|
Десятая Гобийская экспедиция, ежегодно стартующая осенью из Иркутска в Монголию, успешно завершилась. На этот раз маршрут был самым протяженным за всю историю экспедиций, а его преодоление наиболее стремительным — всего за 14 дней. Общий пробег составил 7800 км, из них более пяти тысяч прошло по монгольским дорогам, бездорожью и высохшим сайрам с посещением наиболее экзотических мест в Монголии — барханных песков Хонгорын-Элс, знаменитой среди палеонтологов Нэмэгэтинской впадины, живописных красных каньонов Хэрмэн-Цава на границе Заалтайской Гоби, посещение Долины Озер и озера Тэрхийн-Цагаан-Нуура с древним вулканом Хорго-Уул, горячих источников возле Цэцэрлэга, высокогорного озера Уурэг-Нуур (3496 м) в Западной Монголии. В составе экспедиции три машины: команда иркутского «Тоyota-центра» на Land Cruiser 100, команда «Кузьмихи-сервис» на новом пикапе Nissan Navara (он читателям «А+С» хорошо знаком по недавней «Трибуне») и сборная команда путешественников из Москвы и Канады на Land Cruiser 80.
|
|
| В Монголию экспедиция зашла через КПП «Кяхта—Алтанбулаг», а вышла через новый КПП на границе с Тувой направлением на Хандалайты и Кызыл. Одна из машин экспедиции, посетив «центр Азии» в Кызыле (600 км), вернулась снова в Монголию и, сделав еще небольшой круг по горам Западной Монголии, вышла повторно из Монголии через КПП «Ташанта» на Алтай.
Маршрут экспедиции был выстроен так, чтобы за короткое время достичь юга Монголии, поэтому машины часто спрямляли путь без дорог по руслам сайров и по козьим тропам в крутых горах. Это добавило адреналина водителям, а самое главное, еще раз убедило нас, что в Монголии нет преград для подготовленных внедорожников и опытных команд. Оставленные нами автомобильные следы в самых неподходящих для езды местах сильно озадачат наших последователей, которых с каждым годом в Монголии становится все больше.
|
Грандиозное представление, имитируещее битву XIII века |
Стремительный взлет популярности автомобильных путешествий по Монголии очень заметен в последние два года. Этим летом на КПП в Ташанте зарегистрирован рекорд по прохождению машин с туристами в Монголию — 37 в день! Тем не менее юг Монголии с большими песчаными пространствами пустынь, полностью лишенных источников воды, и редкими дорогами, по-прежнему остается опасным местом, малопосещаемым автотуристами и непригодным для постоянного проживания кочевого населения. Но именно эти места уже в 10-й раз становятся целью наших путешествий. Расположенные на границе обитаемого мира грандиозные каньоны с красными песчаными утесами и фантастическими скалами выветривания, остаются совершенно нетронутыми и первозданными. В мире осталось мало подобных мест, где по-прежнему редко ступает нога человека, где можно увидеть живую реликтовую полуметровую ящерицу и прямо под ногами побелевшие окаменелые кости ископаемых динозавров возрастом 65 млн. лет. И в мире совсем мало стран, подобных Монголии, где ровные степи и каменистые гамады столь идеальны для передвижения на автомобиле, а плотность кочевого населения с войлочными юртами настолько низкая, что его практически не замечаешь.
ПУТЬ В ХЭРМЭН-ЦАВ
Из всего обилия дорожных впечатлений и красот Монголии, безусловно, выделяется урочище Хэрмэн-Цав в Заалтайской Гоби. Обрывистые склоны Хэрмэн-Цава со столбами из песчаника, причудливые формы выветривания из затвердевших бурых осадочных пород, природные монументы, напоминающие египетского сфинкса, зубчатые стены, башни, бойницы создают издалека впечатление искусственных монументальных крепостных стен и развалин и могут соперничать по своей красоте со знаменитым «Эоловым городом». Особенно примечателен природный песчаный монумент в южной части Хэрмэн-Цава, который своими очертаниями сильно напоминает египетского сфинкса и грандиозный каньон, по масштабам сравнимый со знаменитым американским каньоном Колорадо. О красоте и таинственной притягательности этой местности я уже писал неоднократно. Нельзя сказать, что место остается по-прежнему малопосещаемым, с 1996 г., когда мы впервые здесь побывали, дорога сюда стала довольно накатанной, и уже не приходится блуждать как раньше, пробиваясь сквозь барханы зыбучего песка без автомобильной колеи. Кроме единственного заезда с севера, появилась новая дорога прямо на запад через ранее неприступные пески Ингэн-Хоолой. Через них мы пробились без дороги только однажды — в 2004 г., сейчас можно проехать по вполне приличному укатанному следу. Ограничивающим фактором для посещения Хэрмэн-Цава сейчас остается только временной фактор, чтобы заехать в него, например, из Иркутска, надо минимум шесть-семь дней. Хотя мы и планировали зайти в него в режиме скоростного ралли за 4 дня по знакомым нам дорогам, в действительности все же ушла неделя.
Коррективы в программу были внесены уже в первый вечер на турбазе «Дугана-хад» (110 км от Улаанбаатора, 950 км от Иркутска, 15 часов пути вместе с переходом границы). Из Иркутска наши машины выехали в 6 утра, а в 21-00 мы были уже на монгольской турбазе недалеко от Улаанбаатора. Здесь мы узнали, что на следующий день в монастыре Гандан можно увидеть выступление Далай-ламы XIV, а в 30 км от Улаанбаатора посетить грандиозное шоу, имитирующее конную битву войск Чингисхана. Эти представления, в которых принимают участие свыше 500 конных всадников, облаченных в воинские доспехи XIII в., регулярно проводятся после празднования 800-летия образования Монгольского государства для иностранных туристов три раза в неделю. Стоимость — $65. Шоу впечатляет своей массовостью, красочностью и натуральностью. Особое возбуждение испытывают фотографы — динамичное действие, колоритные костюмы, монгольская экзотика.
Сразу после шоу, чтобы не возвращаться в Улаанбаатор, мы съехали с асфальта на проселки и решили объехать по ним город, чтобы выйти на асфальтированную трассу к Арвайхээру. С этого момента начались ночевки в палатках со сладким привкусом романтики экспедиционных костров. Каждое утро мы встречали на новом месте: в бескрайних степных просторах, где до самого горизонта не видно ни одной войлочной юрты, или в узком каньоне сайра, где на гравии пересохшего русла реки нет не единого автомобильного следа, или под клекот белых лебедей на берегу высокогорного озера. Динамика сменяющихся ландшафтов и ночевки в разных местах были благодатным материалом для эмоциональных впечатлений, которые можно выразить словами из известной песни: «Счастлив тот, кому знакомо щемящее чувство дороги!».
Еще одним привлекательным фактором в путешествиях по Монголии, после возможности насладиться девственной природой и свежим воздухом цветущей степи, я бы назвал водительское счастье от прохождения сложных участков бездорожья и правильного выбора маршрута движения. Проехать по накатанным грунтовым межаймачным дорогам можно и пассажиром на рейсовых монгольских УАЗах, но это не столь увлекательно, как ехать на своем автомобиле без дорог в поисках возможности пересечь незнакомый горный массив высотой более 3000 м. Самое интересное начинается во время блужданий. Кривая замысловатого движения без дорог заводит в такие дебри и на такие кручи, что иногда приходится даже отступать. Обычная наша практика, даже в случае ошибок навигации, не возвращаться назад, а пытаться выправить маршрут движения без дорог в нужном направлении. В подавляющем большинстве случаев рельеф и многочисленные галечные сайры позволяет автомобилям уверенно двигаться даже без автомобильного следа со скоростью 40-80 км в час. Проблемы возникают в заболоченных местах с высокими кочками и мелкосопочнике, обильно изрытым глубокими и протяженными оврагами. На объезд таких мест тратится много времени и сил. Особое значение на бездорожье, даже большее, чем наличие навигационной GPS системы с вбитыми в нее подробными монгольскими картами, приобретает прошлый опыт, интуиция при выборе правильного направления и слаженность команды. При пересечении Гобийского Алтая, рядом с белоснежной вершиной Богд-Уул (3590 м), мы, незаметно двигаясь без дороги, придерживаясь при движении сотого меридиана, поднялись на машинах достаточно высоко, так что отступать было уже нельзя, жалко было затраченного времени на подъем, но и намека на возможность проезда дальше уже не оставалось. Важно было найти спуск в любой сайр, по которому, мы знали по опыту, вероятность проезда всегда существует. Ведущая машина нашла козью тропу с уклоном под 40-45 градусов, ушла на разведку и уже по рации сообщила, что проезд найден.
|
По сухому сайру Хэрмэн-Цав |
|
В песках Заалтайской Гоби |
| Движение по сайрам всегда захватывающее приключение. Можно часами ехать по гравию сайра и наблюдать, как его стенки постепенно вырастают до впечатляющего каменного каньона, закрывающего часть небосвода. Редко, но иногда можно увидеть на скалах непуганых горных баранов. Главное, не спуститься по сайру до солончаков или песков и вовремя выйти из него на твердую поверхность. При пересечении песков Хонгорын-Элс знакомый нам сайр оказался сильно занесенным песком. Въезд в него удалось пробить не сразу. Машины не желали идти вверх по песку, останавливаясь при подъеме и зарываясь в песок. Рекомендациями стравливать давление в шинах до 1 атм. для увеличения максимума сцепления с поверхностью мы обычно пренебрегаем. Не будешь же весь день стравливать давление перед песками и накачивать колеса перед камнями.
Сплошных песков в Монголии немного и, как правило, в течение дня пески многократно чередуются с острым каменистым щебнем и камнем. Выход один — пассажиры покидают машину, разгон и попытки пройти зыбучие места на скорости до плотных песчаных наносов. Чаще всего удается проехать по пескам без стравливания давления в колесах, используя запас хода и предварительный разгон, давя на педаль газа до упора. Лучше идти по переметам свежего песка, а не по рыхлой колее предыдущей машины. Для совсем безнадежных случаев мы везем с собой обыкновенные доски, которые используем вместо металлических «сандтреков» — экономичнее и, главное, когда не будут нужны, можно использовать на обратном пути для костра.
|
Вообще, пески это серьезно. Не столько даже из-за сложности проезда, как из-за отсутствия возможной помощи со стороны, если что-либо случится непредвиденное, например, элементарный пережог топлива и остановка из-за отсутствия резервных канистр. Как говорится, «ни птица не пролетит, ни животное не пробежит» в этом безводном и безлюдном крае. Забираться сюда на одной машине никому не рекомендую, это опасно не только для автомобиля, но и для жизни. При отсутствии навыков езды по пескам надо быть очень аккуратным при траверсе песчаного склона, песок может потянуть машину по склону вниз, что приводит к опасности опрокидывания. В одном из мест нам пришлось спускаться по очень крутому песчаному склону, по такому я спускался впервые. Спуск мы наметили прямо по линии склона, но даже при таком движении на пониженной передаче тяжелый Lаnd Cruiser проскальзывал на песке колесами и норовил скользить вниз с угрозой разворота боком. Никаких резких движений рулем делать при таком спуске нельзя — только медленное сползание прямо вниз.
В этом году нам повезло, и грязи не было. Размокшая глина в степи в дождливый период ужасное препятствие, никакой самый совершенный самоочищающийся протектор не справляется с липкой глиной. Только в одном месте один из Lаnd Cruiser удалось неглубоко посадить. Это было на эффектном побелевшем от выступившей соли такыре — берегу высыхающего озера. Тяжелый Lаnd Cruiser продавил высохшую потрескавшуюся корку такыра и из-за неправильных действий водителя, который пытался самостоятельно выехать, при каждой из таких попыток только погружался сильнее в липкую грязь. Если ты предпочитаешь смотреть инцест отца и дочери в онлайн порно, то тебе сюда! Великолепные русские бестии проявляют всё свое громадное сексуальное мастерство в взрывном инцесте отца и дочери и старательно изводят большие члены парней в страстном сексе. Их королевский минет не имеет равных во всем мире, также как и влажны киски, которыми они опустошают пенисы своих любимых жеребцов. Я уже предвкушал прекрасные постановочные кадры, но только успел достать и подложить одну из досок под заднее колесо. Дружно подбежавшие члены экспедиции буквально мгновенно вытолкали машину, так что даже сфотографировать никто не успел. На самом деле, в прошлые разы у нас случались настолько серьезные закапывания машин и посадка их на раму в грязь, что приходилось ночевать рядом до следующего дня, настолько много усилий требовалось для освобождения машины из грязевой ловушки.
Особого экстрима в этой экспедиции не было. Мы не сбивались с маршрута, уверенно идя по знакомым ориентирам, практически не прибегая к картам и GPS-навигации. Стояла солнечная устойчивая погода, уже не было изнуряющей летней жары, вся степь была совершенно сухой, и над нами ежедневно нависал сочный осенний синий-синий небосвод без единого белого облака, характерный для этого времени года. Сентябрь наиболее подходит для автомобильных путешествий на юг Монголии, где в летние месяцы бывает нестерпимо жарко. По традиции мы купили барана, мясо которого хватает всей команде на три дня, и каждый вечер у жаркого пламени костра из саксаула засиживались до глубокой ночи, под необычайно ярким звездным небом Гоби. И когда меня спрашивают, что уже в десятый раз такого привлекательного в Монголии, я вспоминаю ночные костры, дневные перегоны по сайрам и бескрайние гобийские просторы, все то, что стоит пережить и увидеть своими глазами, все то, что можно назвать особой философией и образом экспедиционной жизни.
ИСПЫТАНИЕ МОНГОЛЬСКИМИ ДОРОГАМИ
Особенность монгольских дорог — пыльная грунтовка с частым гофром и колеей. По такой дороге сильно не разгонишься, на гофре часто чувствуешь себя как на вибростенде, медленно ехать — невыносимо трясет, просто жаль машину, свыше 60-70 км в час тряски нет, но машина становится в управлении неустойчивой, можно легко слететь с дороги. За время экспедиций по Монголии мне довелось три раза переворачиваться на подобной коварной грунтовой колее. Дважды за рулем я был сам, один раз на Land Rover Defender был водитель. Ехать медленно на участках с гофром невыносимо, да и участки такой дороги бывают протяженными, так что поневоле скорость передвижения всегда близка к критической. Все перевороты начинались по одному сценарию — неожиданный занос, мгновенное поперечное раскачивание и переворот. Зная по собственному опыту характер подобного неуловимого проскальзывания в управлении машины, я был предельно осторожен и не пытался удержать колею, если машину начинало выносить с дороги, да и куда она в степи укатится, кювета ведь нет. Lаnd Cruiser по сравнению с жесткой рессорной подвеской пикапа Navara обладает большим ходом подвески и ведет себя устойчивей. На ступняке Nissan заметно сильнее раскачивался и отставал. Сравнивать технические характеристики машин разных производителей неблагодарное дело, в общем, проехать по монгольским дорогам в большинстве случаев можно даже на легковой автомашине, подвеска, правда, при этом весьма вероятно будет разбита, но на одно путешествие ее вполне хватит. Новая модель пикапа Navara для России пока в новинку, интерес к ней был и у нас. Сразу бросилось в глаза отсутствие внешних проушин на бортах для натяжения веревок поверх брезента (на пикапе Тoyota HiLux подобное крепление для веревок предусмотрено). Оказалось, что дизельное топливо доливать в бак Nissan Nаvara надо чаще, чем в Lаnd Cruiser, объем бака у пикапа на 17 л меньше. Однако по бортовому компьютеру расход дизельного топлива на 100 км у нового Nissan с объемом двигателя 2488 куб. см составил по трассе — 8 л, по бездорожью — 14,5 л, средний при пробеге 6625 км — 10,1 л. На Lаnd Cruiser 80 выпуска 1993 г. с объемом двигателя 4164 куб. см средний расход дизельного топлива при пробеге 7800 км — 12,5 л. На Lаnd Cruiser 100 — 12,1. Штурманские данные за время поездки дали интересную статистику. При средней цене дизельного топлива в Монголии около 25 руб. за 1 л. (его стоимость выше, чем в России и колеблется от 960 тугриков в Улаанбааторе до 1200 тугриков на юге, курс 1 руб. = 42 тугрика) только на дизельное топливо каждой машине на весь маршрут потребовалось практически по $800. Общее количество проколов у всех трех машин — 7, поэтому мы всегда берем с собой по два запасных колеса на дисках, жаль, что диски у всех трех машин с разными посадочными болтами и не совпадают. Разными оказались и технические характеристики машин. У пикапа разрешенная по паспорту глубина брода — 450 мм, у Lаnd Cruiser — 700 мм. Когда перед Цэцэрлэгом начались многочисленные броды, и чем ниже по течению реки, тем глубже, за пикап пришлось поволноваться. Кроме этого, у пикапа низкий по сравнению с Lаnd Cruiser просвет и меньший передний и задний свесы, угол въезда — 29° (у Lаnd Cruiser — 34°), угол съезда — 22° (у Lаnd Cruiser — 26°). В горах с крутыми и резкими перепадами ему пришлось тяжелее.
Уже несколько лет в гобийских экспедициях водители Lаnd Cruiser не ставят палатки, а спят в машинах. Для этого перед стартом снимается половина заднего сиденья и откидные сиденья в багажнике — это позволяет комфортно вытянуться в полный рост. Спать на ровной поверхности в салоне очень удобно, и экономится время при устройстве лагеря — не нужно ставить палатки. Еще одно экспедиционное ноу-хау — приготовление пищи на газовой печке в закрытом багажном отделении Lаnd Cruiser — стопроцентная защита от ветра и песка и удобно через дверь багажника, не нагибаясь, следить за кипящим котелком. Есть и другие изобретения для повседневной экспедиционной жизни — самодельный большой тент, натягиваемый между двумя машинами на специальных направляющих для защиты от солнца и капельницы на пластиковых бутылках для экономии воды при мытье рук. Среди новинок используемого оборудования в пути выделю цифровой FM MP3-проигрыватель с узконаправленным УКВ-передатчиком и питанием от прикуривателя. В отличие от CD-проигрывателя, он не имеет подвижных частей и совершенно не подвержен воздействию вибрации. Передающей антенной на штатный приемник автомобиля служит кабель для подключения питания к прикуривателю. FM MP3-проигрыватель позволял слушать музыку, когда диски в CD-проигрывателе не читались из-за сильной тряски на дорогах. Эта новинка на российском рынке стоит около $300.
Обо всех рекомендациях для путешествий по Гоби, выработанных во время наших экспедиций, лучше всего рассказывает лаконичная памятка для участников Гобийской экспедиции. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ГОБИЙСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ | Для водителей |
Рекомендуется иметь с собой ксерокопии заграничного паспорта и техпаспорта на автомашину, резервные фотографии 3х4 см для возможности оперативного оформления различных документов, кредитную карточку, страховой полис, медицинский паспорт с указанием группы крови. Перед стартом — замена моторного масла, воздушного и топливного фильтров (много пыли). Обязательно — совок и щетка для уборки песка из салона автомобиля. Особое внимание к резине (неизношенный протектор, ремкомплект для бескамерных шин, запасные камеры, по два запасных колеса на дисках для каждой машины). Кувалда и уголок для разбортовки колес. Новый аккумулятор. Количество резервных канистр на автомобиль — 2 (по 20 л. каждая), при условии емкости бака 80 л. Буксировочный фал или трос должен быть длинным. Одна машина в команде со штатной лебедкой. Высокие резиновые сапоги для грязи. По две доски поперек багажника и лопата в легкодоступном месте. Небольшой лом. Удобны кожаные водительские перчатки. Запасные ключи зажигания с брелоком сигнализации и запасными батарейками к нему. Запасные резиновые хомуты для крепежа выхлопной трубы и необходимые запчасти на каждую машину. Дополнительные фары для ночной езды. Капля моющего средства типа «Ferry» в бачок омывателя передних стекол. Очиститель стекла. Заднее сиденье снять. Центровка нижняя — на багажнике кузова только легкие предметы. Проверить работоспособность прикуривателя для подключения раций. При необходимости разветвитель для раздельного питания от прикуривателя. Компас на каждую машину. GPS — два на экспедицию. Вместо DVD или CD-проигрывателя рекомендуется цифровой FM MP3-проигрыватель с УКВ-передатчиком и питанием от прикуривателя, не чувствительный к вибрации. Запас воды — 1 канистра по 40 л и 2 ящика байкальской воды в литровых бутылках на каждую машину. Во время движения много пыли (марлевая повязка для тех, у кого аллергия на пыль, облепиховое или кедровое масло для ноздрей носа). Брезент на ветровое стекло машины для защиты от солнечного нагрева салона во время стоянок. По одному металлическому термосу на машину. Пиво и сухофрукты для дневных перекусов каждый берет по своему вкусу и объему самостоятельно. Полиэтиленовые мешки для мусора в машине. Упаковка продуктов в картонные ящики, которые по мере расходования продуктов сжигаются. Удобно: установить держатель стакана на передней панели для водителя. Туалетная бумага и мыло в каждой машине. Спички, скотч и железные кружки тоже. Движение автомобилей в степи на прямой видимости с включенными радиостанциями, на каждой развилке дорог первая машина дожидается появления следующей. В случае потери друг друга общая остановка и возвращение в точку последней общей стоянки. | Индивидуальное снаряжение |
У каждого с собой налобный светодиодный фонарик со свежими батарейками. Резервный — светодиодный мощный карманный. Каждый берет походную металлическую кружку и миску, раскладную ложку и вилку (полотенце, средства гигиены). Теплые вещи для ночевок в горах: термобелье для сна, теплая куртка (-5°С), шорты и майки для жары (+40°С). Спальник и дополнительное шерстяное одеяло для холодных ночевок. Зонты от дождя и солнца, полиэтиленовые плащ-накидки. Обувь с подошвой типа «вибрам» с надежной шнуровкой и вшитым языком для защиты от проникновения песка плюс сменная легкая обувь типа сандалий. Полезно иметь на ремне чехол с маленьким швейцарским ножиком. Гигиена ног и лица — увлажняющие и защитные крема от солнца, гигиеническая помада. Гигиенические средства приобретаются самостоятельно, медицинская аптечка — централизованно (специфические, необходимые персональные лекарства каждый берет самостоятельно). Солнцезащитные очки (при необходимости, запасные солнцезащитные очки), платок на шею, головной убор с широкими полями, матерчатые перчатки для защиты от солнца при вождении. Рубашки с длинными рукавами для защиты от солнца. Удобны шорты. Майки с символикой экспедиции. Ветрозащитные очки от песка. Защита от пыли фото- и видеоаппаратуры: обязательно герметичные чехлы. Запасные крышки на фотообъективы. Зарядные устройства для аккумуляторных батарей цифровых фотоаппаратов от прикуривателя автомашины. Цифровой фотоальбом. Мелкие сувениры для монголов: сигареты, шариковые ручки и конфеты детям. Не стоит брать слишком много вещей с запасом, практика показывает — достаточно одних брюк и пары маек. | Оборудование для лагеря |
Мультигорелка и газовая печка с резервом газовых баллонов. Тренога для костра. Котелки в чехлах. У каждого экипажа должны быть раскладные стульчики или шезлонги по количеству пассажиров в машине, один раскладной стол. Большой тент от солнца или пляжный зонт. Централизованная закупка продуктов на экспедицию. Одноразовая посуда. Шашка фейерверка. Российский флаг. |
Сергей ВОЛКОВ
Автомаркет+Спорт № 36
|