ТРЕТИЙ ГЛАЗ
Что такое автомобильный видеорегистратор (он же Mobile DVR – Digital Video Recorder)? По сути, это специальное устройство, устанавливаемое в автомобиле, способное записывать видеоизображение, звук, а также данные GPS (скорость и координаты машины), работающее от сети 12-24V или автономно, в широком диапазоне температур и в условиях постоянных встрясок и вибраций – своего рода автомобильный «черный ящик», который может рассказать, что происходило до, во время и после того или иного происшествия на дороге. Проще говоря, видеорегистратор – это видеокамера в машине, снимающая все происходящее перед автомобилем.
ЗАЧЕМ В МАШИНЕ ВИДЕОКАМЕРА?
Очевидно, что только видеозапись может стать действительно объективным и независимым свидетелем происшествия: показать, на какой сигнал светофора двигался автомобиль, была ли возможность вовремя заметить пешехода на дороге, стоял ли знак ограничения скорости… При этом важным фактором может оказаться даже простая возможность просмотреть только что отснятый видеоматериал – например, при споре с инспектором ДПС, утверждающим, что вы проехали на красный или не уступили дорогу пешеходу. Видеозапись с регистратора поможет быстрее и проще получить страховку – ведь при наличии видео страховщики уже не смогут оспорить невиновность, или предположить иное развитие событий при ДТП. Бесценной видеозапись может стать при попытке «подставы» – как правило, один только факт наличия видеозаписи может избавить от всех претензий мошенников. Кроме того, видеозапись позволит показать всем желающим, где человек был и что видел – ведь камера снимает то же, что видит водитель!
КАК ПОКУПАТЬ
В первую очередь обратите внимание на размер снимаемого изображения (разрешение видео). Безусловно, это основной критерий, напрямую влияющий на качество видео и практичность видеорегистратора в целом – ведь если разрешение низкое, то вряд ли такая запись сможет быть полезной при определении (идентификации) виновника ДТП. Да и просмотр низкокачественной записи удовольствия не даст. Как и в фототехнике, многое здесь зависит от размера матрицы, однако реально покупателю приходится ориентироваться только на данные размера изображения, которые тоже не всегда отражают реальную картинку: в частности, на большинстве регистраторов наиболее крупные варианты разрешения видео получены путем интерполирования изображения (о чем в аннотации к регистратору упоминается далеко не всегда), и до настоящего качества HD здесь бывает очень далеко. Тем не менее, регистраторы с разрешением менее чем 640х480 рассматривать не стоит.
Еще один аспект размера изображения – угол обзора видеокамеры. Для автомобильного видеорегистратора предпочтительнее угол обзора не менее 120 градусов (в этом случае видно не только то, что происходит непосредственно перед камерой и машиной, но и немного того, что находится по бокам), но не более 150 (широкоугольные камеры слишком сильно искажают картинку по краям и существенно меняют визуальное представление о расстояниях). При этом производители недорогих регистраторов часто лукавят и указывают угол обзора не по ширине экрана, а по его диагонали – этот аспект также стоит иметь в виду.
Второй основной критерий выбора регистратора – функциональность: чем она выше – тем полезнее и универсальнее окажется видеорегистратор. Самые простые регистраторы могут только записывать изображение на встроенную или съемную карту памяти и для просмотра отснятого видео необходим компьютер или как минимум смартфон (коммуникатор). Поэтому первым пунктом в списке желательного функционала идет наличие экрана для просмотра видео, который позволит непосредственно на месте происшествия провести анализ сложившейся ситуации и, возможно, определить ее виновника.
Среди полезных элементов можно выделить наличие датчика столкновения (шок-сенсор), который позволит регистратору автоматически начать сохранение оговоренного отрезка записи до и после столкновения в резервную папку памяти с защитой от случайного удаления или перезаписи. В недорогих моделях китайского и тайваньского производства шок-сенсор заменяется простым датчиком движения, который включает регистратор на запись только после какого-либо события (начала движения автомобиля, или удара по нему) и не позволяет увидеть то, что происходило до этого.
Многие считают полезным наличие в регистраторе GPS-модуля, который позволяет в режиме реального времени определять местоположение и скорость автомобиля. Однако на практике эта функция полезна скорее для просмотра и контроля передвижений, чем доказательства в суде, поскольку такие GPS-модули, как правило, не имеют российской сертификации, а их показания недостаточно точны.
Еще одна модная функция – наличие ИК-подсветки для съемки в темноте. Подобная функция чаще всего встречается на китайских регистраторах и на деле совершенно бесполезна, т.к. даже несколько диодов способны осветить пространство максимум на 2-3 метра. Единственное полезное свойство – возможность снять повреждения машины после ДТП в полной темноте.
Наконец, некоторые видеорегистраторы имеют вторую видеокамеру для съемки салона автомобиля, или позволяют подключить дополнительную видеокамеру отдельно (например, для съемки происходящего позади машины). И если возможность «увидеть» то, что происходит сзади, может быть полезной даже при парковке (если регистратор позволяет с помощью монитора видеть картинку с задней камеры), то вот съемка салона востребована немногими…
КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ | ||||
У каждого из этих типов видеорегистраторов есть свои плюсы и минусы. Так, моноблочные регистраторы проще в установке (зачастую достаточно найти место для их установки и воткнуть штеккер зарядного устройства в прикуриватель) и доступнее, тогда как интегрированные мультимодульные системы позволяют получить не только скрытность в установке и более качественное видеоизображение, но и обеспечить тотальное видеонаблюдение за происходящим как вокруг, так и внутри машины. Однако несмотря на все преимущества интегрированных мультиблочных систем распространение у нас получают все же более простые и доступные моноблочные видеорегистраторы. И их также можно разделить три несколько типов: 1. Простые видеорегистраторы, включающие в себя только видеокамеру и регистратор (записывающий блок). 2. Видеорегистраторы с дисплеем (монитором), способные не только записывать видео, но и воспроизводить записанное. 3. Продвинутые видеорегистраторы, имеющие дополнительно шок-сенсор (датчик удара, позволяющий делать автоматическую «нестираемую» запись), GPS-модуль (для фиксации скорости автомобиля и его местоположения), и/или еще одну видеокамеру (или имеющие возможность подключать несколько видеокамер). |
ВАЖНО!Если вы попали в ДТП, необходимо непосредственно на месте происшествия сообщить инспектору ДПС, оформляющему аварию, о наличии видеорегистратора в автомобиле и соответствующей видеозаписи событий (об этом необходимо указать в протоколе) – в противном случае суд может не принять во внимание представленные данные с видеорегистратора. При этом, во избежание возможных вмешательств в запись, карта памяти регистратора должна быть передана инспектору ДПС также на месте происшествия, а он обязан запечатать ее в конверт и прикрепить к остальным документам по ДТП. |