После того, как техосмотр официально перестал быть государственным, прошло немногим менее года. Что изменилось за это время?
Теперь у автомобилистов появился реальный выбор места прохождения техосмотра: вместо фактически только двух пунктов технического диагностирования автотранспорта год назад, сегодня в Иркутске реально работают 8 пунктов технического контроля. Еще минимум один (возможно, и два) начнут свою работу в ближайшее время (компания-оператор этих пунктов уже имеет аккредитацию в Российском Союзе Автостраховщиков – РСА). Как результат – везде, кроме одного места, мы смогли проверить техсостояние автомобиля без записи и очереди. При этом клиент может выбирать место прохождения техосмотра еще и по стоимости ТО, разброс цен на которое для легкового автомобиля в Иркутске составляет от минимально возможных 345 руб. до 800 руб. В сравнении со стоимостью «неофициального» техосмотра (попросту говоря, покупного), который в областном центре оценивается примерно в 3000 руб., это все равно немного. Однако спрос есть и на покупной ТО: такой вариант предпочитают те, у кого автомобиль заведомо не соответствует тем или иным пунктам технического регламента (к примеру, чрезмерная тонировка стекол), либо имеет сложные или требующие дорогостоящего ремонта неисправности (от трещин в лобовом стекле до несоответствия нормам токсичности выхлопных газов двигателя). Так или иначе, но принципиально процедура технического осмотра с введением нового закона о техосмотре, не изменилась. Автомобили по-прежнему проверяются только с использованием средств инструментального диагностирования, а исследуются тормозная система, ремни безопасности, светотехнические приборы, замки дверей, токсичность выхлопа и нормы каплепадания техжидкостей двигателя, люфты рулевого управления и подвески, а также наличие соответствующих требованиям ГОСТа знака аварийной остановки и огнетушителя (у знака длина плеча не должна быть менее 500 мм, а объем огнетушителя – не менее 2 литров). При этом наличие автоаптечки стало необязательным (о целесообразности этого новшества можно спорить), также как и предъявление медицинской справки водителя (что, в общем-то, логично: ведь проверяется автомобиль, а не его водитель). По результатам проверки ТС с 30 июля 2012 года оформляется диагностическая карта, которая до 1 августа 2015 года предъявляется при приобретении полиса ОСАГО наравне с выданными ранее талончиками техосмотра. В нее входят заключение о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности, и содержится список выявленных неисправностей. Диагностическая карта оформляется в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде. Один экземпляр получает владелец транспортного средства, один останется у оператора ТО, а электронный вариант диагностической карты заносится в единую автоматизированную информационную систему ТО на срок не менее 5 лет. Сама диагностическая карта действительна до указанной в ней даты вне зависимости от смены собственника ТС.
НОВЫЙ ПОРЯДОКС 1 января 2012 года вступил в силу новый федеральный Закон о техосмотре, согласно которому прохождение обязательной для каждого автомобиля процедуры жестко привязывалось к получению полиса ОСАГО (без талончика получить его теперь нельзя). Соответственно, контроль за всем этим был возложен на РСА. Все эти меры преследовали в первую очередь цель борьбы с коррупцией – чтобы исключить продажу талончиков без осмотра автомобиля. Но гладко и красиво все оказалось только на бумаге… Практически сразу же появились и способы обхода новых требований закона. Но если компания «Росгосстрах» придумала относительно честный способ, создав собственное ЗАО «Техосмотр», то ряд других страховщиков, чтобы привлечь к себе клиентов, пошел на откровенное нарушение закона, «разрешив» своим агентам продажу полисов ОСАГО без предъявления талончика. Этому способствовало и то, что вместе с новым законом были приняты и поправки в КоАП РФ, согласно которым штраф за отсутствие у водителя талончика техосмотра был отменен (внимание: отмена штрафа относится только к водителям легковых ТС категории «В»). Таким образом, наличие полиса ОСАГО, даже если он был приобретен с нарушением закона, все равно позволяло управлять автомобилем на вполне «законных» основаниях. До сих пор в Иркутске полис ОСАГО можно приобрести без предъявления талончика техосмотра или диагностической карты… |
СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ТООчередной технический осмотр необходимо проходить до окончания срока действия текущей диагностической карты или талона техосмотра. |
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕХОСМОТРА: |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО МОГУТ ПОНАДОБИТЬСЯ: |
ПТО ИРКУТСКА, АККРЕДИТОВАННЫЕ РСА |
Алексей СТЕПАНОВ
Весь автомобильный Иркутск № 26/2012