Типичный кандидат на утилизацию: занесенный снегом, с оторванными глушителями, с разномастными колесами и даже без госномеров... Сколько еще таких старых автомобилей стоит по дворам и гаражам? |
С нового года вступил в действие второй (а по сути, третий) этап государственной программы утилизации старых автомобилей, на который выделено порядка 14 млрд. руб.
Несмотря на мнения многих экспертов авторынка, скептически оценивавших успех программы в России,
Предварительные официальные итоги прошлого года таковы, что в выгоде оказался в первую очередь Волжский автозавод: на его долю среди уже полученных клиентами автомобилей пришлось более 200 тысяч машин. Причем львиная доля из них (более 85 тысяч) пришлась на давным-давно устаревшую «классику». «Калин» было реализовано по программе порядка 45 тысяч. Около 35 тысяч пришлось на машины семейства Самара. И только после них идет самая популярная в рамках программы иномарка – Renault Logan/Sandero – и семейство Lada Priora (продано примерно по 30 тыс. машин). Еще два иностранных бренда – Skoda и Ford – заняли 7 и 8 места (8840 и 8438 проданных в рамках программы машин), уступив старой доброй Lada 4x4 (старая Нива), результат которой – 11 тысяч. Продажи остальных марок – а это не только оставшиеся из вошедших в программу иностранных брендов, но и отечественные ГАЗ и УАЗ – еще ниже.
Успех АвтоВАЗа – тот редкий случай, когда руководство автогиганта смогло грамотно оценить ситуацию и, что еще важнее, адаптировать систему своих продаж под нее. Так, в отличие от других заводов, на ВАЗе внедрена особая схема производства и поставки машин по программе утилизации: их производят под конкретный договор с клиентом, поэтому не продают простым покупателям. Кроме того, завод самостоятельно кредитует своих дилеров на сумму скидки по программе.
В Иркутске предварительные результаты примерно повторяют общероссийские (конечно, не в таких объемах): в лидерах – автомобили Lada, которых к середине января этого года было продано ровно 400 (сегодня уже больше). При этом основной утилизатор иркутской области – Ангарская ИТК-15 – за 2010 год утилизировал 658 старых автомобилей. В основном это старые отечественные машины. Иномарки, сдаваемые в рамках программы, составляют незначительную часть. Возможно, это из-за того, что их потребительские качества даже в преклонном возрасте позволяют иметь им рыночную цену свыше предлагаемых государством 50 тысяч рублей. Впрочем, стоимость старых отечественных машин из-за программы также выросла. Даже откровенно убитые и гнилые экземпляры как правило оцениваются не дешевле все тех же 50 тысяч. Иногда среди сдаваемых в утиль автомобилей встречаются весьма приличные и ухоженные экземпляры. Но они – скорее исключение, тогда как в Германии, к примеру, большая часть «автохлама» еще может ездить и ездить, из-за чего многие из них вместо утилизации были отправлены на продажу в страны третьего мира (в первую очередь, в Латинскую Америку).
Но с оставшимися моделями не все гладко: большинство из них необходимо заказывать отдельно и ждать поставки от недели-двух (в случае с распространенными моделями отечественных марок, или если необходимая модель есть в свободном статусе при ближайших привозах) до нескольких месяцев. Причем наиболее популярные и недорогие среди иномарок – Renault Logan/Sandero, Skoda Fabia и Volkswagen Polo Sedan – необходимо ожидать от 4-5 до 6 месяцев! Пока еще можно заказать на март-апрель новый седан Hyundai Solaris, однако и здесь квота в 65 машин заканчивается, и будет ли она расширена (и если будет, то когда) – пока ясности нет. Впрочем, с более дорогими моделями, входящими в программу, как правило, напряженности нет. Но, как несложно догадаться, не всякий владелец старых «Жигулей» имеет возможность приобрести пусть даже и со скидкой, новый автомобиль стоимостью порядка миллиона, а то и более рублей (Toyota Camry, Nissan Teana и X-Trail, Volkswagen Tiguan и т.п. автомобили). Хотя прецеденты были…
УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ:В утиль можно сдать любой легковой или коммерческий автомобиль категории «B» (полной массой не более 3,5 тонн), отечественного или зарубежного производства, находящийся в собственности последнего владельца не менее 1 года. Автомобиль должен быть снят с учета (списан) и иметь соответствующие документы на имеющиеся номерные агрегаты. После этого с дилерским центром, в котором будет приобретаться новый автомобиль, заключается договор (возможно внесение предоплаты за новый автомобиль). В зависимости от условий договора, автовладелец может либо сразу же, либо по прибытии заказанного нового автомобиля сдать свою старую машину на утилизацию. При сдаче автомобиля его владелец должен оплатить стоимость утилизации, предельный размер которой составляет 3 тыс. руб. Взамен автовладелец получает сертификат (ваучер) номиналом 50 тыс. руб, который используется в зачет стоимости приобретения нового автомобиля из утвержденного Минпромторгом перечня. Выплата денежного эквивалента не предусматривается. |
ПЕРЕЧЕНЬ МОДЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОДАЖЕ ПО ПРОГРАММЕ УТИЛИЗАЦИИ:* автомобили, снятые с производства ** автомобили, не продающиеся в Иркутске официально *** автомобили, производство которых в России прекращено |
УТИЛИЗАТОРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: |