Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Иркутск – Качуг – Жигалово




Иркутск – Качуг – Жигалово
Просмотров: 25187
13 Октября 2006

ВЕЛИКАЯ ПАДЧЕРИЦА

Еще в детстве я услышал от взрослых странное: «Ангара — любимая дочь Байкала, а Лена — его падчерица»... Кто придумал такую нелепицу? Многие годы не мог понять этого, и только сейчас, проехав по автомобильному маршруту до поселка Жигалово, я понял, что в этой фразе вся правда о верхнеленских местах. Да, насчет падчерицы все верно: Лена берет исток всего лишь в 7 километрах от Байкала — с северных склонов Байкальского хребта, географически совсем рядом с островом Ольхон, и, в отличие от Ангары, не получая питания водами великого озера, устремляется своей дорогой на север — в дикие и безлюдные, поросшие непроходимыми лесами, просторы континента. Все верно — падчерица.

Только я еще добавил бы слово ВЕЛИКАЯ. Почему? Потому что это на самом деле великая река длиной 4270 км, впадающая в седое море Лаптевых. Лена, к примеру, в два раза больше Днепра. Лена больше Волги, издавна считающейся великой русской рекой. Площадь водосборного бассейна Лены почти 2,5 миллиона квадратных километров — по этому параметру река на восьмом месте в мире, а у нас на родине на третьем — после Оби и Енисея! Великая, но падчерица, и не только потому, что «отчим» Байкал ее не «приласкал», но и потому, как к ней относятся люди, живущие по ее берегам. Скажу сразу, что прогулка к берегам Лены произвела на меня отчасти гнетущее впечатление. Хотя это только одна сторона прогулки. Но обо всем по порядку...

ВАДИМЫЧ И «ШИРОКИЙ»

Иркутск - Качуг - Жигалово

Михаил Вадимович на главной площади Качуга

Иркутск - Качуг - Жигалово

Главная дорога в Качуге покрыта хорошим асфальтом

Иркутск - Качуг - Жигалово

Улочки Качуга чисты и опрятны

В начале повествования представлю вам напарника по путешествию к Лене и «верного мула», на котором мы отправились в путь. Нашу редакцию пригласили на праздник в честь 320-летия поселка Качуг и связанный с этим автопробег и фестиваль ретро-автомобилей (№ 34 «А+С» от 29 сентября). В это же время по своим делам в поселок Жигалово собрался отправиться мой друг Михаил Вадимович Соловьев — человек бизнеса и один из известных иркутских гитаристов. Оказывается, Михаил рассматривает возможность гастрольных выступлений в северных поселках области и хочет узнать, какие есть в Качуге и Жигалово концертные залы, а заодно и познакомиться с людьми. Недолго думая, мы с Вадимычем (так я называю своего друга, это не фамильярность, ведь мы знаем друг друга с детства) решили совместить поездки: давно не общались друг с другом — это раз, я давно хотел «примерить на себя» любимую машину Вадимыча — Jeep Cherokee — это два, ну и в Жигалово я никогда не бывал — интересно посмотреть далекий поселок — это три. У Михаила Соловьева, как говорят джиперы, «старый квадратный «Чероки» цвета Deep Purple — точно такой же некогда был у кумира нашей юности великого менестреля Андрея Макаревича. А наш «Широкий» — это машина серии XJ 1992 года выпуска, с квадратными фарами, которая выпускалась с 1984 по 2001 год. Этот конкретный «Широкий» оснащен рядным шестицилиндровым мотором AMC242 с рабочим объемом 4,0 литра, развивающим мощность 195 л.с. при 4600 об/мин и выдающим максимальный момент 298 Нм при 2400 об/мин. Ну как, нравится? Мне очень понравился. А как вам такое: мотор разработан фирмой AMC в 1964 году, использовался на Jeep Wrangler, Dodge Durango, Hummer, Jeep Cherokee, Grand Cherokee... и многих других машинах. За все годы производства этот двигатель только модифицировался: от карбюратора к впрыску, а мощность за 35 лет выпуска выросла только на десяток лошадей (у первого образца было 185 л.с.). Это мне напомнило «рядные шестерки» японских классических Land Cruiser. Все-таки каноны джипостроения едины и вечны! Автоматическая гидромеханическая коробка с четырьмя передачами в планетарном редукторе — классика фирмы Уорнер под названием AW4. Раздаточная коробка NP242 типа «Select track» — с межосевым дифференциалом. В передних ступицах джипа «хабов» нет, то есть «полуосево-карданное» хозяйство крутится все время. Ресурс моторов AMC, коробок AW и раздаток NP, по фирменным источникам — 500000 километров. Расход топлива джипа с AMC242 — 15-17 литров 92-го бензина в городском режиме и 10 литров по трассе — тоже по фирменным источникам. У нас вышло больше — жизнь это не инструкция. И спереди, и сзади неразрезные мосты фирмы Dana, в заднем мосту, кстати, дифференциал LSD (повышенного трения, фрикционный), спереди пружины и амортизаторы на двойных продольных рычагах, сзади — малолистовые рессоры и двойные рычаги чудовищной толщины. Вот такие монстры: и Вадимыч, и «Широкий».

НА ПРАЗДНИК

Иркутск - Качуг - Жигалово

Мост через реку Лена

Иркутск - Качуг - Жигалово

Вид на левобережье Качуга


Мы оседлали «Широкого» в пятницу после обеда, так как с утра в субботу должны были попасть на праздник в Качуге, а еще нужно было познакомиться с людьми. Минут через 80 мы проехали Баяндай (130 км от Иркутска). Погода была отличная, яркое солнце заливало степь. За Баяндаем дорога постепенно идет на пологий подъем, минуя несколько увалов, затем опять опускается в низину. Незаметно, но после деревни с названием Половинка трасса Р-418 прошла водораздел, и мы оказались уже не в бассейне Ангары (долина реки Куды), а в бассейне Лены (долина реки Манзурки и ее притоков). Далее около 50 км дорога идет по однообразной степи вдоль небольших речек Ходанца и Унгура. Кстати, после Баяндая дорога качеством полотна становится на порядок хуже — большие волны и провалы повсюду. Здесь я принял баранку у Вадимыча — чтобы познакомиться с повадками джипа на шоссе. Маэстро уступил мне руль как раз в том месте, где руление перестало напоминать компьютерную игрушку: время от времени приходилось тормозить и объезжать ямы. Руль джипа оказался совершенно «ватный» — никакого реактивного действия и крутить можно одним мизинцем — типично «американский манер» настройки гидроусилителя. Педали очень глубоки: ход большой. Акселератор мне понравился — линейный во всем диапазоне, а вот с тормозами оказалось похуже — слишком большой пустой ход, а «берется» только с середины, как у советского грузовика. Конечно, что касается хода педали, то тут дело в регулировке и в привыкании, а вот с дозировкой тормозного усилия все оказалось нормально.

Скорость удавалось обеспечивать не более 90 км/ч — качество дороги большего не позволяло. Под правой ногой я ощущал «шестигоршкового зверя»: при продавливании педали более половины «Эй-Эм-Сишка» басовито урчал утробным звуком — очень приятно и странновато. Обычно такой звук имеют V-образные моторы. На левой излучине дороги увидели справа указатель «Манзурка» (198 км от Иркутска), и я вспомнил из школьного курса истории родного края, что в этой деревне в ссылке жил великий советский полководец Михаил Фрунзе. После Манзурки степь сжалась и прямо к дороге справа подошла одноименная речка, а слева подступила осенняя тайга. Местами речка Манзурка была очень живописна. Особенно около села Харбатово. Отсюда есть дорога направо — вверх по Лене, к Бирюльке, знаменитой тем, что там родился великий археолог — академик В.П. Окладников. После Харбатова (30 км от Манзурки) речка удалилась вправо, а впереди вдали, за золотыми полями, мы увидели поперечный лесистый борт сопок: я понял, что мы видим уже долину Лены — далекое правобережье. Тут вдруг «во чреве» «Широкого» что-то звучно завыло, напоминая аварийную сирену в самолете. Мне стало не по себе, а Михаил по-офицерски скомандовал: «Вырубай!». Я заглушил мотор. Вадимыч по пояс залез под капот джипа, а я огляделся: красота — золотая долина дельты Манзурки! Не успел достать фотокамеру, как показалась довольная физиономия Соловьева: «А, ерунда! Я думал паразитный ролик, а это вентилятор печки загудел!». Поехали дальше. Километров через 20 показались далекие дома. Вот и Качуг, и мы уже на Лене! А что по километражу? Цифра прямо-таки компьютерная — 256 кило...

Качуг, как и многие названия здесь, эвенкийское: «кочог» — в переводе «излучина». Название это отражает географический факт — именно у Качуга Лена, текущая на запад, круто поворачивает и уходит на север. Едем на 320-летие, это что у нас будет: 1686 год. Только-только Иркутский острог срубили казаки. Сам поселок состоит из двух частей: левобережный и правобережный. Первой построили левобережную часть — здесь была перевалочная пристань для доставки товаров на север. Правобережная возникла позже, уже в 1700-х годах, когда стали строить почтовый Якутский тракт вдоль реки. Когда-то здесь был паром, понтонный мост, а сейчас нормальный железобетонный автомобильный мост. Левобережная часть, в которую мы въехали по трассе, выглядит «допотопной» и неухоженной, видны длинные многоквартирные дома барачного типа, есть «пустые глазницы». Запустение. За мостом, на правом берегу уже не так неприютно: здесь вполне нормальный поселок с хорошими чистыми широкими улицами и крепкими домами. Быстро нашли приглашавшую сторону и поехали устраиваться в гостиницу. Недалеко от берега, близ районной милиции, нашли беленую двухэтажную «халупу» с вывеской «Гостиница 3-го разряда ЛЕНА». Сутки в двухместном — 780 рублей. Стены крашены голубой масляной краской. Пол — охра. Туалет с ржавым «жирафом» — один на весь этаж, а на праздник, говорят, съедутся ветераны со всего района. Душа нет. Одно хорошо: девчонка в конторке улыбается.

Купили продуктов в магазине и отправились в гостиницу вечеровать. И что вы думаете? Был пир человеческого общения! А наутро мы отправились на праздник 320-летия и автопробег. Но об этом я уже писал. Праздник, собственно, праздником — он качугцам удался на славу, но кроме праздника, мне удалось поговорить с множеством людей! Причем не простых, а по большей части ветеранов, которые всю жизнь отдали этому поселку и этой реке. Говорили много, но главная тема одна — застой, запустение, пьянство («Троя», самогон, «синявка»), безработица и исход нормальной молодежи в город. Говорят, что население района сокращается (23 тысячи человек, примерно половина в Качуге). У всех негативная оценка нынешних времен. Раньше, говорят, очень хорошо жилось в Качуге! Была судоверфь, основанная в 1933 году и просуществовавшая «до перестройки». Штат был более 600 человек, за год строили несколько больших судов: и грузовые, и пассажирские, и даже класса люкс, но главной изюминкой были танкеры — на этом верфь специализировалась. На всех сибирских реках сейчас ходят наливные суда, построенные в Качуге. Когда спускали на воду большое красивое судно, люди сбегались смотреть: это был праздник для всего поселка. Сейчас говорят, что даже если и запустить судоверфь, то уже работать нельзя будет. Почему? Оказывается, Лена так обмелела за последние десять лет, что плавать по ней можно только на лодках: теперь ни одно судно не пройдет. А почему Лена-то обмелела? Все «чешут затылки» и кряхтят, а один строгий человек с проницательным взглядом говорит: «Обмелела, потому что леса вырубили! Видели по трассе все хлыстовозы идут? Лес валят — только щепки летят! И никто не задумывается, каковы могут быть последствия. А последствия вот они уже — в реке меньше воды с каждым годом!». Я подумал: «Общипали бедную падчерицу, она и усыхать стала». Раньше, говорят старики, и центр был там — на левом берегу, там была цивилизация и жизнь, а теперь только пустые бараки. А на верфи что? А на верфи, представьте себе, пилорама теперь работает вроде бы: лес-то валят вокруг! Вот такие вещи рассказали мне местные старожилы в канун качугского фуршета. Фуршет был хорош, но мы с Мишей не стали дожидаться «развития событий», а просто поехали дальше — в Жигалово.

СКВОЗЬ БЕЗДНУ ВРЕМЕН

Иркутск - Качуг - Жигалово

Гостиница Качуга не радует глаз

Иркутск - Качуг - Жигалово

18-й километр. Шишкинские Писаницы — памятник мирового значения


Во второй половине дня дождь в Качуге разошелся не на шутку. Выехали на трассу — впереди 130 километров до Жигалова. Сразу за Качугом асфальт сменился хорошей грейдерной дорогой, отсыпанной качественным материалом, не дающим грязи. Дорога пошла вверх, обходя «кочог» — большую излучину с прижимом, уводящую Лену на север. Тягун визуально тянулся километра на три. В середине горы слева между деревьев мы увидели проблески реки и остановились посмотреть панораму. Виды открылись действительно стоящие: справа живописная излучина реки, вокруг сопки, слева далекая дельта Анги и Манзурки, в которой лежит поселок Качуг. Почему-то именно вот такие виды просторов нашей родины вызывают в моем сердце наибольший отклик. Дальше ехали с десяток километров по тайге, вдали от речки, затем дорога стала спускаться вниз, и впереди вновь блеснула река. Спустились с горы и на 16-м километре от Качуга, прямо над излучиной реки, проехали довольно опасный крутой правый поворот с наклоном полотна дороги в сторону реки: в таких местах небезопасно зимой. За поворотом дорога спустилась к самой реке, и мы увидели уходящую вдаль череду утесов из красного песчаника. Такие красные песчаники я видел на фото в каньоне Колорадо...

Иркутск - Качуг - Жигалово

И 25 тысяч лет назад эти камни были такими же

Справа у дороги (18 км от Качуга) — щит с информацией: «Шишкинские писаницы». Памятник истории и культуры мирового значения. Охраняется государством». В распадке под самой горой стоит двухэтажный домик археологической базы. В поселке накануне нам сказали, что здесь живет местный поэт и писатель Александр Никифоров, который и охраняет Писаницы. Это наскальные рисунки древнего человека. По оценке академика В.П. Окладникова, шишкинским писаницам около 25 тысяч лет — это так называемый палеолит — древний каменный век, т.е. то время, когда люди еще не знали металла, охотились и трудились с каменными топорами в руках. Мы с Вадимычем проехали с километр вдоль утесов и остановились, увидев на обочине белый минивэн: подумали, что раз здесь люди, то, возможно, и рисунки где-то здесь есть. От дороги к подножию утесов пришлось подниматься несколько метров по скользкой от дождя осыпи, покрытой мокрой травой. Я бочком стал пробираться вдоль скалы, общая высота которой была на глаз метров 15-18, и рассматривал поверхность красного камня, пытаясь увидеть писаницы. К несчастью, я видел только отвратительное «творчество» наших современников и соотечественников. Из «шедевров» наскального вандализма мне запомнились следующие образцы: «Паша Forever!», «ДМБ-78», «Зайка, я тебя люблю». И тут я увидел: прямо передо мной был высечен лось, не нарисован, а высечен — ведь это палеолит! Я закричал Вадимычу: «Микага, я нашел его!».

После лося я нашел еще много всяческих зверей, в том числе и совершенно замечательного оленя с ветвистыми рогами. Я думал: «Вот я сейчас здесь стою с цифровой камерой, а 25000 лет тому назад здесь стоял парень в звериной шкуре, с браслетами из клыков саблезубого тигра, бил камнем по камню, создавая это вечное искусство. Вот кто forever-то, а не Паша какой-то вовсе. Только жаль, что мы не знаем имени того первородного художника». И еще я вспомнил о том, что есть множество эзотерических источников, говорящих о том, что на нашей Планете было много цивилизаций — от 6 до 9! Цивилизации развивались, загнивали и гибли как перезрелые плоды. Погибли ли иные расы людей от ядерных или подобных им войн, или погибли они от мировых катаклизмов, когда сама Планета, подобно лошади, стряхивающей надоевшую мошку с крупа, избавилась от неправедной поросли. Именно мысли о вечности, об огромной пропасти времени, об ушедших людях и цивилизациях охватывают, когда видишь творенья тех, кого уж нет. И когда наша раса погибнет, пройдут сотни миллионов лет и возникнет новая цивилизация, и вновь какой-то парень в звериной шкуре будет рисовать на скале оленя. Я пошел вдоль скалы дальше и увидел явно сколотый древний рисунок — фрагмент какого-то зверя, поверх был нацарапан современный «шедевр». Что нужно для того, чтобы люди стали задумываться о своем пути, об опыте давно ушедших предков, ценить творенья их духа? Неужели ядерная война или мировое цунами нужно для этого? А может быть, уже поздно? Может быть, мы уже живем после последней ядерной войны? Я проговорил вслух: «ЕСТЬ ЛИ ВРЕМЯ ЕЩЕ?». Михаил Соловьев сказал: «НЕТ. ЭТО БЕЗВРЕМЕНЬЕ!».

БЕЗВРЕМЕНЬЕ

Иркутск - Качуг - Жигалово

Километрах в 20-ти дорога от Жигалово переходит на левый берег

Иркутск - Качуг - Жигалово

Сразу за писаницами дорога сделала зигзаг в гору — типичный тещин язык. Мы ехали дальше, а дождь поливал все сильней. Часто попадались встречные «хлыстовозы», заливающие наше лобовое стекло красной грязью. Разговор шел о том, что писаницы долго не проживут: их люди «интеллектуальной» эры уничтожают каждый день. Через пару километров от памятника истории проехали через большую брошенную деревню Шишкино, по имени которой и названы писаницы. Зрелище ужасное — «пустоглазые» покосившиеся дома. Через десяток километров красных утесов горы ушли вправо, и дорога вышла на широкую пойму. Впереди, в пелене дождя, замаячила пятикупольная церковь. Это Верхоленск (~30 км от Качуга), а храм называется Вознесенский. Влево, через Лену, уходит понтонная переправа — дорога к деревням по реке Куленге. Сейчас Верхоленск — это простой дремучий поселок, а некогда Верхоленск был уездным городом! Да, уезд был Верхоленский, а не Качугский! Сам Верхоленск поставлен казачьим пятидесятником Мартышкой Васильевым еще в 1641 году — намного раньше Иркутска. Где найти официальный сайт олрайт казино среди многих других дублей и зеркал? Тогда, кстати, пути освоения этих просторов продвигались с запада на восток: казаки пришли на Лену с Енисея. Только при советской власти статус Верхоленска сменился, райцентром стал Качуг — теперь пути проходили с юга на север. Даже не верится, что здесь был город: вид с дороги, проходящей по берегу Лены на Верхоленск — линейную тоскливую деревню — сразу берет шершавой рукой тоски за сердце... Какая-то тяжелая судьба у всей этой округи: город стал деревней, а окружающие деревни вообще погибли. Сказал об этом попутчику, а тот вторил свое: «Безвременье. Видимо, люди, которые тут жили, наскребли на свой хребет!». Воля самих людей приводит либо к краху, либо к процветанию. Я вспомнил, что читал о том, что в Верхоленске жили в ссылке очень многие видные марксисты, а сам Дзержинский совершил отсюда побег, находясь на этапе в Вилюйск, вроде бы убив конвоира. А вот знаменитый марксист Николай Федосеев, учитель самого Ленина, здесь вроде бы почему-то, наоборот, повесился!

Иркутск - Качуг - Жигалово

Заокеанский «Конек-горбунок» успешно ходит по нашей грязи, особенно на полном приводе

Иркутск - Качуг - Жигалово

Главная улица Жигалова. К обочине лучше не парковаться

Иркутск - Качуг - Жигалово

Здание администрации среди луж и грязи

Дальше, за Верхоленском, брошенные деревни пошли сплошной чередой. Только в паре из них мы видели жилые дома с занавесками на окнах. Как, должно быть, неприютно и одиноко жить людям посреди пустоглазой вымершей деревни! Куницино, Козлово, Коркино, Петрово — мир без людей на десятки километров, словно после цунами или прохода радиационного шлейфа! Михаил, словно ковыряя у меня в сердце, повторил свою коронную фразу. От Верхоленска долина реки стала шире, гор меньше, но, видимо, потому, что подстилка в пойме стала мягче, дорога пошла более ухабистая. Я осознал, что ехать на «Широком» по плохой дороге комфортно: фактически не хуже, чем на Land Cruiser 80. Пожалуй, только одно не в пользу джипа: ходы передней подвески невелики и пробои случаются чаще. Но это можно настроить подбором упругих элементов подвески — пружин и амортизаторов. Если скорость «выкатывается» за 90 км/ч, то корма джипа начинает плавать на поворотах, а на скоростях до 80 км/ч джип «пишет» любые повороты.

На 73-м километре от Качуга встретили стелу «Жигаловский район», и дорога стала хуже на порядок! Где бы я ни был в родных весях, а всегда одно: меняется район — меняется дорога! «Отмахав» больше сотни километров по пойменным лугам, увидели впереди переправу — металлический понтонный мост, и остановились осмотреться. По карте от этого места до Жигалова 20 километров. Красивая излучина с широким лугом, только дождь все портит. Джип покрыт снаружи красной ленской глиной, как из пульверизатора! Тронулись. Я недооценил глубину перепада на аппарели понтона — мокрое железо блестит неверным отсветом — и получил пробой передней подвески.

АППЕНДИКС?

Иркутск - Качуг - Жигалово

Куницино, Тюменцево, Козлово... всюду заброшенные дома

Иркутск - Качуг - Жигалово

32-й километр. Верхоленск — бывший уездный город


Перевалили пологую сопку и вдруг попали на асфальт! Дорога пошла вниз, и впереди стала видна высокая поперечная сопка: расстояние от Качуга 129 км — вот уже видны далекие постройки Жигалова. На въезде в поселок куда-то в сторону идет раскатанная до невозможности «в сало» грунтовая дорога, жидкая от дождя. «Ура! Вот здесь мы испытаем джип на проходимость!» — решил я.

Съехали в грязь и проползли по грунтовке километра два в сторону от поселка и обратно: супер! Джип не буксовал ни разу, а вот я, выйдя наружу, чтобы сфотографировать машину, сразу упал: хорошо был на краю дороги и уперся руками в траву, а то бы плюхнулся в грязищу! Попробовали включить 2WD, и Миша поездил передо мной туда-сюда: все равно джип едет, ведь в заднем мосту LSD — он не дает забуксовать одной стороной. Только из-за запаздывания блокировки корму таскает вправо и влево. В общем, испытания удались: джип обладает изрядной проходимостью при движении «по салу». После «покатушек» въехали в поселок. Впечатление удручающее: по обочинам главной улицы грязь, дома неопрятные, как-то все бесприютно выглядит. К слову, в тот же дождь Качуг на порядок более прилично выглядит как поселок. Вокруг здания Жигаловской администрации огромные лужи — тут лучше в резиновых сапогах! Напротив школа — тут получше, грязи нет — лежит асфальт. Стал искать людей: с десяток отказались разговаривать с корреспондентом, и лица у всех какие-то неприветливые, или с похмелья? В самом центре поселка есть дома с пустыми провалами окон. Я сказал Михаилу: «Безвременье! Перед кем ты тут на гитаре играть будешь, отец родной?». Ответ был таким: «Ты что, про Ковыкту не слышал? Тут где-то толпы нефтяников и газовиков окопались, будем искать!».

Иркутск - Качуг - Жигалово

Церковь — лучшее, что мы увидели в Жигалово

Иркутск - Качуг - Жигалово

Районная больница постройки 1929 года

Иркутск - Качуг - Жигалово

Школа искусств, построенная Русиа Петролеум

У магазина на противоположной стороне улицы разговорились с человеком: все-таки нашелся нормальный жигаловец, кто может поговорить с приезжими людьми. Жаль только, что пожелал остаться инкогнито. А человек приятный — фермер согласился на нашу просьбу показать поселок и помочь найти нам гостиницу. Удивительно подкован: сказал, что поселок назван по имени крестьянина-переселенца Якова Жигалова, поставившего здесь первую избу в 17-м веке. На сегодня ничего хорошего в Жигалово нет вообще, у всех кругом проблемы, неплатежи, у него самого тяжба судебная за участок земли. В прошлом году здесь была голодовка и в этом тоже: коммунальщикам зарплату не платят. Пьянство повальное и безработица. В прошлом году (или позапрошлом — не помнит точно) выявили в Жигалово двух матерей-детоубийц.

Стоп, стоп, стоп... Вот этого нам не нужно. А есть в поселке что-нибудь хорошее? Говорит, что есть: заработала судоверфь. Как же так, ведь Лена обмелела, как мы знаем? Оказывается, судно первое сделали для Байкала и увезли его в разобранном виде в Листвянку по дороге! Сейчас на судоверфи уже более 200 человек работают и строят несколько судов сразу — все для Байкала. За разговором подъехали к гостинице, и я пошел узнать что к чему. Результат отрицательный: гостиница на замке, а прохожие не знают, где и кого искать. Поехали дальше — к газовикам — у них своя гостиница. Фирма называется «Стройтрансгаз», в гостинице нам сказали, что это исключительно для работников. Вывод невеселый — ночлега в Жигалово мы не нашли! Приняли решение посмотреть поселок, благо гид хороший попался, да и возвращаться к ночи в Качуг — там база, там жизнь!

Иркутск - Качуг - Жигалово

Ведется прокладка газопровода к котельной

Вернулись в центр поселка, а по пути остановились у обочины: я увидел, как механизированная бригада роет траншею и укладывает трубы — решил узнать о процессе. Оказывается, уже почти готов газопровод от Ковыкты к Жигалово, и сейчас строятся газораспределительные сети в поселке: будут газифицированы все котельные поселка, а далее все индивидуальные потребители. ВОТ ОНО: НАЧАЛАСЬ ГАЗИФИКАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ! Это как раз то, чего так долго ждали от пресловутой Ковыкты и от компании ВСГК. Кстати, поселковые сети строит Екатеринбуржская компания — они выиграли тендер. К декабрю Жигалово получит газ! Я сказал нашему экскурсоводу: «Вот видите, как здорово, а вы говорите, что тут ничего хорошего!». На это мне был дан ответ: «Газ газом, а жизнь-то хреновая — денег нет ни на что в районе. Больница и та — розвалень 1929 года постройки с одним хирургом на весь район! Медвежий угол у нас тут. Аппендикс, одним словом. Не верите? Не то что медвежий, а волчий: в прошлом году я волка добыл сразу за забором своего дома — в пяти метрах. Мужики говорят, поедем на охоту? А я им: зачем, я и тут волка добыл!». А насчет аппендикса все-таки как же, а Ковыкта? Действительно, до Ковыкты, как оказалось, уже пробили приличную дорогу — километров 120, даже на легковой машине можно проехать. А дальше? И дальше, оказывается, есть дорога: до Магистрального — это около 300 километров. Вот это да! Я и не предполагал, что через Жигалово можно на БАМ проехать! Все ясно — появляется целый регион интересных таежных маршрутов для «А+С» — так какой же это аппендикс?

Покружив по центру Жигалова дотемна, мы поняли, что жизнь здесь есть, и поехали обратно — ночевать в Качуг. Был просчитан расход за весть крюк Качуг-Жигалово — 14,5 литров на 100 км. Действительно, Соловьев был прав: на «фул-тайме» вышло на литр меньше! Только расходы порядка 15 литров декларируются «Крайслером» для города, а мы получили эти расходы в основном по трассе. Следовательно? Сами понимаете: в городе на «Широком» и 22 литра может выскочить!

Что сказать напоследок? Трудно падчерице, но она не собирается сдаваться! До новых встреч в таежных тупиках!

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 36/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог