Аналитики исследовали дилерские сети автопроизводителей. Согласно их данным, самое большое число дилеров «на душу населения» – в Минеральных Водах.
Оговоримся сразу, эксперты исследовали дилерские центры только зарубежных брендов. В Минеральных Водах на 1 дилерский центр приходится всего 3,8 тыс. жителей. При этом в среднем, в городах с населением более 100 тысяч жителей на один дилерский центр приходится чуть более 25 тысячи жителей, а с учетом близлежащего сельского населения – почти 50 тысяч человек, подсчитали в аналитическом агентстве «АВТОСТАТ».
Уникальность города Минеральные Воды, в котором разместился целый «дилерский городок», эксперты объясняют тем, что туда съезжаются жители близлежащих курортных городов, в которых практически нет автодилеров – из Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и других.
В десяти городах-миллионниках показатель обеспеченности выше среднероссийского. На 1 дилерский центр в Екатеринбурге приходится 17,9 тыс. чел., в Ростове-на-Дону -19,4 тыс. чел., в Казани - 19,6 тыс. чел., в Перми - 20,7 тыс. чел., в Воронеже - 21,4 тыс. чел. Кроме того, в ТОП-10 вошли Уфа, Нижний Новгород, Самара, Челябинск и Волгоград. По мнению экспертов, Екатеринбург «перенасыщен дилерскими центрами. В то же время, города Сибири – Красноярск, Омск, Новосибирск испытывают нехватку автодилеров, что объясняется долгим периодом «праворульной ориентации».
Москву с ее 437 дилерскими центрами и Санкт-Петербург с его 197-ю, лидирующих по числу дилерских центров в стране, можно отнести к «среднеобеспеченным»: в Москве на один дилерский центр приходится 27,4 тысячи жителей, в Петербурге – 25,5 тысячи.
В городах с численностью населения свыше 500 тыс. человек (но менее 1 млн.) в среднем на 1 дилерский центр приходится 22,9 тыс. жителей. Во Владивостоке с 600-тысячным населением сегодня всего 7 дилерских центров иномарок, на каждый из них в среднем ложится нагрузка в обслуживании более чем 85 тыс. жителей. В Хабаровске, также с населением около 600 тысяч – один центр на 49,5 тыс. чел.. В ТОП-10 с показателями обеспеченности выше среднероссийского попали Тюмень (1 центр на 13,8 тыс. чел.), Краснодар (на 15,4 тыс. чел.), Рязань (на 18,9 тыс. чел.), Иркутск (на 18,9 тыс. чел.), Тольятти (20 тыс. чел.), Оренбург (20, 6 тыс. чел. ), Ярославль (20,7 тыс. чел.), Кемерово (20,8 тыс. чел.), Саратов (22,7 тыс. чел.), Барнаул (23, 3 тыс. чел.).
А вот в городах с численностью населения от 100 до 250 тысяч жителей на 1 дилерский центр сегодня, в среднем, приходится около 40 тысяч жителей. В восьми городах – всего по 1 дилерскому центру. В ТОП-10 вошли: Артем, Химки, Великий Новгород, Нефтекамск, Псков, Подольск, Ноябрьск, Орск, Сыктывкар, Обнинск.
«К настоящему времени дилерские сети практически сформированы. Если где-то происходит открытие новых центров, то это, как правило, уже имеющиеся игроки добавляют к своему портфелю новый бренд. Либо идет процесс выкупа одних игроков другими более крупными. А вот в города с населением до 250 тысяч жителей дилеры не идут по другой причине. Завышенные инвестиционные требования со стороны дистрибьюторов не позволяют выстроить успешную финансовую модель», - считает Сергей Целиков, директор АА «АВТОСТАТ».
По его мнению, в 2014 году конкуренция в дилерской среде усилится еще больше и, вполне вероятно, мы увидим серию банкротств. В настоящий момент закредитованность дилеров очень высока и с учетом существенного снижения маржи прибыльность этого бизнеса стала малопривлекательна.