На 2012 год прогнозы аналитиков по развитию авторынка были если не грустными, то весьма осторожными. Мол, рост будет, но далеко не такой, как годом ранее. Что причина – новый экономический спад, рост цен или такой банальный и еще непривычный для нас экономический эффект как насыщение?
Если судить по Иркутску, у некоторых дилеров за первую половину года действительно наблюдалось затишье и даже снижение продаж по сравнению с тем же периодом за предыдущий год. Причем это коснулось и таких значимых для рынка брендов как Ford, Mitsubishi или Peugeot. Но с другой стороны, иные дилеры продолжают наполнять рынок ускоренными темпами: Toyota, Renault, Nissan, Volkswagen – у всех рост продаж достаточно весомый, а Renault так и вовсе сенсационно перекрыл свои показатели практически вдвое.
Также стоит отметить подъем в гору таких корейских брендов как Kia и Hyundai, причем на данном этапе первый в общем зачете даже обошел второго – вероятно, сказался эффект работы сразу двух дилерских центров этой марки. Правда, в свою очередь Hyundai в середине года тоже открыл новый крупный автоцентр, так что их «междоусобная» борьба интересно обостряется.
Дилеров в Иркутске стало как никогда много (около сорока), предложение увеличилось, но вместе с тем и покупатель стал избирательнее, так сказать, на все подряд «не клюет». |
Как бы там ни было, а дилеров в Иркутске стало как никогда много (около сорока), предложение увеличилось, но вместе с тем и покупатель стал избирательнее, так сказать, на все подряд «не клюет». К слову, с рынка фактически ушла китайская марка Chery, которой так и не удалось «раскрутиться» даже с прогрессивно обновленным ассортиментом. Или, допустим, появление новых моделей модного сегмента SUV и даже из числа известных марок теперь может встретить прохладную реакцию публики. Например, на новый Peugeot 4008, модернизированные Chevrolet Captiva/Opel Antara или Subaru XV «набрасываться» покупатели не спешат.
И наоборот, есть отдельные модели, целевая аудитория которых не просто сохраняет на плаву весь бренд, а дает рост дилерам и хороший рейтинг. Например, среди всех легковых моделей пальму первенства с прошлого года держит Hyundai Solaris, обеспечивший на данном этапе почти 2/3 всех продаж у дилера. Модель VW Polo седан довела свою долю продаж у дилера почти до половины, она более всего способствует росту показателей, а заодно вернула исторический имидж «народной марки».
В принципе, Ford Focus для дилера тоже остается главной движущей силой – ведь на сегодня это фактически 4/5 всех продаж внутри марки! Или вот Kia, у которой флагманом бизнеса выступает легковая модель Rio, но при этом и кроссовер Sportage творит чудеса – в личном зачете он уже обошел X-Trail, который, в свою очередь, у всемогущего Nissan входит в тройку призеров. Что уж говорить о Renault с его Logan/Sandero, хотя в текущем году внутреннюю монополию этих моделей начинает агрессивно размывать сравнительно недорогой кроссовер Duster. С учетом рекордных на сегодня очередей на год вперед, потенциал у этой модели колоссальный, ведь продажи уже достигли уровня некоторых популярных SUV других марок. Показательно «выстрелил» и другой дебютант года – кроссовер Mazda CX-5, который по продажам быстро опередил все другие модели марки и дал возможность расти дилеру в общих показателях.
То есть (к вопросу об избирательности) при всем выборе претендентов успехом у покупателей могут похвастать не все. А успех не всегда можно предсказать стопроцентно. В этой связи актуально отметить еще один рыночный нонсенс. Впервые за многолетнюю статистику в текущем году произошла «смена власти» в модельном ряду АвтоВАЗа. Если до того почти половину продаж составляла «классика», то с ее выходом из модельного состава завода анархии у дилеров не произошло – началось рыночное замещение за счет нашумевшего новичка Lada Granta.
Lada Largus стал одной из ключевых новинок сезона, но очередь сразу растянулась до полугода |
FAW Besturn B50 олицетворяет заявку китайцев на новую для себя, более престижную нишу |
На этом фоне другие новости в эконом-сегменте пока выглядят только пробным шагом для утверждения на рынке. Так, демократичный ZAZ выпустил компактный седан Vida, китайская компания BYD «предоставила» модель С-сегмента F3, а в Таганроге освоили сборку компактного седана Tagaz C10, взятого у китайской компании JAC. Все модели уже появились у иркутских дилеров.
Кроме того, свой шедевр выдвинула китайская же компания FAW в лице седана Besturn В50, но на сей раз речь уже не об «эконом» – цены от 540 тысяч рублей. В основе этой модели D-сегмента лежат технические решения Mazda6 первого поколения, двигатель 1,6 литра в 103 силы заимствован у VW, автоматическая коробка японская, а дизайн итальянский. Плюс богатое базовое оснащение. Но может ли иркутский дилер FAW рассчитывать с этой моделью на серьезную конкуренцию с тем же Renault Fluence, который позиционируется в схожей «весовой» категории – вопрос открытый.
Вообще то, как «угадать» с новинкой и правильно ее подать, сегодня является для производителей основой успеха. Или, например, вовремя обновить слегка затерявшийся бестселлер, как это показательно получилось у Toyota Camry. Модель предыдущего поколения по итогам прошлого года даже не вошла в топ-десятку на иркутском рынке и отступила на четвертое место во внутреннем зачете, пропустив вперед даже Corolla. Но с началом 2012 года компания выпустила новую Camry, и сразу другая картина – продажи увеличились вдвое! Как результат – первое место в модельной линейке бренда и четвертое – в топ-пятерке иркутского рынка.
Peugeot 408 – новая «ударная» модель компании, представляющая сегмент D+ по ценам гольф-класса |
Свои преобразования ожидаются и у Mitsubishi. Падение продаж лидера списка – кроссовера Outlander – в первом полугодии привело и к снижению общего рейтинга марки. Однако взгляды потенциальных покупателей были обращены к модели нового поколения, продажи которой начались с сентября, а пакет заказов уже летом превышал немалую, в общем-то, квоту – российский рынок для этой модели будет приоритетным. А вот выход осенью (в ноябре) другого популярного кроссовера, Honda CR-V нового поколения, на положение предыдущей модели фактически не повлиял – падения продаж не наблюдалось. Любители азартных игр уже заметили, что соответствующая игровая индустрия не стоит на месте. За последнее время появилась масса бесплатных игровых автоматов Украине, а также других странах СНГ, что перевело игорный бизнес на совершенно новый уровень.
Премиум-сегмент переживает свой ренессанс. Так, целая череда обновлений прокатилась по модельному ряду Lexus, выдающаяся новинка появилась у BMW – купе-седан 6 серии, да и Hyundai очень серьезно заявился в высший свет. Но отметить хотелось бы тенденциозную новинку рынка – компактный кроссовер Audi Q3. Все складывается согласно прогнозам – за первое полугодие продаж модель сразу вышла на первое место во внутреннем зачете. Неужели сменились приоритеты у клиентов столь солидного бренда? Вряд ли. Дело в том, что общая цифра продаж по Audi оказалась точно на уровне аналогичного периода в 2011-м, и дилер это связывает с очень жестким квотированием других востребованных моделей.
Кроме того, в Иркутске во второй половине 2012 года состоялось важное событие в мире премиум-брендов, а именно в сентябре впервые в нашем регионе открылся официальный дилер легендарной немецкой марки Porsche. Раньше никакого смысла в этом не было – спрос на дорогие спорткары был бы единичным. Но в последнее время модельный ряд марки пополнился более «универсальными» машинами – внедорожниками Cayenne и купе-седанами Panamera, спрос на которые уже обещает полноценную работу дилера.
Открывшийся в сентябре дилерский центр премиальной марки Porsche поднял весь авторынок Иркутска на новую высоту: до сих пор автомобили такого уровня у нас официально не предлагались |
Ситуацию на рынке во второй половине года будут определять и сугубо экономические обстоятельства, главный фактор из которых – вступление в силу нового закона по утилизационным сборам. |
Этого не обещают и представители автокомпаний, которые ссылаются на разные причины, как мировые, так и внутренние. И если в первом случае – это нестабильная экономическая ситуация и плавающие курсы валют, то во втором главным фактором выступит новый закон по утилизационным сборам. Пока трудно сказать, насколько в целом и по отдельности подорожают машины, но прибавка к стоимости ожидается заметная – ориентировочно 10%. Все эти явления могут замедлить продажи автомобилей среднего ценового сегмента, и привлечь больше внимания к эконом-классу и всем новым моделям с актуальным показателем цена/качество. Как уже было сказано, те и другие модели своевременно пополнили предложение некоторых дилеров.
Василий ЛАРИН,
фото автора
Весь автомобильный Иркутск № 26/2012