Как часто после разговоров с представителями иркутских аукционных фирм и продавцами с авторынка в Рабочем возникает мысль о двух разных Япониях! Первая богата и здорова в вечном цветении сакуры, вторая давно сделала харакири под натиском кровожадных якудза, жуликоватых пакистанцев и русских отморозков. Соответственно, и горячо любимый нашим народом праворульный секонд-хэнд, прибывающий в Иркутск как будто цивилизованным аукционным способом и по старинке, частным порядком с рынков Приморья и флажковых стоянок, также произведен и эксплуатировался в разных Япониях. Первые машины сплошь имеют красивые аукционные документы с авторитетной оценкой и состоянием «муха не сидела», вторые столь же массово и криво лечились после неприятностей техногенного и природного характера. А потом вдруг вспоминаются «косяки» аукционщиков и, наоборот, долгая и беспроблемная эксплуатация купленного в Рабочем как будто бы хлама, и граница между двумя Япониями тотчас размывается.
Так что есть аукционная и рыночная торговля — два совершенно обособленных и противоборствующих направления или две стороны единого потока second-hand? Ответы на этот и многие другие вопросы может дать только очная ставка за круглым столом, где аукционщики и продавцы из Рабочего, глядя друг другу в глаза, озвучат и аргументируют собственные позиции. Но увы, стройные ряды цивилизованных иркутских аукционщиков в преддверии встречи в редакции «Автомаркета» подкосила эпидемия срочных дел — еще накануне полностью подтвердившие свое участие в историческом споре «кто лучше», внезапно не смогли почтить нас своим присутствием. Что же, аргументы в духе «А кто там будет? Ой, тогда мы не сможем, на нас как раз свалилась куча неотложных дел», или «Мы не уверены, что среди наших сотрудников найдется человек, способный ПРАВИЛЬНО ответить на ваши вопросы», позволяют трактовать поведение аукционных фирм как угодно, но только не как их уверенность в собственной правоте и отсутствие необходимости это доказывать. Тем не менее, и даже вопреки обстоятельствам, разговор все-таки состоялся. Нашими собеседниками сегодня стали Евгений Ли из компании TOKUSO Motors, имеющей богатый опыт как рыночной, так и аукционной торговли, и Сергей ПЯтаков из СТО «Технопарк», не понаслышке знакомый с техническим состоянием и «цивилизованных», и «барахольных» автомобилей.
Так что же представляет собой деятельность аукционных фирм и продавцов из Рабочего — «идеал» на заказ и хлам для свободной продажи?
TOKUSO Motors:
! Наверное, не следует проводить столь четкие границы. Сегодня каждый из способов покупки автомобиля имеет свои преимущества и недостатки, а рыночная и аукционная торговля являются по сути двумя сторонами одной медали. Просто одни люди готовы платить деньги даже не столько за виртуальный автомобиль, сколько за информацию о его «родословной», а затем 1,5-2 месяца ожидать его прибытия. Вторая категория покупателей ничуть не менее требовательна, но привыкла платить деньги за «живую» машину, а не полагаться только на сведения, ставшие известными оценщику с далекого японского аукциона. Более того, клиенты аукционных фирм — люди, как правило, довольно въедливые и дотошные, а их запросы и требования к автомобилю second-hand могут поставить в тупик даже персонал шикарного дилерского центра, тогда как покупатели в Рабочем зачастую неплохо ориентируются в рыночных тенденциях, а то и вовсе приходят за конкретной моделью.
«Технопарк»:
! Справедливости ради следует отметить, что не все покупатели столь хорошо подкованы технически — известны случаи, когда решающим фактором в выборе автомобиля становился (особенно это касается женщин) необычный или просто яркий цвет. Опять же, покупка автомобиля в одиночку — сегодня скорее исключение. Как правило, потенциальный покупатель, если он мало смыслит в технических особенностях и состоянии японских машин, приводит с собой более или менее знающего человека, а перед покупкой нередко привозит машину на диагностику всех узлов и агрегатов. В целом же могу сказать, что техническое состояние порядка 85% автомобилей, прибывших в Иркутск «аукционным» путем, не вызывает опасений, тогда как многим машинам «только что из Рабочего» обязательно требуется чистка топливной системы, замена приводных ремней и сальников.
Получается, скрыть дефект конкретного, находящегося перед глазами автомобиля все-таки легче, чем подсунуть ему аналогичные «дрова» непосредственно с аукциона?
«Технопарк»:
! Не совсем так, хотя сегодня мастерство «серых жестянщиков» находится на довольно высоком уровне. Наспех закиданные шпаклевкой, крашенные из баллончика кузовные детали уходят в прошлое, но сам принцип такого ремонта, когда во главу угла ставится придание машине «продажного» вида, а не реальное устранение проблем, остался прежним. Недавний пример — Toyota Kluger V 2002 года выпуска, за которую продавец запросил немалые $25000. Осмотр машины на нашей СТО выявил смещение левого лонжерона более чем на два сантиметра, неисправность датчика ABS переднего левого колеса и даже деформацию крыши. Проще говоря, в прошлой жизни автомобиль подвергся сильнейшему удару в переднюю левую часть кузова, но при продаже внешне выглядел как только что сошедший с конвейера. И с соответствующим ценником на лобовом стекле… К сожалению, мы не располагаем статистикой по общему состоянию автопарка в Рабочем, тогда как среди аукционных машин серьезные дефекты встречаются примерно в каждом пятнадцатом автомобиле. Повторюсь, дефекты скрытые, чаще агрегатные — внешне все «беспробежные» машины выглядят идеально.
TOKUSO Motors:
! Почему-то принято считать, что автомобили, приобретаемые посредством аукционных фирм, сплошь беспроблемные и в состоянии, близком к идеальному. Конечно, откровенную рухлядь на торги никто не выставит, но ведь такой автомобиль и в Рабочем сложно будет выдать почти за новый. И пресловутый аукционный лист с проставленным в нем баллом, воспринимаемый многими как истина в последней инстанции, на деле не более чем информация, ставшая доступной для сотрудников японского аукциона. Всей полноты картины она не отражает, да от нее этого и не требуется. Что-то оценщик видит сам, что-то дополняет данными из сервисной книжки. При отсутствии таковой часть данных (в частности, пробег) может быть подвергнута сомнению, в таком случае делаются специальные отметки, но не факт, что общий балл заметно пострадает — все-таки решающее значение имеет общее состояние машины. А что уж там в реальности с автомобилем случалось — это дело десятое, second-hand как-никак. К тому же всякий аукцион готов в трехдневный срок после продажи авто принять претензии по несоответствию машины заявленной оценке и наличию скрытых дефектов. Сами понимаете, для этого требуется, чтобы до отправки в Россию представители аукционной фирмы успели провести тщательную ревизию купленного автомобиля и, если появились подозрения, успели оформить претензию. У нас же такая забота о клиенте если и встречается, то ой как нечасто… Аналогичная ситуация с сервисными книжками, которые по пути от аукционной площадки до конечного заказчика принято «терять» — документ этот, если его наличие отмечено в аукционном листе, должен находиться в машине. Впрочем, в некоторых случаях (как правило, чтобы при прохождении таможенной очистки из салона не «вычистили» чего лишнего) сервисная книжка отправляется почтой, нередко вместе с предусмотрительно снятой дорогой «музыкой». Но ни о каких потерях и полугодовых задержках в прибытии этого документа речь идти не может.
Хорошо, но как быть с самими аукционными листами? Говорят, что изготовление такого документа в Приморье уже поставлено на поток, и продолжающийся скандал с несоответствием данных у одних и тех же машин, предлагаемых двумя крупными аукционными компаниями, лишнее тому подтверждение.
TOKUSO Motors:
! О том, что Photoshop и прочие графические редакторы способны творить чудеса и даже полностью заменять собой реальных японских оценщиков, известно давно. Да, один и тот же автомобиль в статистике компании «А» может иметь твердую «четверку» и 50 тысяч пробега, фирма «Б» предлагает его же, но только в качестве пятибалльного и с пробегом каких-то 30 тысяч, в то время как первоначальной отметкой в аукционном листе значились пробег далеко за сотню и оценка «от R до нуля». Увы, такое время от времени случается и в иркутских аукционных фирмах, да и как устоять перед соблазном, если возможности клиента увидеть своими глазами «ту самую», внутрияпонскую информацию, практически сведены к нулю.
В последнее время ходят упорные слухи, что аукционная система USS намерена резко ограничить доступ к своей статистике. Означает ли это, что теперь «рисовать» аукционники можно будет совершенно безбоязненно, или количество аукционных фирм сократится?
TOKUSO Motors:
! Сложно сказать, но пока доступ в систему USS не претерпел никаких изменений. Он по-прежнему открыт для всех, кто имеет пароль, и позволяет отследить статистику ближайших торгов во всех аукционах системы. Теоретически, закрытие такой информации способно нанести серьезный удар по расплодившимся аукционным фирмам, оставив на рынке не более одной-двух крупных компаний. Впрочем, USS — далеко не единственная аукционная система, и у фирм всегда будет возможность приобретать автомобили в других местах. Что же касается «корректировки» данных аукционных листов, то вряд ли стоит ждать большего или меньшего распространения этого исключительно российского ноу-хау — те, кто сегодня позволяет себе подобные эксперименты с клиентурой, будет и впредь продолжать их, а те, кто и сейчас предпочитает работать честно, останутся на своих позициях.
«Технопарк»:
! Иркутск вообще своеобразный город. Не раз справедливо подмечено, что распространение того или иного вида деятельности носит здесь характер эпидемии. Скажите, где еще можно встретить такое количество шиномонтажек или СТО по замене масел? Более двух десятков аукционных фирм — это как раз из той же оперы. Объяснить это с точки зрения здравого смысла нельзя, и хотя Иркутск на роль законодателя моды явно не тянет, все-таки подобные массовые вспышки — не более, чем дань какой-то странной моде. Как, например, волнообразные любовные позывы к определенным автомобилям — Caldina, RAV4, Forester, Ipsum и тому подобным. Сейчас вот очень модной становится Toyota Ist — с технической точки зрения автомобиль не стоит и половины запрашиваемых за него денег, однако ж модный, и все тут. Люди готовы платить. С аукционными фирмами то же самое: хотят наши люди за свои $10-15 тысяч выглядеть круто и до невозможности цивилизованно, с чувством собственного достоинства ковыряясь в праворульном секонд-хэнде — пожалуйста, вот вам всестороннее удовлетворение любых амбиций! Между тем, закон «9/10» никто отменить не в состоянии — из десяти покупателей только один приобретет по-настоящему качественный и дорогой автомобиль, остальные девять ограничатся в большей или меньшей степени бюджетными вариантами. Что же до «рисования» аукционных листов — так к настоящему аукционному бизнесу это не имеет никакого отношения, хотя и отбрасывает заметную тень на всех аукционщиков. Жаль, никто из них сегодня не рискнул принять участие в нашей беседе, чтобы прокомментировать ситуацию. Впрочем, «Автомаркет» этой темы уже не раз касался…
Верно, чем прибыльнее бизнес, тем чаще и сложнее приходится отделять его нормальную, так сказать, составляющую, от мошенничества и откровенного криминала. И если отбросить все «темные» стороны аукционного дела, то из чего конкретно складывается цена автомобиля? И неужели фирмы за свои заявленные $200-300 комиссии (дружный смех в редакции) действительно готовы привезти хорошую во всех отношениях машину?
TOKUSO Motors:
! Когда вы покупаете автомобиль на рынке, вас интересуют только три вопроса: его техническое состояние, эксплуатационные характеристики и цена, которую вы готовы за все это заплатить. Если все параметры вас устраивают, а предложенная продавцом цена не кажется чрезмерной, не все ли вам равно — где, когда и за сколько он купил этот автомобиль, и сколько намерен положить в собственный карман после сделки с вами? Однако есть категория людей, считающих, что мир крутится вокруг них, и все самое лучшее должно доставаться им с минимальными издержками. Для них, привыкших копаться в любой цифре и несколько раз проверять справедливость каждой запятой, и появилась так называемая «комиссия фирмы». Дабы показать, что никто с них и одного лишнего доллара не возьмет. Хотя что значит «лишнего»? Стоимость аукционных автомобилей не всегда и, как правило, ненамного выше выставленных в Рабочем (плата за «прозрачность» истории), но нередки случаи, когда обращение в аукционную компанию сулит и экономию средств по сравнению с рыночной покупкой. Конечно, с учетом полуторамесячного ожидания самой машины. Что до приснопамятной комиссии, то хоть само понятие и изжило себя, кое-кто на такой трюк все еще покупается. Ничего не поделать, это право каждого, хотя разница между «комиссией» и «реальной прибылью фирмы» более чем существенная. Впрочем, это уже совсем другой вопрос. В целом же преимущества аукционщиков сводятся к тому, что от момента покупки на аукционе до сдачи машины клиенту ее ведет одна фирма, и все операции на промежуточных этапах (погрузка-разгрузка, таможня и пр.) выполняются «своими» людьми, а то и вовсе штатными сотрудниками. А чем меньше посредников, тем ниже накладные расходы и, соответственно, ниже должна быть конечная стоимость машины. Между тем, сегодня и частные иркутские продавцы, и приморские компании также активно идут по пути сокращения «промежуточных звеньев», что снижает стоимость автомобилей и в этом сегменте рынка.
«Технопарк»:
! Согласен, нередко аукционная фирма способна предложить менее «кусачий» по стоимости вариант. Простой пример — MMC Pajero последнего поколения, который через аукционщиков реально купить за $21-22 тысячи, тогда как в Рабочем цена на аналогичную машину начинается с $23000-24000. Вновь мода, пусть и запоздалая, ведь Pajero III для нашего региона уже давно не новинка.
Можно ли по сервисной книжке аукционного автомобиля узнать, обслуживались ли подвеска и рулевое управление, заменялись ли их узлы и детали?
«Технопарк»:
!В сервисных книжках в Японии таких отметок не делают, поэтому некоторые фирмы сразу оговаривают, что за состояние подвески ответственности не несут.
Многие аукционные фирмы дают адрес своего сайта, зайдя на который покупатель может видеть предлагаемые к продаже якобы в реальном времени автомобили и их аукционные листы. А можно ли проверить подлинность этого аукционного листа до покупки автомобиля, или хотя бы уже после его получения.
TOKUSO Motors:
! Нереально. Современные технологии позволяют «изобразить» какой угодно аукционный лист. К тому же подлинные аукционные листы не имеют никакой степени защиты.
Почему автомобили из Японии не бывают «криминальными» и «на угон» их «пробивают» в основном ради формальности, а автомобили из Европы и Америки привлекают большое внимание ГАИ, и среди них огромный процент числящихся «в угоне»?
TOKUSO Motors:
!В Японии, в отличие от Европы и США, автомобили практически не угоняют, и там отлично отлажена система продаж автомобилей на аукционах. Нигде больше, кроме этого островного государства, аукционов нет. Криминальный автомобиль из Японии — это практически нереально.
Если судить по количеству посредников, то автомобили, приобретенные через аукционную фирму, должны быть неминуемо дешевле своих рыночных аналогов. Почему же подобное не происходит в массовом порядке?
TOKUSO Motors:
! Вопрос ценообразования гораздо более многоплановый, чем просто количество входящих в него факторов. Теоретически при прочих равных условиях автомобиль с аукциона, действительно, должен быть дешевле своего рыночного коллеги, но здесь в дело вступают уже совсем иные обстоятельства. Например, для сотрудника аукционной фирмы ничего не стоит объяснить непонятливому клиенту, что приобретенный для него автомобиль, судя по аукционному баллу, стопроцентно находится в лучшем техническом состоянии, нежели «кот в мешке» с авторынка, а потому изначально дороже. Второй момент — все та же мода, когда аукционщик уверен, что популярная сегодня модель станет заведомо «проходной» даже по указанной цене. Третья составляющая того, что аукционная машина далеко не всегда может стать дешевле рыночной — способ ее доставки в Иркутск. Аукционные фирмы давно застолбили за собой «железнодорожное» право, а сегодня стоимость перевозки одного авто в сетке составляет 28500 рублей. Контейнер еще дороже, свыше 36000 рублей, и его использование имеет смысл только при доставке по-настоящему дорогих машин. Частные продавцы, везущие автомобили «самоходом», от таких накладных расходов избавлены, но подобное отнюдь не означает, что привезенный ими автомобиль, даже будучи когда-то восстановленным после серьезной аварии и купленным за копейки, окажется заметно дешевле «среднерыночной» стоимости. Причина — все та же популярность модели. Впрочем, подавляющее большинство выставленных в Рабочем автомобилей имеют на ценниках обязательные магические заклинания «б/п, ж/д». Смысла во многих подобных надписях не больше, чем в «комиссионном вознаграждении» аукционной фирмы, но волшебные буквы, как и мифические $200-300, продолжают охотно восприниматься на веру.
И все-таки, какое будущее ждет и аукционный, и непосредственно рыночный сегмент японского second-hand? Не случится ли всеобщая «цивилизация», или наоборот, полное исчезновение «подозрительных» аукционщиков и возврат к старой доброй барахолке?
TOKUSO Motors, «Технопарк»:
! Делать прогнозы — занятие неблагодарное, однако рискнем предположить, что оба сегмента будут развиваться примерно в той же пропорции, что уже успела сложиться на сегодняшний день. Более того, имеет смысл говорить и о дальнейшей автомобилизации населения и, как следствие, заметном росте всего авторынка. Уже сейчас рынок подержанных автомобилей находится на подъеме, и не в последнюю очередь благодаря широким возможностям кредитования. Те, кто еще вчера и не мечтал о собственном авто, сегодня приходят на рынок и в аукционные фирмы, смело оформляют кредиты и уезжают пусть и не на самых шикарных, но все-таки автомобилях. Те, кто только помышлял о смене машины на более дорогую и престижную, сегодня активно «скидывают» свои автомобили и, благодаря все той же кредитной линии, пересаживаются в авто классом выше. Все движется по возрастающей, и когда один клиент из «верхнего» сегмента рынка second-hand уходит, созрев для покупки нового автомобиля, в нижнем «бэушном» секторе появляются сразу пять потенциальных покупателей японской техники. Что касается общего уровня цен, то кредитная политика и здесь сыграла свою роль — покупательская способность заметно повысилась, и почему бы под такое дело не заработать некое сверхплановое количество «вечнозеленых»? Продавцы на авторынке сделали это совершенно спокойно, тогда как аукционные фирмы в основной своей массе некоторое время еще держали цены на прежнем, докредитном уровне — требовалось «спрятать» неожиданную прибыль в «прозрачных» схемах и программах расчета стоимости авто. Сейчас ценники в обоих сегментах постепенно выравниваются. Все продолжается, как всегда, с переменным успехом той или иной стороны. Так и будет…
Со стороны «А+С» встречу вели Вячеслав СТАРЦЕВ, Алексей СТЕПАНОВ, Анатолий ЯМБАЕВ, Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт № 36
|