При всем многообразии функций смазочных материалов, с наступлением холодов к ним особо предъявляются требования по низкотемпературным свойствам, то есть к их способности сохранять текучесть на морозе и легко прокачиваться по смазочным каналам. Двигатель в этом случае будет безопасно заводиться, трансмиссия сохранит «подвижность», и все вместе обеспечат должную работоспособность и еще сэкономят топливо.
ТЕОРИЯ...
Даже в летних условиях моторное масло не сразу поступает к парам трения, особенно в уязвимые верхние точки смазки (поршни, узлы ГРМ, подшипники турбины), что уж говорить об условиях с застывшим маслом. Большинство современных моторных масел всесезонные, они способны работать в широком температурном диапазоне. Но если летом можно воспользоваться сравнительно недорогими минеральными сортами с умеренными низкотемпературными показателями, то зимой в наших климатических условиях для надежной эксплуатации не обойтись без более дорогих продуктов на синтетической основе.
Известно, что одна из важнейших характеристик моторных масел определяется по классу вязкости SAE, а для зимнего периода особенно важна его зимняя категория W (Winter). Если говорить просто, чем меньше цифра перед буквой W, тем лучшей текучестью и «морозоустойчивостью» обладает масло. Притом кроме сугубо табличного ориентирования в классификации, на этот счет есть и конкретные рекомендации от самих производителей автомобилей. Так, в некоторых инструкциях по эксплуатации можно увидеть запрет на использование масла с зимней вязкостью 10W при температурах ниже 20 градусов.
Вообще, в нашем регионе зимой спокойнее всего будет c полу- или полностью синтетическим моторным маслом вязкости 5W или 0W. Ведь даже если машина хранится не на улице, имеет предпусковой подогреватель, все равно двигателю будет гарантирована лучшая защита.
Из всего ассортимента моторных масел в этот обзор мы включаем именно сорта с зимней вязкостью 5W и 0W, а вот что касается второй, двузначной цифры в классификации SAE, об этом тоже важно сказать. Цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах масла – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах. В инструкциях к автомобилям обычно есть рекомендации, но реальные условия с учетом возраста, конструкции двигателя и особенностей эксплуатации не всегда позволяют строго им следовать.
Масла с зимней категорией вязкости 5W можно считать самыми универсальными, они подойдут буквально всем. Что касается высокотемпературной категории, то здесь есть варианты. Если очень обобщенно, для автомобилей 90-х годов выпуска принято применять масла класса 40, для автомобилей выпуска после 2000 года – менее вязкие при рабочей температуре масла класса 30. Именно «тридцатки» за счет пониженного трения способствуют экономии топлива – это так называемые энергосберегающие масла с высокими антифрикционными свойствами, которые сейчас стали очень распространенными. Стали применяться и еще более «жидкие» масла – класса 20, которые обеспечивают максимальные требования к энергосбережению. Но и заливать такие можно пока далеко не во все двигатели.
По вязкости наиболее подходящими для нашего зимнего сезона, в том числе благодаря умеренным ценам, являются моторные масла класса SAE 5W-40 и 5W-30, а также более дорогие продукты класса 0W40, 0W-30 и 5W-50. Широта рабочего диапазона последних трех обусловлена, как правило, полностью синтетической основой, хотя есть и исключения. |
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ SAE | |||||
Класс по SAE | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с при 100ºC | Вязкость, мПа.с при 150ºC и скорости сдвига 106 c-1, min | ||
Максимальная вязкость, мПа.с, при соответствующей температуре | min | max | |||
0W | 6200 при -35ºC | 60000 при -40ºC | 3,8 | ||
5W | 6600 при -30ºC | 60000 при -35ºC | 3,8 | ||
10W | 7000 при -25ºC | 60000 при -30ºC | 4,1 | ||
15W | 7000 при -20ºC | 60000 при -25ºC | 5,6 | ||
20W | 9500 при -15ºC | 60000 при -20ºC | 5,6 | ||
25W | 13000 при -10ºC | 60000 при -15ºC | 9,3 | ||
20 | 5,6 | 9,3 | 2,6 | ||
30 | 9,3 | 12,5 | 2,9 | ||
40 | 12,5 | 16,3 | 2,9* | ||
40 | 12,5 | 16,3 | 3,7** | ||
50 | 16,3 | 21,9 | 3,7 | ||
60 | 21,9 | 26,1 | 3,7 | ||
* – для классов 0W-40, 5W-40, 10W-40 | |||||
* – для классов 15W-40, 20W-40 |
...И ПРАКТИКА
Ассортимент. Выбор моторных масел в торговле очень большой и по маркам, и по сортовому предложению. В том числе теперь много так называемых «оригинальных» продуктов, и в основном для японских автомобилей – Toyota, Nissan, Honda, Subaru и других.
Использование таких масел дело индивидуальное, но в любом случае при выборе смазки лучше ориентироваться на продукты, которые официально поставляются на рынок России. Это поможет избежать масел для «тепличных условий», то есть экологичных сортов с малозольным, «облегченным» составом присадок. Тех, что хороши для новых двигателей в благоприятных условиях эксплуатации, но применять которые у нас массовым порядком нежелательно. Ведь кроме низкотемпературных, для нас важны антиокислительные и моющее-диспергирующие свойства масел. За счет мощных пакетов присадок они имеют высокое щелочное число и зольность. Зато такие масла способны надежно противостоять тяжелым условиям по топливу, климату, сервису, режиму движения и так далее.
Примечательно, что в пику народного спроса на масла по их «географическому» использованию известные европейские бренды тоже начинают на это реагировать. Так, сначала Liqui Moly выпустила на наш рынок масло серии «Asia & America», а совсем недавно и Castrol представил актуальную новинку, специально ориентированную для двигателей современных японских и корейских автомобилей – синтетику Magnatec AP, причем популярного нынче класса вязкости SAE 5W-30.
Качество. По составу, то есть по основе и присадкам, моторные масла, как и автомобили, периодически совершенствуются. Их эксплуатационный уровень определяется двумя основными стандартами качества – американским API и европейским ACEA. Наиболее распространен первый, и ориентироваться в нем несложно: вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере модернизации масел. С 2005 года для универсальных масел действует уровень API SM/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), а самая свежая классификация – API SN/CF введена в 2010-м. Такие масла только сейчас начинают появляться на рынке, а их главные преимущества, опять же, в эко- и энергосберегающих свойствах. В принципе, для большинства из нас подходят и предыдущие классы на одну-две ступени ниже.
Для европейских автомобилей важнее все же стандарт качества АСЕА, спецификации которого более конкретны и заметно жестче. И хотя производители масел в Европе по-прежнему используют двойное обозначение, упор делается именно на АСЕА. Более того, сейчас для евромоделей с двигателями самых современных конструкций (непосредственный впрыск, системы изменения фаз, двойной наддув и прочее) с высокой удельной мощностью и экономичностью, уже появились сорта масел, которые несут обозначение только по стандарту качества АСЕА. Плюс допуски ведущих автопроизводителей Европы.
Но и здесь есть нюансы. Не все самые современные категории одинаково полезны в силу нашей специфики. Сейчас стали появляться масла особого экологического класса, отличить которые можно по новой спецификации АСЕА С (С1, С2, С3). Это продукты категории Low Saps – с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы, рассчитаны на бензиновые двигатели с катализаторами нового поколения и дизельные двигатели с сажевыми фильтрами. Такие масла призваны работать в «паре» с чистым (бессернистым) топливом в рамках соответствия стандартам Евро-4 и Евро-5.
Но, как известно, влияние масел на ресурс катализаторов в десятки раз меньше, чем влияние самого топлива! У нас же о таких бензинах, где содержание серы менее 0,015%, пока только говорят, поэтому лучше придерживаться масел массовых категорий по АСЕА, например, А3/В3/В4. Они хоть и рассчитаны на стандартные сроки замены, но обладают «агрессивным» пакетом присадок с высоким щелочным числом, что как раз и требуется для эффективного «содействия» с высокосернистым топливом.
Те же тонкости и в допусках автопроизводителей. Например, самые распространенные допуски – от VW, но их сейчас много и они кардинально разные. Так, не стоит «западать» на самый последний допуск VW 504 00/507 00 (через дробь для бензиновых и легковых дизельных двигателей), поскольку он рассчитан на самые современные моторы, работающие на высококачественном топливе. Надо придерживаться классического и наиболее приспособленного для нас допуска VW 502 00/505 00, который как раз ориентирован на двигатели традиционных конструкций и высокосернистое топливо.
Цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах масла – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах. В инструкциях к автомобилям обычно есть рекомендации, но реальные условия с учетом возраста, конструкции двигателя и особенностей эксплуатации не всегда позволяют строго им следовать. |
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
При выборе трансмиссионных масел в большинстве случаев надо исходить из общепринятых обозначений. То есть для механических коробок и редукторов – по SAE и API, а для АКП – по спецификации Dexron. У нас масла для механических коробок и мостов лучше использовать «зимнего» класса вязкости SAE 75W, потому что они сохраняют нормальную текучесть при низких температурах и помимо всего способны экономить топливо. Правда, это в основном более дорогие синтетические продукты. Оптимальный высокотемпературный класс в этом случае 90 (то есть SAE 75W-90), хотя для переднеприводных коробок чаще идет менее вязкий класс 85, а для высоконагруженных мостов, наоборот, нередко высоковязкий класс 140.
А вот какие масла предназначены для механических коробок, а какие для мостов, подскажет стандарт API по трансмиссионной спецификации GL. Она в основном указывает на содержание противоизносных и противозадирных присадок. Больше цифра – больше таких присадок. Для коробок, как правило, идет уровень GL-3 и GL-4, а для мостов с гипоидными редукторами (такие у большинства автомобилей) уровень GL-5. Есть продукты с двойным обозначением: GL-4/5 для комбинированных коробок, а также универсальные GL-4, GL-5, подходящие и для МКП (но, как правило, в заднеприводных авто), и для мостов.
Жидкости для автоматических трансмиссий, даже на минеральной основе, относятся к маловязким при высоких, и легкотекучим при низких температурах маслам. Поэтому любые из них пригодны для наших зим, хотя синтетические продукты в этом смысле имеют лучшие показатели.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА | |||||
Основа | Класс вязкости SAE | Уровень качества API | Цены в руб. за емкость | ||
1 литр | 4 литра | 5 литров | |||
bp | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 560 | 2080 | – |
п/синт. | 5W-40 | SM/CF | 380 | 1440 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 400 | 1480 | – |
Castrol | |||||
синт. | 0W-30 | SM/CF | 680 | 2520 | – |
синт. | 0W-40 | SM/CF | 670 | 2520 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 510 | 1880 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
ELF | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 385 | 1420 | 1470 |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | – | 1750 |
синт. | 5W-50 | SG/CD | 405 | 1500 | – |
G-Energy | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 390 | 1460 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 380 | 1400 | – |
Honda | |||||
п/синт. | 0W-20 | SN | – | 1920 | – |
синт. | 5W-40 | SM | – | 3900 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 2340 | – |
Lukoil | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 345 | 1200 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 255 | 830 | 1100 |
п/синт. | 5W-40 | SG/CF | 195 | 650 | 800 |
Mannol | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 375 | 1425 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 325 | – | 1420 |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 355 | 1250 | – |
Mobil | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 705 | 2750 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 685 | 2550 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1870 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | 1250 | – |
Motul | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | 485 | – | 2420 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 490 | – | 2370 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | – | 2900 | – |
Nissan | |||||
синт. | 0W-20 | SM | – | 2600 | – |
синт. | 5W-40 | SL | 400 | 1980 | |
синт. | 5W-30 | SM | 560 | 1800 | – |
Neste | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 575 | 2200 | – |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 420 | 1560 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 350 | 1320 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 345 | 1280 | – |
Shell | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 650 | 2500 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 460 | 1750 | |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 595 | 2320 | – |
п/синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1450 | – |
Spectrol | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 360 | 1350 | – |
синт. | 0W-50 | SM/CF | 420 | 1550 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 340 | 1230 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 200 | 675 | – |
Toyota | |||||
синт. | 0W-30 | SL/CF | – | – | 3500 |
синт. | 5W-40 | SL/CF | – | – | 2630 |
п/синт. | 0W-20 | SN | 510 | 2125 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 1900 | – |
минер. | 5W-30 | SL | – | 1300 | – |
ТНК | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1240 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 240 | 770 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 225 | 730 | – |
ZIC | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 770 | 2450 | – |
синт. | 5W-40 | SM | 400 | 1250 | – |
синт. | 5W-30 | SM | 400 | 1300 | |
п/синт. | 0W-30 | SM | 300 | 960 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL | 260 | 860 | – |
Василий ЛАРИН
Весь автомобильный Иркутск № 26/2012
Смотрите, ребята, мир такой разный и уникальный, что существуют даже особые категории видео, вот например, они, порно русские бабушки . Да, вы не ослышались, и это безусловно, доказательство того, что сексуальная привлекательность не исчезает с годами, ууу!