Классификация масел
Просмотров: 7885
10 Декабря 2010
На любой канистре (или бочке) с моторным маслом можно увидеть буквенные и цифровые обозначения, в которых «зашифрованы» их основные параметры. Моторные масла классифицируются по нескольким стандартам, включая российский ГОСТ, однако подавляющее большинство зарубежных и российских товарных масел, представленных сегодня в торговой сети, характеризуются по трем основным стандартам: классу вязкости SAE, уровню эксплуатационных свойств API и ACEA.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО SAE

Вязкость – одно из основных свойств моторного масла, а изменение вязкости от температуры является важнейшим показателем его пригодности к тем или иным условиям эксплуатации. В идеале, чтобы обеспечить оптимально безопасную и надежную работу двигателя, масло должно оставаться «жидким» при низких и достаточно вязким при высоких температурах. На деле же различные масла имеют разную вязкостно-температурную характеристику, и разобраться в этом поможет общепринятая классификация SAE (Общество автомобильных инженеров США).

Она подразумевает определение моторных масел по шести зимним и пяти летним классам вязкости, причем зимние классы в обозначении имеют букву W (Winter – зима). Чем больше число, тем выше вязкость масла, которая регламентирована стандартом для данного класса. Абсолютное большинство современных масел – всесезонные, поэтому по SAE имеют сдвоенное обозначение: 10W-40, 5W-50, 0W-30 и так далее. Комбинация этих значений варьируется в зависимости от исполнения масла и косвенно указывает на технологию изготовления – наиболее широкому температурному диапазону соответствуют синтетические масла.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО API

Классифицировать масла по уровню эксплуатационных качеств (антиокислительные, моюще-диспергирующие, противоизносные и прочие свойства) начали в Американском институте нефти (API) еще в 1947 году – с тех пор это наиболее распространенный в мире стандарт качества (хотя на сегодня и не самый жесткий).

Он разделяет моторные масла на две категории: S (Service) и C (Commercial) – для бензиновых и дизельных двигателей соответственно. Большинство масел сегодня универсальные, то есть для обоих типов двигателей, соответственно, обозначаются сдвоенно, например, API SL/CF. Латинские буквы, стоящие вторыми в каждой категории, в порядке возрастания обозначают более высокие параметры по условиям применения и уровню эксплуатационных свойств масла, связанные с развитием автотехники и ужесточением различных к ней требований. Цифры при обозначении дизельной категории дают информацию о том, в 2-х или 4-тактных двигателях они могут применяться, хотя такое разделение на сегодня почти не актуально. В классификации масел, предназначенных для легковых дизелей, чаще всего можно видеть уровень CF.

По бензиновой категории в торговле встречаются масла шести эксплуатационных уровней: от устаревшего SF до самого высокого SM (введенного в 2005 году), хотя в основном представлены более современные масла трех последних уровней качества. Конечно, при выборе масла по стандарту API надо придерживаться года выпуска автомобиля, хотя «повышать» качественный уровень масла можно и зачастую даже нужно, ведь кроме всего, каждое новое поколение масла предполагает его более высокие противоизносные и термостабильные свойства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ACEA

В 1995 году Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (АСЕА), куда входят VW, Ford, BMW, Mercedes, Renault, Porsche, Volvo и др. установила новую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам, более жесткую, чем API и существовавшую до этого в Европе стандартизацию масел по ССМС. Масла, сертифицированные по АСЕА (а значит, прошедшие весь цикл жестких и разносторонних испытаний), можно считать наиболее высокотехнологичными и с наиболее высокими эксплуатационными свойствами.

АСЕА подразделяет моторные масла на три класса: А – бензиновые двигатели, В – дизельные для легковых и легких коммерческих автомобилей, Е – для дизелей тяже лого транспорта. В свою очередь каждый класс включает несколько эксплуатационных групп, обозначаемых арабскими цифрами. Как правило, по АСЕА масла для легковых автомобилей классифицируются как универсальные, то есть предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, а для тяжелого коммерческого транспорта, дизели которых работают в иных условиях и режимах, масла классифицируются отдельно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ILSAC

Моторные масла так называемой азиатской и американской группы обычно несут обозначения и по ILSAC – это Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, созданный совместно американской и японской Ассоциациями автопроизводителей. Под эгидой этого комитета для бензиновых двигателей легковых автомобилей в разные годы издавались стандарты качества масел, обозначаемых ILSAC GF-1, GF2, GF-3, GF-4. По совокупности эксплуатационных параметров они фактически аналоги стандартам качества по API SH, SJ, SL и SM соответственно, но при этом обязательно являются маловязкими, то есть энергосберегающими, а также экологически более чистыми по составу.

ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЯ АСЕА  
Обозначение класса Описание 
A1/ B1 Масла с особо низкой вязкостью. При высоких 
температурах и большим градиентом сдвига
экономят расход топлива и не теряют стабильные
смазывающие свойства. Применяются только в тех
случаях, если это специально рекомендовано
производителем двигателя
A2/B2 Масла с нормальными эксплуатационными
свойствами. Пригодны для использования во многих
бензиновых двигателях при обычной
периодичности смены масла 
A3/B3 Масла с высокими эксплуатационными
характеристиками. Пригодны при более длительных
интервалах смены масла и для применения в качестве
всесезонных масел с низкой вязкостью. 
B4 Преимущественно используются в дизельных
двигателях с непосредственным впрыском топлива,
если для них рекомендованы масла данного качества 
E1 Используются в безнаддувных дизельных двигателя 
и в турбодвигателях с небольшим наддувом 
при легких и средних условиях эксплуатации и 
обычном интервале смены масла.
E2 Используются в безнаддувных дизельных
двигателях и в турбодвигателях при условиях
эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при
обычных интервалах смены масла.
E3 Масла, специально предназначенные для
обеспечения особой чистоты поршня, уменьшают
износ и образование нагара. Стойкие к старению.
Рекомендуются для дизельных двигателей Euro-1
и Euro-2 при тяжелых условиях эксплуатации.
E4 Масла, эксплуатационные свойства которых
превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются
при очень тяжелых условиях эксплуатации. Могут
использоваться при более длительных
интервалах смены масла в соответствии с предписаниями
производителя.

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог