Не дави на газ, когда это не нужно! Броски от «светофора к светофору» с резкими разгонами и торможением – верный способ тратить больше. Чем плавнее разгон, тем эффективнее сгорает топливо. При резком старте мгновенный расход увеличивается в несколько раз от номинального. Особенно это актуально для автомобилей с АКП – электроника задерживает переключение на высшую передачу, и топливо в прямом смысле вылетает «в трубу». Главные принципы экономичной езды в городе
– заранее прекращать разгон, если впереди появилось препятствие;
– чаще использовать инерцию движения
– когда на перекрестке горит «красный», вместо нажатия на педаль тормоза лучше сбросить газ и подкатываться, тормозя двигателем.
Короткий маршрут не всегда выгоден – лучше медленно ехать, чем стоять в «пробках». Качество дорожного покрытия тоже вносит свои коррективы – перед каждой ямой придется тормозить, а потом разгоняться. Поездки на короткое расстояние также интенсивно сжигают топливо.
СЛЕДИ ЗА АВТО
Исправный автомобиль потребляет топлива меньше, чем неисправный. Неисправность вовсе не подразумевает собой поломку. Некоторые необходимые технические условия для поддержания оптимального расхода топлива:
– Регулярная замена «расходников».
– Исправный термостат (расход топлива одинаково высок на перегретом и непрогретом двигателе).
– Правильные регулировки углов установки колес («сход-развал»).
– Своевременная замена шин – при «лысом» протекторе увеличивается сопротивление качению.
– Резина по сезону.
– Давление в шинах соответствует рекомендованному.
– Герметичность крышки бензобака, исправность системы вентиляции бака и улавливания паров.
– Правильно отрегулированы обороты холостого хода. Только за счет этого можно оптимизировать расход на 5-10%.
МЕЛОЧИ, А НЕПРИЯТНО
Любой потребитель электроэнергии увеличивает нагрузку на генератор, а значит и на двигатель. Автомагнитола, подогрев сидений, дополнительные фары – все вместе может увеличить расход на 0,5-1 литр.
Серьезно увеличивает расход топлива кондиционер (до 20% или в среднем 0,6-0,8 литра на «сотню»), поэтому иногда лучше ограничиться вентиляцией, в крайнем случае использовать «климат» в экономичном режиме. При движении на большой скорости открытые окна сильно увеличивают расход топлива за счет возрастающего аэродинамического сопротивления (как и декоративные спойлеры, «мухобойки» и прочее, не предусмотренное конструкцией). Сопротивление воздуха пропорционально кубу скорости движения: при увеличении скорости в 2 раза оно увеличивается в 8 раз. Так что выражение «тише едешь – дальше будешь» не так уж далеко от истины.
Лишний груз в багажнике – примерно 2% перерасхода на каждые 50 кг. Если допустимая нагрузка на автомобиль превышена, перерасход может составить 20% и выше. Пустой багажник на крыше увеличивает расход на 10-15%, а с объемной коробкой – на все 50%.
Шины должны соответствовать размеру, рекомендованному производителем. При увеличении ширины шины на 10 мм расход увеличивается на 0,1-0,2 л. Считается, что если диаметр колеса увеличился, то это равносильно тому, как если бы изменилось передаточное число – при одинаковых оборотах двигателя автомобиль будет двигаться быстрее, а значит, это должно способствовать экономии. Однако на практике у этой медали есть оборотная сторона – снижается крутящий момент, ухудшается разгонная динамика. Автомобилю тяжелее трогаться с места и преодолевать подъем – следовательно, ни о какой экономичности говорить не приходится. Если посадочный диаметр дисков изменился, но использованы шины с другим профилем, и в целом размер колеса остался прежним – расход топлива не изменится.
Существует тезис о самой экономичной скорости 80-90 км/ч. Но это правило верно лишь для движения по загородным магистралям. В то же время существует такая характеристика, как эффективный удельный расход топлива. Это количество горючего, необходимое для получения одной лошадиной силы в час. Для бензиновых двигателей наименьшей величины этот показатель достигает при 2800-3500 об/мин. На это значение следует ориентироваться при разгоне. По достижении нужной скорости обороты снижаются и остаются более-менее постоянными при максимальной передаче, на которой можно «пилить» сколь угодно долго.
Длительное движение на пониженных передачах увеличивает расход топлива. Однако и у этого правила есть исключение. К примеру, автомобиль преодолевает крутой подъем – в этом случае именно переключение на пониженную позволяет сэкономить топливо. Причина – все тот же эффективный удельный расход.
ДЫМ НА ВЕТЕР
Расход топлива на холостых оборотах составляет не менее 10-15% от номинального значения. Дымить впустую во время стоянки и при длительных остановках, в глухой «пробке» – моветон. В час расходуется 0,5-1,5 литра в зависимости от объема двигателя. Однако и глушить двигатель на каждом светофоре – перебор. Каждый пуск двигателя – это повышенная нагрузка на детали.
Не рекомендуется долго прогревать двигатель. Движение можно начать сразу после того, как сдвинулась с места стрелка указателя температуры. Двигатель и трансмиссия быстрее прогреются под нагрузкой.
«МЕХАНИКА» ИЛИ «АВТОМАТ»?
Древний миф утверждает, что движение накатом на «нейтрали» МКП значительно снижает расход топлива. Это правило, может быть, и подходило для доисторических машин, но любой современный автомобиль гораздо эффективнее экономит топливо при торможении двигателем, поскольку в этом случае используется режим принудительного холостого хода. Поэтому на спуске или подкатываясь к перекрестку, просто отпустите педаль газа. Двигатель будет работать за счет инерции движения, не потребляя топлива, а при снижении оборотов ниже критического (600-1500 об/мин) подача топлива возобновится. И только когда автомобиль уже достаточно замедлился, можно включить «нейтраль». На автомобилях с АКП всем этим управляет электроника.
Предполагается, что «механика» экономичнее «автомата». Это верно только при разумном подходе, когда водитель правильно выбирает нужный режим. Современные компьютеризированные АКП по расходу топлива практически сравнялись с «механикой», а то и экономичнее. А в «пробках» АКП дает фору, и не только в комфорте. Если в АКП не предусмотрен экономичный режим, его можно заменить «зимним» – электроника будет раньше переключаться на повышенную передачу.