СТРАХОВОЙ СЕРВИС
С момента последнего повышения тарифов и коэффициентов, рынок автострахования никаких серьезных перемен не претерпел и продолжил пусть и неспешное, но уверенное развитие вместе с ростом продаж автомобилей. Тем не менее, кое-какие любопытные тенденции есть.
К сожалению, до сих пор в стране нет единой методики (четко прописанного механизма) расчета и оценки ущерба в ДТП. А это значит, что автовладельцы, чьи машины пострадали в ДТП, по-прежнему вынуждены спорить со страховыми компаниями по суммам компенсаций. В какой-то степени ситуацию может поправить возможность во многих случаях получить страховую выплату не деньгами, а ремонтом. И если по финансовым параметрам эта схема действительно удобна и выгодна для клиентов, то вот сроки ремонта значительно затягиваются.
Чтобы понять, из-за чего подобное возможно, необходимо вкратце прояснить, как в принципе действует такой способ выплат (выплата ремонтом). После того, как клиент напишет заявление в страховую компанию (СК) о наступлении страхового случая, СК выдает ему направление в сервис для оценки повреждений и определения стоимости восстановительного ремонта. Результаты этой оценки СТО отправляет в СК, после чего последняя либо соглашается с результатами оценки (делает акцепт), либо оспаривает сумму ремонта на том или ином основании. Когда стороны приходят к взаимному согласию, СК вновь выдает клиенту направление в СТО – теперь уже на ремонт. Окончательный расчет между СТО и СК производится по окончанию ремонта автомобиля (при этом часть необходимой для ремонта суммы может быть предъявлена к оплате клиенту – если условиями страхования оговаривается износ). Вроде все если и не просто, то по крайней мере, четко и понятно, что, где, куда и зачем. Но на практике схема стала давать сбои, основанные на банальном человеческом факторе и нежелании сторон брать на себя дополнительные обязанности.
Первая задержка может произойти уже после оценки сервисом стоимости восстановительного ремонта: когда представители СТО банально «забывают» отправить в СК данные своей оценки. В результате после какого-то периода ожидания клиент начинает интересоваться причинами молчания СК по отношению к его делу. И узнает, что СК до сих пор не получила от СТО результатов оценки. При этом страховщик, в общем-то, и не заинтересован в получении этой оценки, из-за чего клиенту приходится самостоятельно «пинать» сервис и требовать от того отправки информации в страховую компанию.
После этого может начаться процесс согласования – а точнее, несогласования – суммы ремонта. И здесь вновь ни у СК, ни у СТО нет заинтересованности в том, чтобы быстро прийти к согласию. К примеру, СТО проще заменить пострадавший бампер на новый, чем ремонтировать по нормативам, а СК в этом случае просто не может выплатить стоимость замены. Проблема урегулирования споров вновь может лечь на клиента, который ради ускорения процесса ремонта (а порой и ради принципиального решения проблемы в его пользу) вынужден будет либо согласиться с приобретением менее дорогих и качественных запчастей, либо взять на себя часть обязанностей по оплате ремонта.
Далее может последовать ожидание своей очереди на ремонт в СТО. А в результате сроки восстановления разбитого в ДТП автомобиля могут затянуться на несколько месяцев (порой – до года).
Тем не менее, получение страховой выплаты ремонтом – неплохой вариант, поскольку при традиционном способе получения страховой компенсации (зачислением на банковский счет после оценки повреждений ТС независимым экспертом) нередко у клиента возникают претензии к сумме страховой выплаты. Причина – и в возможности выявления ранее неучтенных скрытых повреждений, и в заниженной стоимости как запчастей, так и стоимости ремонта. В частности, по запчастям в Иркутске за основу берутся цены магазина Exist, где представлены как дорогие оригинальные запчасти, так и экономичные аналоги. Кроме того, до сих пор условная расчетная стоимость нормо-часа за ремонт в Иркутске равняется 600 руб., в то время как нормо-час на дилерских СТО колеблется от минимум 1200 до 2500 руб., а порой и выше. А если утверждение оценочной калькуляции производится не в Иркутске, то стоимость расчетного нормо-часа может оказаться еще меньше. Именно поэтому выплата страховой компенсации ремонтом для клиента чаще всего оказывается более выгодным вариантом. А чтобы свести вероятные проблемы со сроками ремонта к минимуму, из возможных вариантов выплат лучше выбирать вариант с ремонтом на СТО по выбору страхователя. Вот только, к сожалению, для новых гарантийных автомобилей подобного выбора нет, поскольку ремонт в альтернативном СТО приведет к автоматическому частичному или полному снятию автомобиля с гарантии.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯВ конце августа Федеральная Служба по Финансовым Рынкам неожиданно для многих решила обнародовать данные по поступающим к ней жалобам на страховые компании. Вначале был опубликован общероссийский рейтинг страховщиков, в котором больше всего жалоб – 1879 – осталось за компанией Росгосстрах. Однако, несмотря на столь большое число жалоб, Росгосстрах в рейтинге занимает 21-е место из пятидесяти. Все из-за того, что у Росгосстраха самая большая доля рынка страхования – при более чем 25 млн. заключенных договоров страхования количество жалоб на 1 тысячу договоров составляет всего 0,0748. А малопочетное первое место по жалобам клиентов заняла «Первая страховая компания»: ее работой остались недовольны в среднем полтора клиента из тысячи – 1,5092 жалобы на каждую тысячу заключенных договоров. Кроме «Первой страховой компании» в десятку худших СК вошли «Россия» (1,0771 жалоб на 1000 договоров), Русская страховая транспортная компания (0,4697 жалоб), ГУТА-Страхование (0,3778), Оранта (0,2772), Макс (0,2747), Югория (0,2740), МСК (0,2359), Страховая группа «Компаньон» (0,2315) и Сургутнефтегаз (0,1815). Чуть позже появились данные и по Сибирскому Федеральному Округу, согласно которым «Первая страховая компания» «заработала» 2,2570 жалоб на каждую тысячу договоров. Однако лидером рейтинга в СФО стала страховая компания «Россия», у которой число жалоб достигло настораживающее высокой цифры – 6,0591 (при общероссийском показателе этой СК всего в 1,0771 жалобе на каждую тысячу договоров). |
РЕЙТИНГ СТРАХОВЩИКОВ ПО ЖАЛОБАМ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (выборочно) | ||||
место | компания | кол-во договоров в I полугодии 2012 г. | кол-во жалоб в I полугодии 2012 г. | жалоб на 1 тыс. договоров |
1 | Россия | 57 104 | 346 | 6,0591 |
2 | Первая страховая компания | 31 015 | 70 | 2,2570 |
3 | ГУТА-Страхование | 69 902 | 50 | 0,7153 |
4 | МАКС | 44 571 | 24 | 0,5385 |
5 | Росгосстрах-Жизнь | 17 463 | 7 | 0,4008 |
6 | Югория | 89 941 | 35 | 0,3891 |
7 | НСГ-Росэнерго | 163 995 | 49 | 0,2988 |
8 | БАСК | 23 756 | 7 | 0,2947 |
9 | Цюрих | 38 880 | 11 | 0,2829 |
10 | СГ МСК | 423 706 | 114 | 0,2691 |
11 | Ренессанс Страхование | 36 811 | 9 | 0,2445 |
12 | СК Транснефть | 12 658 | 3 | 0,2370 |
13 | АльфаСтрахование | 159 422 | 33 | 0,2070 |
14 | Росгосстрах | 1 490 741 | 291 | 0,1952 |
... | ||||
16 | СК Альянс | 147 745 | 26 | 0,1760 |
17 | РЕСО-Гарантия | 207 111 | 36 | 0,1738 |
18 | СК Согласие | 178 413 | 31 | 0,1738 |
19 | УралСиб | 135 541 | 18 | 0,1328 |
... | ||||
24 | Ангара | 38 621 | 3 | 0,0777 |
... | ||||
27 | Ингосстрах | 371 125 | 26 | 0,0701 |
... | ||||
31 | ВостСибЖАСО | 47 703 | 2 | 0,0419 |
... | ||||
43 | СОГАЗ | 50 697 | 0 | 0,0000 |
Рейтинг надежности страховых компаний (выборочно, только с высоким уровнем надежности) | |
компания | рейтинг* |
АльфаСтрахование | А++ |
Альянс | А++ |
ВСК | А++ |
ВТБ Страхование | А++ |
Ингосстрах | А++ |
Капитал Страхование | А++ |
МАКС | А++ |
Ренессанс страхование | А++ |
РЕСО-Гарантия | А++ |
Росгосстрах | А++ |
СОГАЗ | А++ |
Согласие | А++ |
УралСиб | А++ |
ЭнергоГарант | А++ |
ГУТА-Страхование | А+ |
ЖАСО | А+ |
Медэкспресс | А+ |
МСК | А+ |
ОРАНТА | А+ |
Сургутнефтегаз | А+ |
Цюрих | А+ |
АСКО | А |
ГАЙДЕ | А |
Д2 Страхование | А |
Межрегионгарант | А |
НСГ | А |
Югория | А |
*высокая надежность: «А++» – исключительно высокий (наивысший) уровень надежности приемлемая надежность: «В++» – приемлемый уровень низкая надежность: «С++» – низкий уровень надежности |
Алексей СТЕПАНОВ,
при информационной поддержке КСЦ «Росальянс»
Весь автомобильный Иркутск № 26/2012