|
Что нужно делать, чтобы пройти техосмотр без проблем? Перечисленные в этих заметках правила без труда позволят вам получить заветный талончик.
ДОКУМЕНТЫ. Первое, что проверяют – соответствие марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN), номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в документах. При выявлении изменений, не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация такого ТС запрещается.
ТОРМОЗА. Тормозные стенды показывают усилия, которые возникают при торможении, и они должны быть в допустимых пределах – для каждой марки и типа автомобилей. Современные тормозные стенды сами определяют эти пределы. На одной оси не должно быть значительного расхождения значений тормозных сил. Течь эксплуатационных жидкостей недопустима. Трещины на тормозных шлангах – повод для их замены. Чтобы подсушить тормоза после мойки, достаточно 3-4 раза притормозить, и их свойства восстанавливаются.
ШИНЫ. Разница давления воздуха в шинах сказывается не только на управляемости, но и на работе тормозной системы. На вентилях шин должны быть колпачки. Не допускается использование дисков большего диаметра, чем рекомендовано производителем, также нельзя на одной оси использовать разную
резину. Одинаковым должен быть тип шин и рисунок протектора. Шипованные шины должны стоять на всех колесах. Не проходят ТО машины, «обутые» в шины, отличающиеся размерами и нагрузкой.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. У современного автомобиля в 99% случаев нет люфтов в рулевых механизмах, или они находятся в допустимых пределах. У российских авто все наоборот. На ТО заезжали маршрутки «Газель», у которых люфт доходил до 59-70 градусов. Есть люфты у «Жигулей», «Москвичей», «Волг». Одной из причин стука в рулевой рейке бывает износ механизма зацепления. Чаще изнашиваются втулки, которыми рейка крепится к кузову. Ремонтировать рулевой механизм должен грамотный специалист, иначе руль будет «закусывать» или вообще заклинит.
СВЕТ. У европейских автомобилей верхний угол фар освещает правую сторону — обочину и пешеходов. Свет американских автомобилей ровный по горизонту – претензий к нему нет. У японских машин также приподнят угол, но уже влево. На старых японских авто можно развернуть цоколь лампы на 15% (если у нее есть «абажур»). Новым техрегламентом не предусмотрена эксплуатация машин с японским праворульным светом. Он не регулируется. Японские блок-фары надо менять на европейские. Самый бюджетный вариант – на китайские. Но они могут оказаться плохого качества: углы наклона фары невозможно будет отрегулировать. Поэтому лучше остановиться на тайваньском производителе. На Челябинской «лишний свет»
праворульных машин пока убирают с помощью прямоугольных наклеек на фары. Бояться этого не надо и сдирать пленку после ТО не стоит – она в действительности помогает решить проблему «праворульного света». Проблемы создают китайские лампочки: бывает, что их устанавливают вверх ногами, к тому же в процессе эксплуатации провисает нить накаливания, отчего пучок света уходит куда угодно. Если подобные лампы установлены на японских автомобилях с правым расположением руля, то свет фар становится непредсказуем. Все внешние световые приборы должны быть без разбитых рассеивателей, работать в установленном режиме и иметь свет согласно Правилам Дорожного Движения: габариты и фары спереди белые, «поворотники» желтые или оранжевые.
КСЕНОН. Сегодня появились ксеноновые лампы с цоколями, позволяющие установку в фары, предназначенные для галогенных ламп. Их фокусные расстояния не совпадают, и на экране образуется белый пучок наподобие шара. Отрегулировать его невозможно, и он сильно слепит встречный транспорт. Машины с подробными лампами ТО не проходят. Сейчас ксенон без автокорректора запрещен. На практике многие автомобили обходятся без него. И теперь транспорт, оборудованный ксеноновыми лампами без автокорректора, ТО пройти не должен.
СТЕКЛО. Трещины ветрового стекла в районе щеток стеклоочистителя со стороны водителя являются нарушением – придется менять стекло. Оно должно быть чистым, без сколов и потертостей от «дворников».
ТОНИРОВКА. Светопропускаемость переднего ветрового стекла – не менее 75%, передних боковых – не менее 70%. На оставшихся стеклах тонировка может быть любая, кроме зеркальной. Разрешается применять прозрачные, цветные пленки сверху ветрового стекла шириной не более 140 мм (14 см).
Также необходимо снять защиту с передних фар, так как она может снизить яркость света, и это запишут в недостатки.
ИНДИКАТОРЫ. Все индикаторы и контрольные приборы должны загораться при включении зажигания и через некоторое время гаснуть.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. На передних частях автомобилей не должно быть «кенгуринов». Можно обезопасить фары специальными защитными устройствами весом не более 500 грамм каждое. Если на машине установлены дополнительные детали, они не должны загораживать регистра-
ционные номера и внешние световые приборы. Знак автопоезда впереди – желтый. Задние фонари и стоп-сигналы – красные, «поворотники» желтые, освещение госномера и движение назад – белые, «поворотники» желтые. Все боковые и габаритные огни желтые. При включении омывателя должны работать дворники. Болты крепления номеров должны быть цвета поля номера. Машину надо помыть: в соответствии с Приказом №190 МВД РФ водители обязаны предоставлять ТС чистым, чтобы сотрудники ГАИ и контролеры могли беспрепятственно проверить номера агрегатов (двигатель должен быть чистым), а также исправность рулевой
и тормозной систем.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗНАКИ. Госномер должен быть виден: передний – сбоку под углом 45 градусов, задний – сбоку под углом 30 градусов, сверху – 15. Любые решеточки, сеточки, ламинация и покраска госномеров лаком запрещены. Иногда рамки под госномера, продающиеся в магазинах, не соответствуют ГОСТу. Те, что просто защелкивают госномер, брать нельзя: номер необходимо прикручивать белыми саморезами или болтами. Цвет болта должен соответствовать полю номера. Светоотражающие катафоты на болтах запрещены. Сам госномер не должен закрывать часть фонарей. Наличие брызговиков на машине – обязательное условие. Даже если автомобиль низкий или у него не предусмотрена конструкцией установка грязезащитных устройств. У нас до сих пор выпускаются УАЗы без брызговиков и кронштейнов под них, брызговики придется присверливать.
ТОКСИЧНОСТЬ. При измерении токсичности выхлопных газов (ГОСТ 52033-2003) проблемы возникают только у владельцев российских УАЗов и ГАЗов, поэтому владельцам подобных машин перед техосмотром неплохо бы сделать диагностику двигателя.
ОГНЕТУШИТЕЛЬ должен быть с действующим сроком годности и емкостью не менее 2 л. В автобусах необходимо иметь два огнетушителя – один у водителя, второй в салоне. У закачных огнетушителей нужно обращать внимание на индикатор давления: стрелка в красной зоне – перекачали, зеленая – в норме, желтая – давление низкое.
ЗНАК АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ согласно ГОСТ Р 4127–2001 состоит из двух треугольников. Внешний треугольник – большой, со светоотражающей пленкой (каждая из его сторон должна быть длиной 50 см +/-5 cм). На внутреннем треугольнике – флюоресцирующее покрытие, которое видно в полной темноте.
АВТОАПТЕЧКА должна иметь сертификат и перечень вложения с действующим сроком годности. Ее необходимо пополнять по мере использования лекарств, перевязочных средств. В автобусах должно быть две аптечки.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР. Он обязательно присутствует при прохождении ТО. Любые уверения о том, что техническое состояние транспортного средства проверяется при помощи компьютера – просто слова. Например, есть несколько способов забраковать автомобиль на тормозном стенде. Допустим, резко нажать на тормоз. Тогда при замерах прибор может выдать искаженное значение, что будет диагностироваться как неполадки в тормозной системе. Второй способ: машина заехала на тормозной стенд немного боком. В этом случае одно из колес стоит не на двух роликах, а на одном, или на
второй ролик колесо заезжает слегка. При этом датчик его видит, но компьютер не распознает и, продолжая тестировать тормозную систему, выдает неисправность. Если
проверяющий заинтересован забраковать машину, он чуть-чуть подвернет руль – владелец машины этого не увидит, а компьютер покажет неисправность тормозов. Если во время ТО возникла спорная ситуация, обратитесь к инспектору ГИБДД или к руководству пункта инструментального контроля. Последняя инстанция – Комитет по защите прав потребителей.
ПОВТОРНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ. Транспортное средство, техническое состояние и оборудование которого не отвечают хотя бы одному из требований безопасности дорожного движения, считается неисправным и его эксплуатация запрещается. В течение 20 дней на техосмотр можно приехать вновь, причем проверяться будут только «проблемные» параметры. А вот в третий раз, как и более чем через 20 дней, все придется начинать сначала, включая покупку диагностической карты.
СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ТОНовые легковые и грузовые а/м массой до 3,5 тонн – раз в 3 года (талон ТО выдается на 36 месяцев, включая год выпуска).
ТС возрастом не более 7 лет, включая год выпуска – 2 года (талон выдается на 24 месяца).
ТС старше 7 лет – 1 год (талон выдается на 12 месяцев).
ТС категории С проходят техосмотр ежегодно.
ТС категории Д и перевозящие опасные, крупногабаритные грузы, такси ТО
проходят каждые 6 месяцев.
|
|
ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
Действующее водительское удостоверение;Документ, подтверждающий право собственности (ПТС, при необходимости – доверенность);
Свидетельство о регистрации ТС;
Квитанции (платежные поручения) об уплате за проведение осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
|
|
СТОИМОСТЬ ПРОВЕРКИ ТС (оплачивается в пункте ИК, руб.)
Легковые автомобили – 345.
Грузовые автомобили с массой без нагрузки до 3,5 тонн – 394
от 3,5 до 12 тонн – 529
свыше 12 тонн – 599.
Автобусы с массой без нагрузки до 5 тонн – 449
свыше 5 тонн – 574.
Мототранспортные средства – 160.
Прицепы с массой без нагрузки до 0,75 тонн – 130
от 0,75 до 3,5 тонн – 235
свыше 3,5 тонн – 290.
Полуприцепы – 365.
Транспортные средства для перевозки крупногабаритных или опасных грузов,
специальные и специализированные транспортные средства с массой без нагрузки до
3,5 тонн – 513
от 3,5 до 12 тонн – 688
свыше 12 тонн – 779.
Государственная пошлина 300 руб., оплачивается в
Сбербанке
|
|
ГДЕ ПРОХОДИТЬ ТЕХОСМОТР В ИРКУТСКЕ
Если автомобиль частного владельца зарегистрирован в Иркутске, он может проходить техосмотр в любом из трех пунктов. Предприятие «Диавто» (ул. Челябинская, 25, тел.: 779-134).
Ежедневно – с 9.00 до 18.00 (суббота – до 17.00). Выходной – воскресенье. Документы – до 17.00.
Пункт технического диагностирования при ГУВД ИО (Ширямова, 32, тел. 700-900).
Оплата – только госпошлина 300 руб. Без предварительной записи. Ежедневно 9.00-19.00 (перерыв 13.00-14.00). Четверг 9.00-13.00.
Предприятие «Транспарк» (Иркутск, ул. Набережная Иркута, 1, тел.: 400-200, 400-400).
Ежедневно с 9.00 до 17.40 (выходной – воскресенье).
|
Анатолий ЯМБАЕВ, Владимир МИКЛОШЕВИЧ, директор ООО «Диавто»
|