ЖИЗНЬ НА КОЛЕСАХ | |||||||
|
Путешествия на автомобиле становятся все популярнее, потому что стали доступнее, проще и комфортнее. Как организовать собственное путешествие – об этом я пишу с позиции своего 20-летнего опыта организации десятков больших и малых автомобильных экспедиций.
БОРЬБА ЗА ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВОТщательно продумайте снаряжение автомобиля. Нет смысла брать с собой много вещей и продуктов – это серьезно загромождает автомобиль, ведет к перегрузу и повышенному расходу топлива. Вещи, размещенные в багажнике кузова, нарушают центровку авто и могут привести к перевороту. Вместо громоздкого снаряжения – компактные раскладные стульчики и карманные светодиодные фонарики, вместо палатки – ночлег в салоне. Значительно удобнее набирать воду в источниках, чем везти с собой. Никаких фирменных чемоданов и экспедиционных контейнеров – только картонные ящики разных размеров, мягкие мешки и сумки, которые можно сжать после расходования продуктов и материалов. Жесткие футляры – только для фотоаппаратуры. В большие, но подъемные для человека коробки можно вставлять маленькие – для зелени и овощей. В вентилируемых картонных коробках не бьются и долго хранятся перевозимые овощи, зелень и арбузы. По мере расходования содержимого коробки сжигаются на костре и занимаемый ими объем в кузове уменьшается. Овощи и зелень на стоянках периодически перебираются и перекладываются в меньшие по объёму коробки. Если в машине только три пассажира, чтобы еще больше освободить внутреннее пространство одно из задних сидений обычно снимается, если два (это оптимально) – снимается весь ряд задних сидений и боковые сиденья в багажнике. С собой берутся также две небольших деревянных доски для сложных участков, но как только дальнейшая дорога становится с надежным твердым покрытием – обе доски используются как дрова для костра. Для ночлега достаточно просто выгрузить часть снаряжения и ящиков, под которыми находится приготовленная и заправленная чистыми простынями постель для двух человек. Просторный кузов внедорожника или универсала cо снятыми сиденьями позволяет удобно спать, вытянувшись в полный рост. Постель с подушками закрывается пологом, поверх которого загружаются картонные ящики и сумки с вещами. Можно продолжать движение до глубокой ночи, так как для обустройства ночлега практически не требуется времени. Используйте последние достижения туриндустрии – небольшие раскладные походные столы и стульчики, компактные газовые мультигорелки, маленькие налобные светодиодные фонарики, света которых достаточно без запуска громоздкого и тяжелого портативного генератора. В дождь между машинами можно использовать большой тент, который отлично защищает от воды. ДЛЯ СЛОЖНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙРазумно иметь с собой спутниковый телефон, а для связи между экипажами – рацию. Для лучшей навигации почти обязательно иметь GPS-навигатор с проверенными картами. Если необходимо несколько источников энергии, нужны разветвители и преобразователи электропитания. Для резерва топлива – полные 20-литровые канистры, которые наливаются не до краёв и герметизируются дополнительными внутренней прокладкой и наружным полиэтиленовым мешком поверх горловины. Для езды по пескам лучше применять легкую машину на широкой резине с двумя пассажирами. Экспедиционные машины типа ГАЗ-66 часто зарываются там, где можно успешно проехать на «Ниве» или УАЗе. Расход бензина увеличивается в жару на бездорожье до двух раз. Если путешествие будет проходить по пустыне, необходимы марлевые повязки, кроме того, ноздри надо смягчать облепиховым маслом. Чтобы не потеряться по дороге, надо на каждой развилке либо дожидаться следующую сзади машину, чтобы она видела поворот, либо при устойчивой радиосвязи между машинами сообщать, к примеру: «Движение по левой развилке». Иногда машины все равно теряются, помогает радиосвязь и свет фар в обратном направлении для потерявшегося автомобиля. Один раз даже использовали сигнальные ракеты. На каждый дневной этап утром и в обед оговариваются промежуточные точки для встречи – на случай, если разъехавшись, так и не удастся отыскать друг друга. Из разряда психологических проблем – «чумка», когда кого-либо из участников покидает уверенность и он перестает слышать голос разума. Такое, как правило, случается с новичками. Часто споры возникают из-за выбора дороги, хуже всего, когда ошибочное упрямство одного заставляет всю команду ехать в противоположном направлении и никакие доводы, что эта дорога уже проходилась в прошлом году, что она хуже, длиннее и на ней нет асфальта, им просто не воспринимаются. Золотое правило подобных экспедиций – работа командой. Мнение большинства ее членов неукоснительно для выполнения всеми. Очень важна психологическая подготовленность. Некоторые места, оказавшиеся непреодолимыми для состава одной команды при экспедициях в Гоби, успешно преодолевались в другой раз. В большинстве мест голая каменистая степь позволяет с большой скоростью двигаться в любом направлении без дорог, но всегда разумнее придерживаться автомобильного следа. Дорога всегда оказывается «умнее» и заблаговременно обходит топи, кочки и заведомо непроходимые участки с камнями или саксаулами. ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙЛюбой выезд на природу требует предварительной подготовки – закупки продуктов и комплектации походным инвентарем, вещей в машине собирается немало. На воскресный пикник можно собирать вещи, особо не задумываясь – даже если что-то забудется, как-нибудь можно будет обойтись. Для 30-дневной экспедиции в глухие места забыть что-либо нужное и важное равносильно срыву всего мероприятия. Для продолжительной, экспедиционной жизни крайне важны все мелочи быта: от крепления светильника до маленькой походной подушки. Нужно собрать полную медицинскую аптечку и комплект инструментов для ремонта, прихватить наиболее ходовые запчасти и те, которые могут потребоваться в случае нештатной ситуации. Конечно, сварочный аппарат с собой никто не возит, но комплект всевозможных гаек, шплинтов и болтов, тюбик с холодной сваркой и изолента с мотком репшнура необходимо иметь. Avocat droit douanier immobilier, Montpellier, Bordeaux, Dijon, Paris conseils juridique gratuit,Eric Dupont-Moretti ici Лучший способ – собираться по заранее составленному списку, тогда точно не будет пропущено жизненно важных вещей. Если вы путешествуете постоянно, стоит подумать о приобретении специальных багажников. На фаркопе автомобиля можно установить специальное крепление для нескольких велосипедов, на крыше автомобиля — для горных лыж, сноуборда, байдарки или каяка. Разнообразные легкосъемные системы багажников выпускаются для всех типов автомобилей, их легко подобрать в нужном варианте по специальным каталогам. Для небольших авто хорошим вариантом станут вместительные боксы, устанавливаемые на крыше автомобиля. Боксы имеют замок с тремя точками блокировки, поэтому вещи защищены от несанкционированного проникновения так же надежно, как в кузове автомобиля. Для разгрузки вещей из машины и обустройства лагеря на почву обязательно предварительно раскатывается брезент и уже на него, чтобы был полный обзор и удобный доступ, аккуратно выкладываются ящики и сумки. Если предстоит углубиться в безлюдные места или глухую тайгу по проселку, стоит подумать о возможных непредвиденных ситуациях. От того, что будет в машине, зависят успех и безопасность поездки. Для тайги – бензопила (для расчистки завалов), резиновые бродни или сапоги для проверки бродов, средство от гнуса и защита от клещей. Плюс – реечный домкрат, корозащитная стропа для работы с лебедками, рывковый трос. Для пустыни – два запасных колеса на дисках, лопата, тент от солнца и канистры с запасом воды и топлива. Перед стартом протяженной экспедиции необходима полная диагностика автомобиля и ремонт изношенных агрегатов, замена моторного масла, воздушного и топливного фильтров. Лучше поставить новый аккумулятор, резину с хорошим рисунком протектора, дополнительные фары для езды ночью и запасные лампочки к ним, предохранители и реле. В список необходимого снаряжения для дальней дороги необходимо включить топор и спички, котелок и фонарик и т.д. Мой личный универсальный список вещей и предметов, которые были востребованы во время автомобильных путешествий, отпечатан на пяти листах. Однажды мне пригодились запасные ключи с брелоком сигнализации, один комплект их был безвозвратно утерян в песках. В другой раз выручил запас скотча, который был использован вместо разбитого ветрового стекла. При выезде в Монголию лучше иметь с собой ксерокопии заграничного паспорта и техпаспорта на автомашину, резервные фотографии 3х4 см для возможности оперативного оформления различных документов, кредитную карточку, страховой полис, медицинский паспорт с указанием группы крови. Скрашивает дорогу звучание хорошей стереосистемы в автомобиле. Можно взять различные аудиокниги, самоучители – время пройдет незаметно. Перед дорогой необходимо проверить работоспособность прикуривателя для подключения к нему раций и GPS. Для эффективной очистки ветрового стекла от следов мошки и насекомых нужно добавить в бачок стеклоочистителя немного жидкости для мытья посуды Fairy. Возьмите совок и щетку для уборки песка из салона автомобиля. Для мытья рук важно иметь с собой канистру или несколько полиэтиленовых бутылей с водой, влажные гигиенические салфетки. Для мытья машины – ведро и тряпки. Для защиты от солнца необходимы защитные отражающие экраны на лобовые стекла автомобилей (кстати, любой брезент, накинутый при стоянке на лобовое стекло, сохранит прохладу в салоне). Небольшой плотный тент пригодится для защиты от бокового ветра пламени костра и от дождя, большой лёгкий тент, натягиваемый между двумя машинами, удобен для организации и питания в тени. В дальних поездках для водителя удобен специальный кронштейн для стакана, устанавливаемый на передней панели вентиляционной решетки. При наличии кондиционера – в стакане всегда холодный напиток. Можно применять и шоферской способ охлаждения напитков, для этого бутылку заворачивают во влажную тряпку и прикрепляют снаружи кузова к багажнику, при испарении влаги бутылка эффективно охлаждается. Водителю полезно иметь под руками коробку для сушек, орехов и хрустящих хлебцев. В пути хорошо идут сухари, фрукты, сухая фруктовая смесь, кедровые орехи. Утолять жажду лучше негазированной байкальской водой из 1,5-литровых пластиковых бутылок. Для мусора между сиденьями удобно постоянно держать полиэтиленовый мешок. Мусор нужно увозить для утилизации обратно в город, только так природная среда останется чистой. Не надо обжигать консервные банки в костре и оставлять их в золе – они долго будут портить пейзаж. Для защиты от кондиционера пассажиру нужен легкий плед или шаль. Пригодится надувная подушка под шею, чтобы удобнее дремать в пути. Обувь, особенно у пассажира, должна быть легко снимаемой, чтобы при желании забраться с ногами на сиденье. Также на стоянках и в банях пригодятся сменные резиновые сандалии. При ночных перегонах, чтобы не заснуть, водителю важно, чтобы бодрствовал и пассажир. От сна отвлекают кедровые орехи и разговор. Не стоит изо всех сил бороться со сном за рулем – 15 минут короткого отдыха часто бывает достаточно, чтобы ушла сонливость. Не следует оставлять машину без присмотра в глухом месте. Кроме диких зверей могут выйти люди с дурными намерениями. Ягодники и грибники, как правило, объединяются в большие автомобильные стоянки, где обязательно остается дежурный. Этот человек подает звуковой сигнал, если вы заблудились и к назначенному времени не вышли к машине. Обычный компас поможет ориентироваться на местности. Предусмотрительно взятые сигнальные ракеты или новогодние фейерверки могут указать местоположение базового лагеря заблудившимся, что тоже иногда случается. Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски облегчают прохождение трудных участков. У фабричных тросов отрываются металлические карабины, лучше использовать в несколько раз сложенный фал без карабинов или надежный металлический трос. Хорошо, если одна машина в команде оборудована штатной лебедкой и может вытащить другую, что особенно важно в болоте, когда зацепиться бывает не к чему. Также необходимы по две доски поперек багажника и лопата в легкодоступном месте, небольшой лом. Для дальних поездок, особенно по Монголии, лучше иметь два запасных колеса на дисках и запасные камеры (часты проколы на бездорожье от острых корней саксаулов и камней), кувалда и уголок для разбортовки колес. Удобны кожаные водительские перчатки – для вождения и матерчатые – для грязной работы. Упаковки влажных салфеток, чтобы в пути освежать руки, специальные салфетки – для протирки стекол очков. Второй комплект ключей зажигания с брелоком сигнализации и запасными батарейками лучше отдать на хранение другому экипажу (на случай если от ветра двери случайно захлопнутся и встанут на блокировку с оставшимися в замке зажигания ключами). В каждую машину – компас и бинокль. Неоценимую помощь при ориентировании оказывают космоснимки высокого разрешения наиболее сложных участков маршрута. Запас воды в засушливых районах – 1 канистра на 40 л и 1 ящик байкальской воды. Расход воды на приготовление – примерно 3 литра в сутки на человека. НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИПри поездке по хорошим дорогам сегодня достаточно взять с собой только деньги: АЗС, турбазы и кафе есть везде. Однако если путешествовать по проселкам, без самостоятельного приготовления пищи не обойтись. Всегда выручает металлический термос с горячим чаем. Костер хотя и романтическая вещь, не всегда возможен и практичен. Иногда удобнее воспользоваться заранее припасенной портативной газовой печкой или мультигорелкой, работающей на дизельном топливе или бензине, – не надо искать дрова, особенно в дождь и ночью, также трудно найти дрова в местах туристического паломничества и в степи. Для быстрого приготовления пищи на горелках лучше иметь специальные маленькие тонкостенные котелки. При ветре, чтобы не задувало пыль в котелок и пламя горелки, мы приспособились готовить в кузове автомобиля с доступом через заднюю дверь. В ветер нельзя готовить на земле, иначе каша будет гарантированно с песком. При закрытых остальных дверях и окнах в салоне удобно готовить – не надо наклоняться над котелком, удобный подход и гарантированная защита от ветра и пыли. Сергей ВОЛКОВАвтомаркет+Спорт № 06/2011 |