КЛАССИФИКАЦИЯ ПО SAE
Вязкость – одно из основных свойств моторного масла, а изменение вязкости от температуры является важнейшим показателем его пригодности к тем или иным условиям эксплуатации. В идеале, чтобы обеспечить оптимально безопасную и надежную работу двигателя, масло должно оставаться «жидким» при низких и достаточно вязким при высоких температурах. На деле же различные масла имеют разную вязкостно-температурную характеристику, и разобраться в этом поможет общепринятая классификация SAE (Общество автомобильных инженеров США).
Она подразумевает определение моторных масел по шести зимним и пяти летним классам вязкости, причем зимние классы в обозначении имеют букву W (Winter – зима). Чем больше число, тем выше вязкость масла, которая регламентирована стандартом для данного класса. Абсолютное большинство современных масел – всесезонные, поэтому по SAE имеют сдвоенное обозначение: 10W-40, 5W-50, 0W-30 и так далее. Комбинация этих значений варьируется в зависимости от исполнения масла и косвенно указывает на технологию изготовления – наиболее широкому температурному диапазону соответствуют синтетические масла.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО API
Классифицировать масла по уровню эксплуатационных качеств (антиокислительные, моюще-диспергирующие, противоизносные и прочие свойства) начали в Американском институте нефти (API) еще в 1947 году – с тех пор это наиболее распространенный в мире стандарт качества (хотя на сегодня и не самый жесткий).
Он разделяет моторные масла на две категории: S (Service) и C (Commercial) – для бензиновых и дизельных двигателей соответственно. Большинство масел сегодня универсальные, то есть для обоих типов двигателей, соответственно, обозначаются сдвоенно, например, API SL/CF. Латинские буквы, стоящие вторыми в каждой категории, в порядке возрастания обозначают более высокие параметры по условиям применения и уровню эксплуатационных свойств масла, связанные с развитием автотехники и ужесточением различных к ней требований. Цифры при обозначении дизельной категории дают информацию о том, в 2-х или 4-тактных двигателях они могут применяться, хотя такое разделение на сегодня почти не актуально. В классификации масел, предназначенных для легковых дизелей, чаще всего можно видеть уровень CF.
По бензиновой категории в торговле встречаются масла шести эксплуатационных уровней: от устаревшего SF до самого высокого SM (введенного в 2005 году), хотя в основном представлены более современные масла трех последних уровней качества. Конечно, при выборе масла по стандарту API надо придерживаться года выпуска автомобиля, хотя «повышать» качественный уровень масла можно и зачастую даже нужно, ведь кроме всего, каждое новое поколение масла предполагает его более высокие противоизносные и термостабильные свойства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ACEA
В 1995 году Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (АСЕА), куда входят VW, Ford, BMW, Mercedes, Renault, Porsche, Volvo и др. установила новую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам, более жесткую, чем API и существовавшую до этого в Европе стандартизацию масел по ССМС. Масла, сертифицированные по АСЕА (а значит, прошедшие весь цикл жестких и разносторонних испытаний), можно считать наиболее высокотехнологичными и с наиболее высокими эксплуатационными свойствами.
АСЕА подразделяет моторные масла на три класса: А – бензиновые двигатели, В – дизельные для легковых и легких коммерческих автомобилей, Е – для дизелей тяже лого транспорта. В свою очередь каждый класс включает несколько эксплуатационных групп, обозначаемых арабскими цифрами. Как правило, по АСЕА масла для легковых автомобилей классифицируются как универсальные, то есть предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, а для тяжелого коммерческого транспорта, дизели которых работают в иных условиях и режимах, масла классифицируются отдельно.
КЛАССИФИКАЦИЯ ILSAC
Моторные масла так называемой азиатской и американской группы обычно несут обозначения и по ILSAC – это Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, созданный совместно американской и японской Ассоциациями автопроизводителей. Под эгидой этого комитета для бензиновых двигателей легковых автомобилей в разные годы издавались стандарты качества масел, обозначаемых ILSAC GF-1, GF2, GF-3, GF-4. По совокупности эксплуатационных параметров они фактически аналоги стандартам качества по API SH, SJ, SL и SM соответственно, но при этом обязательно являются маловязкими, то есть энергосберегающими, а также экологически более чистыми по составу.
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЯ АСЕА | |
Обозначение класса | Описание |
A1/ B1 | Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя |
A2/B2 | Масла с нормальными эксплуатационными свойствами. Пригодны для использования во многих бензиновых двигателях при обычной периодичности смены масла |
A3/B3 | Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Пригодны при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. |
B4 | Преимущественно используются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества |
E1 | Используются в безнаддувных дизельных двигателя и в турбодвигателях с небольшим наддувом при легких и средних условиях эксплуатации и обычном интервале смены масла. |
E2 | Используются в безнаддувных дизельных двигателях и в турбодвигателях при условиях эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при обычных интервалах смены масла. |
E3 | Масла, специально предназначенные для обеспечения особой чистоты поршня, уменьшают износ и образование нагара. Стойкие к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при тяжелых условиях эксплуатации. |
E4 | Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются при очень тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. |