Готовить к зиме необходимо весь автомобиль, поскольку она предъявляет повышенные требования ко всем узлам и агрегатам машины: начиная от топлива и техжидкостей, и заканчивая лакокрасочным и антикоррозионным покрытием кузова. Однако на практике столь глобальные меры не всегда осуществимы и возможны в принципе, поэтому в нашем материале мы постараемся условно разделить их на обязательные, желательные и возможные. И пусть многие из этих рекомендаций покажутся банальными: как показывает опыт, многие автовладельцы по тем или иным причинам либо вовсе о них не знают, либо знают, но пренебрегают – в расчете на «авось не потребуется». К сожалению, зимой подобное пренебрежение полезными рекомендациями и чужим опытом обходится дороже…
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В первую очередь необходимо уделить внимание аспектам безопасности. Первую проверку – состояния тормозных колодок и работоспособности тормозных механизмов – можно сделать и самостоятельно (колодки оцениваются после снятия колес визуально, работа тормозных механизмов и ручного тормоза – проведением контрольных торможений на ровной и свободной от других автомобилей дороге/площадке). А вот проверять состояние тормозной жидкости на наличие в ней влаги придется в сервисе. Не забудьте проверить тормозные шланги и трубки на предмет трещин и подтеканий.
Из-за того, что зимой световой день короче, важным моментом подготовки автомобиля является проверка исправности световых приборов автомобиля: фар, задних фонарей, габаритных огней и указателей поворота. При этом свет фар желательно проверить в сервисе: правильно отрегулированные фары будут лучше освещать дорогу и не ослепят встречных водителей.
Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окислов и налета, а саму батарею перед наступлением холодов необходимо полностью зарядить |
Наконец, как бы банально это ни прозвучало, зимой в обязательном порядке необходимы зимние шины. Причем для наших условий нежелательно использовать шины с маркировками «All Season» или «M+S». В первом случае это действительно всесезонные шины, но рассчитанные на мягкие центрально-европейские зимы, а во втором – универсальная (в т.ч. летняя) резина, созданная для автомобилей повышенной проходимости и эксплуатации вне скоростных дорог. В Сибири зимняя резина должна быть либо скандинавского типа (так называемая «липучка»), либо шипованной.
ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В современных двигателях все чаще применяют маловязкие сорта масел, которые изначально хорошо прокачиваются в системе смазки двигателя даже при минусовых температурах. Но если в двигатель залито масло с низкотемпературным уровнем вязкости 10W-, 15W- и более высоким, к зиме его лучше заменить на масло с вязкостью 5W- или 0W-, причем желательно на синтетической основе, которая при прочих равных обладает более стабильными характеристиками во всем диапазоне рабочих температур.
Далее следует обратить внимание на исправность свечей зажигания (для бензиновых двигателей) и свечей накаливания (для дизелей). И те, и другие требуют регулярной регламентной замены. Перед зимой их желательно выкрутить и посмотреть состояние электродов и зазор между ними. Пренебрежение чревато преждевременным выходом из строя катушек зажигания, и может послужить причиной осложненного или неудачного запуска холодного двигателя.
Не стоит забывать и о своевременной замене воды из бачка омывателя лобового стекла на специальный «незамерзающий» состав. Вместе с омывателем внимание стоит уделить и состоянию щеток стеклоочистителей: желательно, чтобы щетки «дворников» имели специальную зимнюю конструкцию – бескаркасную или с резиновыми чехлами – для лучшей сопротивляемости обледенению.
Обработка дорог солевыми растворами требует и проявления внимания к состоянию кузова автомобиля (особенно нижней его части): необходимо проверить состояние антикоррозионного покрытия, целостность защитных щитков (подкрылков и т. п.), а также наличие на местах специальных резиновых или пластмассовых технологических заглушек скрытых полостей кузова.
ВОЗМОЖНО, НЕ ЛИШНЕЕ…
Что еще может потребовать к себе внимание при подготовке автомобиля к зиме? Прежде всего – топливная система. На зиму есть смысл перейти на менее высокооктановый сорт топлива (естественно, в пределах рекомендуемого заводом-изготовителем). Владельцам же дизельных автомобилей необходимо убедиться в том, что они приобретают именно зимний сорт дизельного топлива. Кроме того, если в течение последних месяцев заправка была на не внушающих доверие АЗС, стоит проверить состояние топливного фильтра в баке или под капотом.
Также стоит уделить внимание и остальным фильтрам автомобиля: если масляный фильтр двигателя, как правило, регулярно меняется вместе с маслом, то вот воздушный фильтр за лето способен покрыться внушительным слоем пыли и грязи. Не стоит забывать и про фильтр салона (у кого он есть): его засорение может существенно снизить эффективность работы отопителя.
Проверьте состояние резиновых уплотнителей дверей: если они старые, и плохо справляются со своими обязанностями, уплотнители лучше заменить – это позволит избежать примерзания дверей во время стоянки автомобиля. Не будет лишним обработка/смазка дверных замков, а также замков капота, багажника и лючка топливного бака.
Отдельно стоит оговорить использование дополнительных элементов комфорта – в частности, подогреваемых накидок на сиденья. Если автомобиль не имеет функции обогрева кресел, а использование теплых меховых чехлов‑накидок по тем или иным причинам невозможно, лучше сделать выбор в пользу интегрируемых в кресла систем электрообогрева. Такие системы безопаснее, поскольку имеют более эффективную систему защиты от перегрузок во время работы – конечно, при условии грамотной их установки квалифицированными специалистами. А вот пользоваться обогревателями, подключаемыми в прикуриватель, мы бы не советовали: очень часто они требуют слишком большого тока для своей работы, на который электропроводка прикуривателя не рассчитана.
Пожаром чревато и неграмотное утепление моторного отсека. Категорически нельзя применять обычные одеяла или ватники. Войлок допустим, но и он не должен касаться слишком горячих частей системы выпуска, а также крыльчатки вентилятора охлаждения. Нежелательно и использование картонки перед радиатором: вместо картонки, если уж в этом есть необходимость, лучше использовать чехлы/заслонки радиаторных решеток, которые оставляют пространство перед радиатором для его охлаждения.
Ну и, конечно, не стоит экономить на нескольких полезных аксессуарах, которые могут стать жизненно необходимыми зимой: хороший буксирный трос, качественные провода для «прикуривания», скребок со щеткой для очистки кузова и стекол ото льда и снега, а также карманный флакончик размораживателя замков.
Особо стоит упомянуть о системах прогрева двигателя. Самый простой, но и самый нежелательный вариант – сигнализация с автозапуском. Кроме того, что подобная система в большинстве случаев снижает противоугонную стойкость автомобиля, она еще и опасна тем, что двигатель запускается и работает без должного контроля. В большинстве систем автозапуска контролируется только давление масла, которое нередко сохраняется даже при критическом падении его уровня на работающем двигателе. При этом система не всегда может распознать неудачный запуск двигателя, в силу чего может быстро разрядить аккумулятор. К тому же двигатели новых современных автомобилей с высокими экологическими характеристиками могут в принципе не прогреваться на холостых оборотах, и для них системы автозапуска становятся как минимум бесполезными, а то и откровенно вредными (повышенный износ двигателя и перерасход топлива). Для большей уверенности в зимнем запуске лучше использовать электрические или топливные предпусковые подогреватели двигателя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ПРЕДЗИМНЕЙ ПОДГОТОВКЕ:! Многие сезонные подготовительные работы совпадают с регламентными работами по обслуживанию автомобиля. Поэтому имеет смысл их совместить с очередным техобслуживанием. ! Все подготовительные работы лучше проводить заранее: при более теплой осенней температуре проще исправить большинство выявленных неисправностей или недочетов. А работы по исправлению кузовных дефектов в ряде случаев зимой и вовсе будут невозможны. ! Наличие теплого гаража или предпускового подогревателя не освобождает от использования соответствующих спецжидкостей в двигателе и трансмиссии: мотор и ходовая часть должны быть всегда готовы к экстремальным условиям поездки. ! Хороший буксирный трос и лопата зимой даже в городе лишними не будут: они помогут выехать из сугроба при вылете со скользкой дороги или после неудачной парковки во дворе. ! Не стоит всецело доверять надежности и комфорту современной техники: лучше перетерпеть некоторые неудобства, связанные с вождением автомобиля в теплой одежде (как вариант – снимать теплую одежду перед посадкой в машину), чем замерзнуть возле заглохшего автомобиля… |
Если автомобиль не планируется использовать зимой, то его желательно законсервировать. |
Алексей СТЕПАНОВ
Весь автомобильный Иркутск № 26/2012