Off-Road. Цели и средства (УАЗ - 3303)
Просмотров: 27628
13 Октября 2006

Off-Road
УАЗ - 3303

УАЗ - 3303

УАЗ бортового семейства 3303 более чем своеобразное транспортное средство. Назовите-ка навскидку что-то подобное, выпускаемое за рубежом. С полным приводом и бескапотной компоновкой. Да, есть там LiteAce и прочие Mitsubishi Canter. Но с точки зрения проходимости он, несомненно, единственный в своем роде. Помню, в середине 90-х в прессе как-то проскальзывало восторженное, с приличной долей иронии, мнение каких-то японских инженеров, впервые увидевших эту модель. Дескать, стране, производящей такие автомобили, дороги, в общем-то, и без надобности. Тем временем, в Японии есть всего лишь один владелец УАЗика, да и то в несколько иной модификации. Ну, а у нас спрос на эту помесь грузовика, микроавтобуса и тренажера «наши руки не для скуки» традиционно, если и не высок, то, во всяком случае, показательно стабилен.

УАЗ - 3303

Ульяновский интерьер, конечно, не вино, однако «выдерживается» он вот уже полвека

Кто в твердом кулацком хозяйстве в состоянии нести на своих плечах неподъемную колхозно-строительную ношу? Не мягкотелые же «Хайсы» или «Брауни». А тут подстучал кувалдой, подтянул ключом и можно хоть пахать, хоть сыпучие стройматериалы возить. Но есть в профессиях бортового УАЗа еще одна, раскрываемая при определенной доле хозяйской выдумки. Помыл кузов после песка-цемента, бросил кариматы-спальники, и готово превосходно-ровное спальное место, которое можно улучшить устройством крыши над головой и печки в импровизированном кунге. А ежели еще кое-какие подготовки по ходовой части провести, то из обычного сельскохозяйственного «бортовика» может получиться настоящий многоцелевой универсал.

УАЗ - 3303

Бортовой 3303 таких мостов никогда не видел

УАЗ - 3303

«Раздатка» висит довольно низко и ничем не прикрыта. А то, что вся в подтеках, так это обычное дело

Об УАЗике владельцы представленного здесь внедорожника, глава семьи Александр Иванович Анохин и его внук Максим, сперва не думали. Любителей автономного отдыха на машине грела мысль о покупке ГАЗ-66. Таковой даже был найден. Причем в составе двух экземпляров, один из которых предлагал неплохое состояние, но не имел документов, а второй, наоборот, прельщал законностью, но был едва ли не полностью разрушен. И оба отдавались за минимальную по тем меркам цену. Однако осуществить желаемое помешала слабая половина семьи, задавшая два резонных вопроса — где хранить и чем кормить? В итоге от мечты пришлось отказаться в пользу чего-то более приземленного со всех точек зрения. И выбора тут не стояло — только УАЗ-3303.

Найти ульяновский грузовичок оказалось труднее, чем «шишигу». В течение продолжительных поисков удалось отыскать лишь один порядком уставший в процессе трудовых будней образец. Машину 1994 года тогда еще в младом десятилетнем возрасте к себе тащили на буксире. Навесное оборудование, при живой поршневой группе, можно сказать, практически отсутствовало. Карбюратор смесь уже не готовит, система зажигания — не зажигает. Но для менее чем двух тысяч долларов, которые отдали за этот недвижимый аппарат, такой его жизненный тонус был вполне нормальным. Что называется, машина за свои деньги.

УАЗ - 3303

Без лебедки — никуда

УАЗ - 3303

УМЗ-417 не самый лучший вариант для грузовичка, тем более с хорошей проходимостью

УАЗ - 3303

Кабина поднималась с помощью 5-см проставок

Первое, что сделали — естественно, довели автомобиль до состояния «живи — не хочу». В подобном виде он хоть и смог отвечать многим предъявляемым к нему требованиям, однако, с точки зрения расширенных возможностей, все же представлял собой недоделку советских времен — некомфортную и не столь как того хотелось бы проходимую. Тем временем, близкие родственники на тот момент уже были активными протекторовцами, а это обстоятельство не могло не влиять на расстановку ездовых акцентов.

Что можно получить из всего лишь бортового трудяги, коему его инженеры-конструкторы отвели роль фермерского помощника пускай и с внедорожным уклоном? Учитывая технические ретро-решения, очень многое!

Впрочем, 3303 это не какой-нибудь 31519. Некоторые конструктивные особенности не дают так же легко осуществить лифт, как на капотной модели. Между тем, off-road апгрейд виделся не менее чем на уровне известных в регионе законодателей внедорожной моды. А это предполагало установку хотя бы 35-х колес, что в свою очередь обязывало создателей провести иные нехарактерные для капотного УАЗика процедуры.

Собственно, подкатить под раму портальные мосты, никогда на бортовую модель не устанавливавшиеся, однако сразу обеспечившие начальный уровень лифта, было делом простым. Установить между ними и пакетами рессор 2,5-сантиметровые бруски-проставки — вообще плевым. Деревянный кузов уже перестал мешать 35-му колесному размеру. Но что-то надо было делать и с кабиной. В заводском варианте ее низ навевает ассоциации с кольцевым болидом. Этакий обвес, непонятно для чего чересчур сильно прикрывающий колеса. Да, железа в нашей стране всегда было много. Теперь вот пришло время от него избавляться.

УАЗ - 3303

Одну из сошек пришлось поднимать на 8 см в высоту...

УАЗ - 3303

...вторую — выгибать

Можно было, конечно, кабину просто поднять, что и сделалось с помощью проставок на этот раз высотой в 5 см. Однако указанный размер не дал колесам достаточного пространства в арках. А большая высота уже не гарантировала устойчивости в движении. Так что те 12 «кастрированных» сантиметров, начиная от дверного порога, надо считать не просто вынужденной мерой, но самым оптимальным из возможных решений.

Компоновка cab over engine обусловила еще один нехарактерный для капотных «ульяновцев» предмет спора между лифтом и заводской неприкосновенностью. Пришлось довольно кардинально перерабатывать рулевое управление. Как известно, редуктор в этой модели «висит» едва ли не на самом краю рамы и связан с поворотным кулаком небольшим валом. А с ним в свою очередь — двумя сошками. Так вот первую — вал-редуктор — пришлось перегибать. А вторую — вал-кулак поворотный — ставить на 8-сантиметровую проставку дабы поднять ее над рессорой.

УАЗ - 3303

Боковые баки заменены на один 120-литровый, установленный над рамой

На этом переоборудование рулевого управления не закончилось. Впереди, как самый главный атрибут комфорта и, в не малой степени, помощник на бездорожье, маячил гидроусилитель. Считается, что его установка на ульяновские микроавтобус и грузовичок сопряжена с серьезными трудностями и в кустарных условиях практически невозможна. Уазовские конструкторы и вовсе заявляют (сам слышал) о том, что такие «самодельные аппараты» нельзя выпускать на дороги общего пользования. Конечно, все это лишь признание собственной инженерной и финансовой немощи. Но у нас как в off-road среде, так и меж простых владельцев «таблеток» и «головастиков» адаптация «гидрача» стала как само собой разумеющееся.

Перед нашими же героями встал вопрос денег. Родной ульяновский насос, называемый в народе «поросенком», как выяснилось, стоит непомерно дорого. А вот газовский — от вожделенной «шишки», пускай и бэушный — вчетверо дешевле. Установка не стала камнем преткновения, да и «рулится» 3303 теперь вполне адекватно.

Оборудование автомобиля силовыми бамперами спереди и сзади (передний еще и играет роль защиты для исполнительной части гидронасоса), крепление дуги под люстру, установка лебедки, создание оригинального шноркеля с выносом воздушного фильтра, изготовление бэд-локов — в свете процедур, описанных выше, это стало настоящей внедорожной прозой. Хотя и нельзя не сказать, что буквально все работы проводились исключительно силами владельцев. Разумеется, не могли они себе отказать и в сборке жилого отсека, который сейчас нивелирует преимущество палаток и стационарных «выходных» мест жительства.

В целом можно сказать, что получилась весьма универсальная машина, сочетающая в себе достоинства микрогрузовичка, внедорожного средства для off-road развлекаловки и кемпинга, на котором можно добраться в самые труднодоступные места отдыха.

УАЗ - 3303

Не идеальная развесовка и небольшие ходы подвесок приводят вот к таким гимнастическим фигурам

Правда, здесь я позволю себе отметить некоторые тонкости, отличающие бортовой УАЗ от традиционных моделей. Так, автомобиль достался с «нестандартным» мотором УМЗ-417. Имея объем 2,4 литра, он мало уступает в мощности 2,9-литровому ульяновскому агрегату. Достаточно вспомнить, как этот «головастик» порвал на импровизированном «драге» во время Первого off-road фестиваля равный по силам Toyota Land Cruiser 70 с 2L-T. Но «лошади» и ускорения оставим гэтэшникам, а в иной, полярной специфике эксплуатации, гораздо важнее крутящий момент и его получение на минимальных оборотах. С этим у 417-го не все в порядке. Хотя его и нельзя назвать крутильным, старая «моментная» «четверка» более приемлема.

Далее — развесовка. В порожнем состоянии она у 3303 так же далека от идеала, как его конструктив от нынешних тенденций джипостроения. В сущности, приличная часть тех 1700 кг, что составляют снаряженную массу, сконцентрирована над передней осью. Когда в кузове нет кунга, проходить пересеченку надо с осторожностью. Многие помнят тот кульбит, который на глазах изумленной публики осуществил другой бортовой УАЗ, попытавшийся спуститься в китойскую пойму на ангарском джип-спринте. Между тем, он был на стандартных колесах. А здесь как-никак 35-й внешний диаметр. Попытка проехать по довольно безобидным ухабам привела к тому, что автомобиль ухнул «в пропасть» передком и конкретно вывесил одно из задних колес. Причем с претензией на вывешивание и второго. Так что в целях безопасности покорять целину желательно с балластом в кузове. А лучше с кунгом.

Наконец, «гимнастом» УАЗ-3303 назвать трудно. Не хватает ему растяжки. «Ножку» тянет он мало и неумело. 13-листовые рессорные пакеты, знаете ли, не располагают к большому диагональному вывешиванию. Однако их удаление в данном варианте неуместно. Ведь это грузовик.

Нет, это универсал. И как у любого многоцелевого инструмента каждое из его качеств чуточку принесено в жертву другому. Но по-иному не выходит.

Между тем, владельцам-создателям 3303 уже не хватает. Дело в том, что два года работы и убеждений сделали свое дело — прекрасная часть семьи готова положить бюджет на алтарь лучшего подсобного трудяги. Да и разросшееся хозяйство требует иного работяги. Так что вопрос о покупке «шестьдесят шестого» решен.

Максим МАРКИН
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 36

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог