Инспекция государственного надзора по Иркутской области СМТУ Ростехрегулирования за последний год совместно с прокуратурой провела 53 проверки на АЗС и АЗК области в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности и по жалобам автовладельцев. Топливо проверялось на соответствие требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В ходе 34 проверок были выявлены различного рода нарушения.
Частично они сводились просто к отсутствию сертификатов или сведений о наименовании продукции и ее назначении. Но есть и более серьезные нарушения – в частности, «несоответствие октанового числа» бензина. Подобное было выявлено в ООО «СибАвтоЛюкс», «АЗС “Западная”», «Сибиряк-И», «Октан», «Трасса-Сервис», «ТК АНТА», «Иркутскнефтепродукт», ИП Комогорцева и Огурцова. Не уложились в «объемную долю бензола» ООО «Ресурс», «Сибиряк-И», ИП Рябикова и Беспрозванных. По «массовой доле серы» в дизельном топливе не соответствовало нормам топливо на АЗС ООО «Нефтеснаб» и ИП Заречная. «Предельную температуру фильтруемости» не выдержало топливо с АЗС ИП Заречной. По показателю «температуры вспышки в закрытом тигле» были выявлены нарушения на АЗС ИП Рябикова, в ООО «Система АЗС», «Нефтеснаб» и «Иркутскнефтепродукт».
Чем грозит применение некачественного топлива, можно и не говорить. Из-за несоответствия октанового числа повышается удельный расход топлива, уменьшается мощность и увеличивается риск перегрева двигателя, может произойти прогар поршневой группы и выхлопных клапанов, что в конечном счете приведет к быстрому выходу двигателя из строя. Сернистые соединения в дизтопливе вызывают сильный коррозийный износ поршневых колец и гильз цилиндров и являются причиной образования твердых отложений.
Не исключено, что в ряде случаев причиной нарушений становится некачественное топливо с завода-изготовителя. Но на некоторых АЗС в ходе проверок выявлен целый «букет» несоответствий топлива Техническому регламенту. Не исключено, что здесь свою роль сыграл известный закон РФ №274, согласно которому контролирующие органы могут сейчас проводить плановые проверки не чаще, чем раз в три года. Но, как объяснили в инспекции СМТУ Ростехрегулирования, они могут совместно с прокуратурой проводить проверки по устранению ранее выявленных недостатков, которые зафиксированы в предписаниях и по жалобам автовладельцев.
По выявленным нарушениям выдано 34 предписания, восемь материалов направлено в прокуратуру Иркутской области, еще два материала направлено в Роспотребнадзор.