Объем дорожного ремонта в Иркутске в 2012 году будет меньше, чем в 2011 – такая фраза прозвучала в середине апреля на выездном брифинге с участием мэра Иркутска Виктора Кондрашова, начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Андрея Абрамчика и представителей подрядных организаций, осуществляющих дорожный ремонт улиц Иркутска. Основная причина, по которой объем дорожного ремонта в послеюбилейный для города год, понятна – все зависит от финансовых возможностей. Но вот что и как будет делаться на дорогах города – об этом мы спросили у заместителя начальника отдела дорожной инфраструктуры департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета ЖКХ Иркутска Владимира МАЛЫШЕВА.
– Прежде всего, какова в общем сегодняшняя ситуация с дорожным ремонтом в Иркутске: какие улицы в этом году ждет обновление, что уже делается, и что будет делаться?
– Места дорожного ремонта мы ежегодно определяем по обращениям к комитетам по управлению округами, которые знают хорошо знают свои территории. Также мы сами осуществляем выезды по определению проблемных участков дорог города. Но, конечно, с учетом возможностей финансирования, в списки для ремонта попадает мизерная часть дорог, нуждающихся в ремонте. Отчасти спасает ситуацию ямочный ремонт, который позволяет поддерживать состояние дорог в более-менее нормативном состоянии. В этом году на ямочный ремонт выделено порядка 100 млн. руб. Кроме собственно ямочного ремонта, работы также проводятся с помощью рециклера, а когда станет немного теплее, будем проводить ремонт по струйно-инъекционной технологии БЦМ, а также ямочный ремонт большими картами – до 50 кв. м.
– Не сдвинет ли нынешняя затяжная весна сроки проведения ремонта дорог?
– Климатические сроки ремонта у нас по нормативам – с 25 апреля до примерно 10 октября. Но в этом году, к примеру, асфальтобетонный завод начал свою работу почти на месяц раньше. Есть новшества и по части техники: в частности, асфальтоукладчики сегодня у нас практически все с подогреваемой разравнивающей плитой, что позволяет растянуть время остывания асфальтобетона и обеспечить более качественное его уплотнение катками.
– По какому принципу определяются подрядчики для выполнения тех или иных работ?
– По выбору подрядчиков у нас все остается в рамках Федерального закона 94-ФЗ, на основании которого проводятся аукционы на выполнение дорожного ремонта, по результатам которых определяется подрядная организация, предложившая наименьшую цену. Кстати, аукцион проводится на анонимной основе и мы, до момента оглашения победителя, даже не знаем, кто в нем участвует. А это может быть и добросовестная компания, и просто дилетанты.
– То-есть, можно сказать, что нынешняя схема проведения аукционных торгов далека от совершенства?
– Я бы сказал даже так: нас категорически не устраивает подобная схема определения подрядчиков. Мы практически не можем создать «черный список» недобросоветсных подрядчиков, так как фирма с плохой репутацией может буквально в течении недели сменить название и на полном законном основании участвовать в торгах. Бывали и другие случаи – когда для заключения контракта подрядчик сбрасывал цену выполнения работ до нуля и даже уходил в финансовый минус. Для чего? Здесь, по всей видимости, проявляется момент, заложенный разработчиками закона – подрядчик специально сбивает цену на какой-нибудь небольшой заказ чтобы показать себя и свои возможности, и впоследствии получить более крупные заказы.
– В этом году у нас будет проведен капитальный ремонт улицы Чапаева – на участке от ул. Радищева до ул. Шевцова. Проект недавно прошел государственную экспертизу, и средства на этот ремонт – а это порядка 83 млн. руб. – выделяются с учетом финансирования из областного бюджета. Там будет произведена замена «дорожной одежды» по такому же типу, как было сделано на улице Байкальская. Также будут обустраиваться и тротуары – в пределах полосы отвода, без затрагивания существующей застройки.
Будет осуществлена реконструкция небольшого участка (около 200 метров) улицы маршала Конева – от так называемого троллейбусного кольца вглубь микрорайона, где будет несколько расширено узкое место с подпорной стенкой. Сейчас ширина проезжей части там менее 6 метров, что затрудняет разъезд с крупным автомобилем.
Капитальный ремонт будет произведен на ул. Карла Маркса – на участке от бульвара Гагарина до ул. Ленина. Здесь работы будут выполняться по принципу «от фасада до фасада» – то-есть, как и с улицей Чапаева, будет обновлена не только проезжая часть, но и тротуары.
До конца весны должен быть завершен ремонт тротуаров на улице Седова: в прошлом году были проведены работы со стороны 130-го квартала, а нынче работы производятся со стороны Музыкального театра, а также должны будут сделать тротуары по улице Кожова – вдоль 130-го квартала.
Начат ремонт по улице Олега Кошевого – на дальнем участке, в районе отворота на Мамоны. Ремонт должен будет затронуть участок от отворота на Мамоны до путепровода ВСЖД. В нынешнем году будут произведены работы по левой (если ехать из города) стороне. На следующий год планируем продолжить работы по правой стороне.
Также запланированы ремонтные работы по улицам Баррикад и Братская – в районе старого авторынка: там будет проведено благоустройство проезжей части и прилегающей территории для предотвращения нелегальной торговли автотранспортом вдоль дороги.
– Кстати об Академической: сегодня на этом участке практически каждый день можно наблюдать транспортные заторы и затрудненное движение. Планируется ли ремонт-расширение этой улицы в ближайшее время?
– Улица Академическая стоит в наших долгосрочных планах: был даже сделан проект ее капитального ремонта, но в нем не была учтена возможность переноса коммуникаций. А без этого капитальный ремонт не имеет смысла. Соответственно, в проект необходимо будет вносить корректировки.
– А что вы можете сказать на счет плотины ГЭС: этой весной асфальтовое покрытие здесь стало особенно плохое?
– По поводу плотины точно сказать сейчас мы не можем, т.к. это федеральная собственность. Зато можем сказать, что сегодня на госэкспертизе лежит проект капитального ремонта старого ангарского моста, где главной задачей должно стать его расширение за счет вынесения тротуаров за пределы пролета. Но здесь есть сложности как с самим проектом – с 2009 года, когда был подготовлен этот проект, поменялись нормы нагрузок на мостовые сооружения – так и с его финансированием: без областной или федеральной помощи городу это не потянуть.
– На этом участке улицы 4-Советская ходит строительная техника, которая работает на 4-м пусковом комплексе нового моста. С дирекцией по строительству мы уже проработали этот вопрос: после окончания работ разбитые участки прилегающих к зоне строительства улиц 4-Севетская и Партизанская будут восстановлены.
– Кстати о Партизанской: не так давно мэр Иркутска Виктор Кондрашов проводил проверку исполнения исправительных работ после некачественного ремонта этой улицы в прошлом году. И параллельно отметил, что город планирует вместо асфальта между трамвайными рельсами применять специальную гранитную брусчатку…
-- По технологии, после замены трамвайных путей, год должна проходить усадка. После этого необходимо провести протяжку пути и только потом можно укладывать асфальт. В качестве примера можно привести ремонт улицы Степана Разина: там новые трамвайные пути были уложены за год до проведения капитального ремонта, и дорожное покрытие стоит уже второй год без каких-то деформаций межрельсового пространства.
Брусчатку на межрельсовом пространстве обычно применяют при сложном рельефе или больших уклонах – когда использовать традиционную асфальтоукладочную технику проблематично или невозможно вовсе. У нас же многое упирается в возможности приобретения необходимой брусчатки: в частности, камень из Тулуна не отвечает необходимым требованиям, а вопрос об использовании Олхинского месторождения гранита пока находится в стадии проработки.
– Еще один волнующий многих вопрос – контроль качества проведения дорожного ремонта. Будут ли изменения по этому вопросу в нынешнем году?
– Раньше контроль за проводимыми в городе дорожными работами – начиная от ямочного ремонта и заканчивая капитальной реконструкцией улиц – осуществлял куратор, который просто физически не успевал за всем уследить. Как результат – были случаи проведения дорожных работ и в дождь, и с другими нарушениями технологий. В этом году для большинства объектов будут проводиться конкурсы на осуществление строительного контроля. В прошлом году подобный контроль осуществлялся при ремонте внутриквартальных (дворовых) проездов и некоторых улиц – например, на улице Улан-Баторская. В этом году строительный контроль уже проводится на улице Олега Кошевого: подрядчик приглашает контролеров на все скрытые виды работ, так как без визы контролера куратор не подпишет объем произведенных работ.
Кроме того, строительный контроль затрагивает и контроль качества используемых материалов, а также их соответствия необходимым требованиям. Подрядчик может по тем или иным причинам – например, если в регионе нет возможности приобретения определенного типа стройматериала, или его закупка окажется неоправданно дорогой – заменить материал, но только на такой, который по своим свойствам и качеству как минимум не хуже рекомендуемого.
По итогам сказанного стоит отметить, что дорожный ремонт в Иркутске в нынешнем году обещает быть пусть и в меньших объемах, но зато более качественный. Жаль только, что в ремонтный список не попали многие важные для города улицы и магистрали – такие, как улицы Старокузьмихинская, Рабочего штаба, Баррикад, Култукская и многие другие: им ремонт необходим не менее остро, чем тем, которые попали в список ремонтируемых. Впрочем, есть надежда, что у города появятся дополнительные средства и на них…
Объем средств, выделенных в 2012 году на ремонт улично-дорожной сети Иркутска, составляет 85 млн.руб., в том числе 34 млн.руб. – средства областного бюджета. На капитальный ремонт и реконструкцию выделено – 146 млн.руб., в том числе 88 млн.руб. – средства областного бюджета.