ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ
Начинавшаяся с единичных гаражных мастерских сейчас структура иркутского off-road тюнинга выглядит достаточно разветвленной. Появились серьезные центры, как никогда широк ассортимент товаров, да и первопроходцы, работающие в индивидуальном порядке, уже не те, что раньше.
Нужно сказать, что в этом направлении автобизнеса люди со стороны – редкость. У большинства за плечами тысячи грязевых километров, отсюда понимание и опыт в постройке джипов. Другая характерная черта в предпочтениях клиентов, которые могут обращаться к определенным мастерам. А уж сомневаться в том, что у последних постоянно растут возможности, не стоит.
ВНЕДОРОЖНИКИ. Несмотря на то что большинство предпочитают «классический» апгрейд (экспедиционный или трофийный), в регионе есть примеры создания серьезных прототипов, которые могли бы претендовать на места в соревнованиях российского уровня. Само собой, что от понятия джипа как такового они ушли очень далеко. Что говорить о «простом» тюнинге: силовых обвесах, лифте и т. д. Есть огромный выбор, как по отечественным-импортным брендам, так опять же и по оригинальным решениям, основанным на местном производстве. И пересадка агрегатов (скажем, японских на УАЗы) стала уже нормой.
ШИНЫ. Еще год назад казалось, что двигаться по расширению ассортимента уже некуда – достаточно признанных лидеров рынка BF Goodrich, Simex, Maxxis, Silverstone. Однако сейчас предложение едва ли не удвоилось и фактически, если говорить о местных условиях эксплуатации, полностью отвечает мировым тенденциям. Вместе с долгожданным BFG TM KM2 появились бюджетные китайские шины и сравнительно недорогие тайваньские – Federal и Nankang. А также, например, такие узко специализированные, как американские Pit Bull, используемые в рок-кроулинге. Что особенно ценно, большинство моделей и размерностей есть в наличии. То же касается ценового разнообразия и ассортимента дисков.
СИЛОВЫЕ ОБВЕСЫ. Примитивные бамперы из труб, как образец эстетики, давно в прошлом. Местные изделия по качеству исполнения, покраски и по функциональности ни в чем не уступают фирменным продуктам. Причем, если несколько лет назад можно было говорить о штучном производстве, то теперь едва ли не о серийном. Как наиболее востребованные эле менты силовые бамперы, пороги, багажники, «калитки» предлагают все фирмы и сервисы. И нельзя сказать, чтобы у разных производителей качество принципиально отличалось. А в виде альтернативы всегда можно приобрести фирменное «железо» – китайское, отечественное или, например, от ARB – по которому также имеется неплохой ассортимент.
ЛИФТ-КОМПЛЕКТЫ. Пара брендов и кустарные наборы – вот на что раньше мог рассчитывать владелец при лифте своего внедорожника. Сейчас к его услугам австралийские киты и амортизаторы с пружинами от европейских и японских компаний. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и «кустарщину». Без hand made до сих пор не обходятся УАЗы, есть место творчеству по подвеске и в оригинальных конструкциях. В первом случае несколько типовых решений проверены временем и бездорожьем. Во втором уже имеются интересные конструкции, и поиск новых идей продолжается.
АКСЕССУАРЫ. Тут речь идет не о шноркелях, лебедках или оптике (среди которой появились, скажем, танковые фары), а обо всем том, что, казалось бы, остается на втором плане, но делает пребывание на бездорожье максимально комфортным и безопасным. Куда в сибирском лесу или монгольской степи без связи, компрессора или, скажем, защищенного маршрутного компьютера? Стальной лебедочный трос уже давно имеет альтернативу в виде кевларового. Помимо корозащиты с ним можно (и нужно!) использовать гаситель при разрыве. А реечный домкрат в болоте, по сути, должен уступить место надувной подушке, выдерживающей нагрузку в несколько тонн. Лишне упоминать о совсем уж мелочах – шанцевом инструменте, такелаже, посуде. Все это давно есть в наличии и широком выборе.
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ. Именно off road фирмы закрыли ту нишу, которую ранее не предлагал иркутский сервис – восстановление трансмиссии. Конкретно – мостов, механических коробок, «раздаток». В ряде внедорожных структур также возьмутся за «периферию», в ремонте которой часто отказывают. И тем более установят подогреватели охлаждающей жидкости и топлива. У кого-то становится правилом предлагать расходные материалы и жидкости с их заменой. Уже не говоря о ремонте и обслуживании непосредственно off road вещей, например, лебедок.
В целом, можно только радоваться продолжающемуся развитию и здоровой кон- куренции, благодаря которой за несколько лет внедорожный тюнинг достиг серьезных высот.
ФИРМЫ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ OFF ROAD ТЮНИНГОМ В ИРКУТСКЕ | |
НАЗВАНИЕ, АДРЕС, ТЕЛЕФОН | СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ |
Автоцентр «Сафари» 4x4, ул. Братская, 7Б, тел. 754-774 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |
Авто-Ресурс, ул. Аргунова, 2, тел. 8-908-664-66-29 | Тюнинг, аксессуары, ремонт, обслуживание |
Азия-Авто, ул. Рабочего Штаба, 78; тел. 21-11-21, 68-21-73, 77-9308 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |
Иркутский внедорожный центр: магазин «Вездеход», ул. Трактова, 4/3, тел. 685-890; сервис, ул. Академическая, 5А, тел. 61-61-43 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |
Джип Shop 4x4, ТЦ «Знаменский», пав. 31Ц, тел. 90-55-58 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |
Полный привод, ТЦ «Прибой», пав. 24, тел. 40-60-24 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |
Джип-Сервис Extreme, ул. Баррикад, 42, тел. 8-902-5-144-050 | Тюнинг, аксессуары, запчасти, ремонт, обслуживание |