамар-Дабан уже успел основательно укутаться в белый тулуп. Очень толстый, но пока еще «воздушный», как пуховик. Такой снег на сленге и называют пухляком. После мощных снегопадов еще не было ветров, и хребет встретил сказочным декором леса. Завороженно любуемся этой хрустальной красотой и весело одолеваем первые препятствия в виде поваленного дерева. Большинству получается поднырнуть, один запросто обходит лесом. Путь «пробивают» два опытных человека на мощных горниках, идут лихо, красиво. Остальные в меру сил и возможностей догоняют. Наш утилитарный Arctic Cat - настоящий снежный крейсер: широко расставленные лыжи, длинная широкая гусеница, роскошное сиденье, в том числе место для пассажира с высокой спинкой, удобными поручнями и подножками. Садиться на него после горника все равно, что на Land Cruiser после багги. Комфорт и ощущение абсолютной устойчивости. К тому же рекордный по емкости бак в 60 литров. Кажется, нажал на гашетку и отпустишь только на финише через 26 км у метеостанции. Но не тут-то было. Местные духи в праздничный день 7 ноября явно заскучали в этой снежной тиши, и в нас нашли предмет забавы. Пышный снежный покров, конечно, замаскировал знаменитую колею местного тракта, но и только. С виду пусть узенькая, но ровная полоска сквозь живописные заросли. Езжай себе, любуйся, только следи за ветками, которые норовят ударить по лицу, по голове (так что без шлема никак) или по ногам. А по краям - канавы, «заподлицо» укрытые снегом. Летом их, по крайней мере, видно, а сейчас они в роли капканов или даже «волчьих ям». Неосторожное движение влево-вправо, и вот уже снегоход на боку и наполовину проваленный. Вероятность выскочить самому не столь велика, как может показаться - «гусянка» бешено вращается, но зацепиться за край колеи зачастую не суждено. Даже стоя на подножке в противовес, результат можешь получить нулевой. Надо помогать, причем эффективная помощь заключается не в «толкай», а как раз в «тяни» - за передние петли лыж. Один, а лучше двое, тянут, другой газует и одновременно тоже подталкивает, как может. И вот здесь главное для помощников - вовремя отскочить из-под лыж. Увязший снегоход, будто медведь, которого тащат из берлоги за уши: сначала упирается и только лихоматом ревет, потом просыпается и резко «кидается». Кто «рулит», должен играть на грани - раньше времени не сбросить газ и в то же время не переехать помощников, которые по колено в снегу и могут вовремя не увернуться. Притом когда снегоход буксует на месте, вокруг него образуется плотное едкое облако отработавших газов - под нагрузкой мощные двухтактники просто звери, а выхлопная труба сбоку в носовой части. Бросок по древнему тракту быстро и наглядно показал, что управление снегоходом - наука особенная, тем более в таких нестандартных условиях. Просто так «отсидеться» не выйдет! Чтобы лавировать между колеями, ловить зыбкую твердь, рывком выныривать из ям, ходом выравнивать крен и просто вписываться в вираж, надо постоянно работать корпусом, и часто не только перемещая вес, а буквально зависая на одной подножке с опорой на обе ноги и на вытянутых руках. И вот здесь очень важно, чтобы собственный «противовес» был достаточный, проще говоря, малоупитанным драйверам в этом случае труднее. Также важно иметь дублирующую гашетку газа с левой стороны руля, иначе бороться с правым креном будет очень сложно. Вообще, как стало понятно, оптимальная формула для таких штурмов - легкий снегоход, то есть типа горный, и тяжелый наездник, и лучше всего один. Пассажиром на горнике очень не просто ехать: для него здесь место чисто символическое - опереться не на что, держаться не за что, да и само сиденье неудобное, с «урезанным» профилем. И потом, вождение горника само собой рождает активно-силовой стиль, с болтанкой и продольными перегрузками - пассажир на нем просто несчастный балласт. Эти машины маневренней, но они и не столь устойчивы - лыжная колея уже, «гусянка» тоже. И хотя снегозацепы на ней самые развитые, а «дури» мотора с избытком, со всем этим еще надо умело справляться. Зарыться в глубоком рыхлом снегу на таком проще простого, езда «внатяг» неприемлема - только ходом, а чтобы не опрокинуться или не улететь куда, надо буквально срастись с машиной в напряженных тренировках, и быть в хорошей физической форме, конечно.
ЗВЕЗДНОЕ НЕБОТемнело. Активный отдых продолжался, точнее, только начинался. Одолели где-то половину маршрута, впечатлений уже было немало, сил потрачено тоже, вместе с тем мы только подтянулись к самому сложному участку тракта. Снега здесь еще выше, а подъемы еще более затяжные, крутые и каменистые. Снег еще не «схватился», и гусеницы без особого труда взрыхляли его до скальника, а лыжи могли упереться в очередной валун-подснежник. А тут и ручей под настом течет себе, не замерзает. Снегоходы сваливались, закапывались, вставали. Если садится в снег капитально, по самые подножки, для спасения предложена такая технология: снегоход заваливается набок, под «гусянку» набивается и, по возможности, трамбуется снег, потом машина ставится «на ноги» и, получив опору, как правило, выскакивает из плена. Наш утилитарник уже потерял один каток, видимо, выбило о камни, и начинал совсем пасовать - забираться с гружеными нартами становилось все трудней. Мотора хватало, но не доставало сцепной силы, плотности покрова. Машина много буксовала и часто проваливалась в канаву или между валунами, а в один момент даже перестала заводиться, пока не «передохнула» минут пять. Приходилось отцеплять нарты, вытаскивать и «отгонять» снегоход, потом самим тянуть нарты наверх, опять цеплять и штурмовать дальше. Когда такое «упражнение» повторилось раз десять, причем по колено или по пояс в снегу, силы уже были на исходе. Под раз-два нарты приходилось тащить буквально ползком, на коленях - иначе ноги проваливались, и весь ритм сбивался. В них же ехали пассажиры, поскольку сидеть на снегоходе - значит, мешать «рулить» в колее. Радовало то, что вокруг все же не грязь. Кто едет крайним, помогает впереди идущему и иногда далеко уходит от своей машины. Потом приходится возвращаться и догонять. Кстати, в группе были две девушки, им также достались все прелести марша, и надо отдать им должное - ни одного жалобного слова с их стороны. Real6 Уже давно темно, лыжники, небось, добрались до базы и парятся в бане, а мы еще не дошли и до поляны. Над Хамар-Дабаном грозди крупных звезд, вокруг пугающая тишина и спокойствие, спят звери, крепчает мороз, но нам не до этого. Хорошо еще, снегоходы дают замечательное освещение, с дальним как днем. Уже бродят мысли, мол, бросаем здесь нарты, однако нельзя, вещи пригодятся на ночевке. Тогда бросаем запас топлива. Проверяем - в баках его еще достаточно, чтобы хватило до заправки на обратном пути. Три канистры остаются где-то в сугробе, а «тягач» еще и освобождаем от пассажиров. Облегченный, он поехал явно бодрее. Наконец, вот она, «Лунная поляна», от которой еще километра четыре до метеостанции, и сам тракт уже легче. Остаток пути пассажиром «болтаюсь» на горном снегоходе. В дороге почти 12 часов. К этому времени 2-килограммовый шлем и сумка с фотоаппаратом уже виснут пудовыми гирями. Едем в активном режиме и продолжаем иногда «нырять». Резкий снос в колею, и все происходит как в киношном трюке с подкошенным конем и улетающим всадником. Секунда, и ты уже по шею в сугробе, приваленный «конем». А над тобой такое великолепие звездного неба, что так бы и заночевал прямо здесь. Чтобы выбраться, надо постараться: корчишься, как уж на сковородке, упереться не во что - снег по «обочинам» очень глубокий. Потом остатки сил еще на переворачивание и вытаскивание снегохода. Когда выкатились к малоосвещенной станции, даже не верилось, что на сегодня все закончено, а впереди банька и ужин. Уже знакомые нам лыжники готовились ко сну, говорят, дошли за восемь часов - на четыре часа быстрее нас. Меня пугал и следующий день, но дорога обратно оказалась куда как легче: местные духи, вволю потешившись вчера, сегодня отдыхали. Грянувший мороз «прихватил» уже хоть как-то наезженный тракт, и все обошлось двумя-тремя сходами. Даже хватило времени порезвиться на той самой поляне, а сам маршрут уже лег почти в туристическом режиме. Просто удивительно, каким разным бывает Хамар-Дабан, в том числе зимой, и что такое настоящий активный отдых, здесь понимаешь особенно. Василий Ларин
|
|