Авторынок Иркутска: тенденции продаж новых автомобилей
Просмотров: 6425
15 Октября 2012
Теги: авторынок
Новые автомобили в Иркутске

ГОД ПРЕВРАЩЕНИЙ

На 2012 год прогнозы аналитиков по развитию авторынка были если не грустными, то весьма осторожными. Мол, рост будет, но далеко не такой, как годом ранее. Что причина – новый экономический спад, рост цен или такой банальный и еще непривычный для нас экономический эффект как насыщение?

Если судить по Иркутску, у некоторых дилеров за первую половину года действительно наблюдалось затишье и даже снижение продаж по сравнению с тем же периодом за предыдущий год. Причем это коснулось и таких значимых для рынка брендов как Ford, Mitsubishi или Peugeot. Но с другой стороны, иные дилеры продолжают наполнять рынок ускоренными темпами: Toyota, Renault, Nissan, Volkswagen – у всех рост продаж достаточно весомый, а Renault так и вовсе сенсационно перекрыл свои показатели практически вдвое.

Также стоит отметить подъем в гору таких корейских брендов как Kia и Hyundai, причем на данном этапе первый в общем зачете даже обошел второго – вероятно, сказался эффект работы сразу двух дилерских центров этой марки. Правда, в свою очередь Hyundai в середине года тоже открыл новый крупный автоцентр, так что их «междоусобная» борьба интересно обостряется.


Kia cee'd 2012 в Иркутске
Корейские концерны «рвут» рынок по всем направлениям, а новый Kia cee’d лишь один из эпизодов этого сезона с их стороны
Hyundai Equus в Иркутске
Hyundai Equus – вряд ли реальная угроза для именитых немецких и японских марок, но как заявка в премиум-сегмент сама по себе серьезная

Дилеров в Иркутске стало как никогда много (около сорока), предложение увеличилось, но вместе с тем и покупатель стал избирательнее, так сказать, на все подряд «не клюет».
В сущности, заметное расширение конкурентной среды как раз вполне может объяснять затишье у ряда брендов. Правда, сами дилеры не склонны видеть причину в этом, а говорят о том, что на самые популярные модели или их версии по-прежнему существует ограниченная квота, откуда возникает дефицит и невозможность в полной мере обеспечить повышенный спрос.

Как бы там ни было, а дилеров в Иркутске стало как никогда много (около сорока), предложение увеличилось, но вместе с тем и покупатель стал избирательнее, так сказать, на все подряд «не клюет». К слову, с рынка фактически ушла китайская марка Chery, которой так и не удалось «раскрутиться» даже с прогрессивно обновленным ассортиментом. Или, допустим, появление новых моделей модного сегмента SUV и даже из числа известных марок теперь может встретить прохладную реакцию публики. Например, на новый Peugeot 4008, модернизированные Chevrolet Captiva/Opel Antara или Subaru XV «набрасываться» покупатели не спешат.

И наоборот, есть отдельные модели, целевая аудитория которых не просто сохраняет на плаву весь бренд, а дает рост дилерам и хороший рейтинг. Например, среди всех легковых моделей пальму первенства с прошлого года держит Hyundai Solaris, обеспечивший на данном этапе почти 2/3 всех продаж у дилера. Модель VW Polo седан довела свою долю продаж у дилера почти до половины, она более всего способствует росту показателей, а заодно вернула исторический имидж «народной марки».

В принципе, Ford Focus для дилера тоже остается главной движущей силой – ведь на сегодня это фактически 4/5 всех продаж внутри марки! Или вот Kia, у которой флагманом бизнеса выступает легковая модель Rio, но при этом и кроссовер Sportage творит чудеса – в личном зачете он уже обошел X-Trail, который, в свою очередь, у всемогущего Nissan входит в тройку призеров. Что уж говорить о Renault с его Logan/Sandero, хотя в текущем году внутреннюю монополию этих моделей начинает агрессивно размывать сравнительно недорогой кроссовер Duster. С учетом рекордных на сегодня очередей на год вперед, потенциал у этой модели колоссальный, ведь продажи уже достигли уровня некоторых популярных SUV других марок. Показательно «выстрелил» и другой дебютант года – кроссовер Mazda CX-5, который по продажам быстро опередил все другие модели марки и дал возможность расти дилеру в общих показателях.

То есть (к вопросу об избирательности) при всем выборе претендентов успехом у покупателей могут похвастать не все. А успех не всегда можно предсказать стопроцентно. В этой связи актуально отметить еще один рыночный нонсенс. Впервые за многолетнюю статистику в текущем году произошла «смена власти» в модельном ряду АвтоВАЗа. Если до того почти половину продаж составляла «классика», то с ее выходом из модельного состава завода анархии у дилеров не произошло – началось рыночное замещение за счет нашумевшего новичка Lada Granta.


Lada Largus в Иркутске
Lada Largus стал одной из ключевых новинок сезона, но очередь сразу растянулась до полугода
FAW Besturn B50
FAW Besturn B50 олицетворяет заявку китайцев на новую для себя, более престижную нишу
Пусть дебют этой модели и не был гладким, но результаты налицо – за первые полгода продаж у иркутского дистрибьютора Granta возглавила список популярности среди прочих моделей ВАЗ, и грозится стать новым «маяком» в сегменте автомобилей эконом-класса. А во втором полугодии появится и «автоматная» версия Granta, что только прибавит ей ускорения. Кроме того, у ВАЗа появился еще один весомый аргумент в борьбе за место – это пусть и не своя собственная, но законная марочная модель, а именно универсал Lada Largus, представляющий собой перелицованный Renault Logan MCV. И хотя пока этот проект реализован по большей части в промо-экземплярах, потенциал у него очевиден.

На этом фоне другие новости в эконом-сегменте пока выглядят только пробным шагом для утверждения на рынке. Так, демократичный ZAZ выпустил компактный седан Vida, китайская компания BYD «предоставила» модель С-сегмента F3, а в Таганроге освоили сборку компактного седана Tagaz C10, взятого у китайской компании JAC. Все модели уже появились у иркутских дилеров.

Кроме того, свой шедевр выдвинула китайская же компания FAW в лице седана Besturn В50, но на сей раз речь уже не об «эконом» – цены от 540 тысяч рублей. В основе этой модели D-сегмента лежат технические решения Mazda6 первого поколения, двигатель 1,6 литра в 103 силы заимствован у VW, автоматическая коробка японская, а дизайн итальянский. Плюс богатое базовое оснащение. Но может ли иркутский дилер FAW рассчитывать с этой моделью на серьезную конкуренцию с тем же Renault Fluence, который позиционируется в схожей «весовой» категории – вопрос открытый.

Вообще то, как «угадать» с новинкой и правильно ее подать, сегодня является для производителей основой успеха. Или, например, вовремя обновить слегка затерявшийся бестселлер, как это показательно получилось у Toyota Camry. Модель предыдущего поколения по итогам прошлого года даже не вошла в топ-десятку на иркутском рынке и отступила на четвертое место во внутреннем зачете, пропустив вперед даже Corolla. Но с началом 2012 года компания выпустила новую Camry, и сразу другая картина – продажи увеличились вдвое! Как результат – первое место в модельной линейке бренда и четвертое – в топ-пятерке иркутского рынка.


Peugeot 408 в Иркутске
Peugeot 408 – новая «ударная» модель компании, представляющая сегмент D+ по ценам гольф-класса
Если «загадывать» на второе полугодие, то подобная ситуация может сложиться у дилера Peugeot, но уже с выходом совершенно новой модели. Показатели марки в первом полугодии слегка упали, причем от собственных результатов заметно отстала именно лидирующая модель – хэтчбек С-сегмента Peugeot 308. Вероятно, все дело в так называемом «отложенном спросе», который связан с новым седаном Peugeot 408, производство которого также налажено в России, а продажи начинаются с конца лета. Стилистически узнаваемый, большой и недорогой для своих размеров (по сути, это уже сегмент D+) – у 408-го все козыри для вывода бренда на новые высоты в рейтинге.

Свои преобразования ожидаются и у Mitsubishi. Падение продаж лидера списка – кроссовера Outlander – в первом полугодии привело и к снижению общего рейтинга марки. Однако взгляды потенциальных покупателей были обращены к модели нового поколения, продажи которой начались с сентября, а пакет заказов уже летом превышал немалую, в общем-то, квоту – российский рынок для этой модели будет приоритетным. А вот выход осенью (в ноябре) другого популярного кроссовера, Honda CR-V нового поколения, на положение предыдущей модели фактически не повлиял – падения продаж не наблюдалось.

Премиум-сегмент переживает свой ренессанс. Так, целая череда обновлений прокатилась по модельному ряду Lexus, выдающаяся новинка появилась у BMW – купе-седан 6 серии, да и Hyundai очень серьезно заявился в высший свет. Но отметить хотелось бы тенденциозную новинку рынка – компактный кроссовер Audi Q3. Все складывается согласно прогнозам – за первое полугодие продаж модель сразу вышла на первое место во внутреннем зачете. Неужели сменились приоритеты у клиентов столь солидного бренда? Вряд ли. Дело в том, что общая цифра продаж по Audi оказалась точно на уровне аналогичного периода в 2011-м, и дилер это связывает с очень жестким квотированием других востребованных моделей.

Кроме того, в Иркутске во второй половине 2012 года состоялось важное событие в мире премиум-брендов, а именно в сентябре впервые в нашем регионе открылся официальный дилер легендарной немецкой марки Porsche. Раньше никакого смысла в этом не было – спрос на дорогие спорткары был бы единичным. Но в последнее время модельный ряд марки пополнился более «универсальными» машинами – внедорожниками Cayenne и купе-седанами Panamera, спрос на которые уже обещает полноценную работу дилера.


Porsche в Иркутске
Открывшийся в сентябре дилерский центр премиальной марки Porsche поднял весь авторынок Иркутска на новую высоту: до сих пор автомобили такого уровня у нас официально не предлагались

Ситуацию на рынке во второй половине года будут определять и сугубо экономические обстоятельства, главный фактор из которых – вступление в силу нового закона по утилизационным сборам.
Однако, кроме самих автопроизводителей, ситуацию на рынке во второй половине года будут определять и сугубо экономические обстоятельства. Связаны они с неминуемым ростом цен на автомобили, которые за последние год-полтора и без того ощутимо подорожали. Такой фактор, как вступление России в ВТО, хоть и предполагал некое снижение цен ввиду «демократизации» пошлин и условий производства, однако на деле ощутимых ценовых послаблений ждать не приходится.

Этого не обещают и представители автокомпаний, которые ссылаются на разные причины, как мировые, так и внутренние. И если в первом случае – это нестабильная экономическая ситуация и плавающие курсы валют, то во втором главным фактором выступит новый закон по утилизационным сборам. Пока трудно сказать, насколько в целом и по отдельности подорожают машины, но прибавка к стоимости ожидается заметная – ориентировочно 10%. Все эти явления могут замедлить продажи автомобилей среднего ценового сегмента, и привлечь больше внимания к эконом-классу и всем новым моделям с актуальным показателем цена/качество. Как уже было сказано, те и другие модели своевременно пополнили предложение некоторых дилеров.


Василий ЛАРИН,
фото автора

Весь автомобильный Иркутск № 26/2012

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог