Большое путешествие. Из Америки – с машиной (Покупка автомобиля в США)
Просмотров: 8354
26 Октября 2007




Покупка автомобиля в США

Первый раз я оказался в США три года назад. Возможно, читатели «Автомаркета» помнят мою статью об автомобильной жизни США и Канады. Время пролетело незаметно, и в начале апреля этого года я узнал, что в мае снова окажусь в служебной командировке в Хьюстоне. На этот раз мне предстояло прожить три с половиной месяца в жарком Техасе. Так как за прошедшее время ситуация с общественным транспортом не сильно улучшилась – одна ветка трамваев и редкие автобусы погоды в трехмиллионном Хьюстоне не делают, то встал вопрос свободы передвижения.

В России к этому времени я уже полгода пополнял армию пешеходов – находясь в перманентном состоянии выбора машины. Эти два фактора, а также врожденная тяга к познанию всего нового и интересного сподвигли меня к идее купить машину в Америке. За предыдущие поездки я убедился, что стоимость машин там ниже, чем в Европе, а комплектация на порядок богаче. Если добавить к этому падающий доллар и растущий евро, то выгода становится очевидной.

Мною была проведена серьезная подготовительная работа: изучены форумы в Интернете, проанализированы цены в Хьюстоне (рекомендую сайт www.autotrader.com, на начальной странице можно ввести, к примеру, zip-code моего района Хьюстона – 77058 и выбрать радиус 100 миль). Из форумов я узнал о существовании системы carfax.com – базы данных, содержащей информацию об автомобиле, проданном на территории США и Канады: достаточно ввести VIN-номер и можно узнать, когда машина была продана, когда проходила техосмотры, пробег на момент последней записи, и самое главное – была ли она в аварии или жертвой стихийного бедствия. К сожалению, система платная, и бесплатно можно получить информацию только о годе выпуска и количестве записей в базе, но довольно часто на автомобильных сайтах помещают информацию по конкретным автомобилям в открытом доступе – для привлечения клиентов и демонстрации так называемого «чистого» карфакса (паспорт автомобиля) – без отметок об авариях. Но следует понимать, что наличие «чистого» карфакса не дает 100% гарантию того, что машина не была в авариях. Возможен вариант, когда ремонт производили в частной мастерской, которая не передала информацию в базу данных, а полиция не получала информацию о ДТП. Вероятность этого возрастает после окончания гарантии машины, т. к. ремонт у официального дилера очень дорог. Т.е. «чистый» карфакс – это, говоря научным языком, необходимое, но недостаточное условие отсутствия аварий у автомобиля.

Теперь предстояло самое трудное – определиться с моделью. Критерии были следующие: стоимость в США не более 10000 долларов, объем двигателя не более 2 литров, 2001-2004 год, автомат, хорошая комплектация и желательно японская марка. Под первый критерий подпадало очень большое количество моделей, но в силу американской специфики литраж двигателя у них хорошо зашкаливал за 2 литра. Отдавать родному государству лишние 3-7 тысяч долларов не хотелось. В итоге выбор сузился до американской версии Toyota Corolla, Toyota Matrix, Honda Civic и Pontiac Vibe.

Corolla отпала из-за относительной дороговизны – отличные показатели надежности удерживают цены на стабильно высоком уровне. Civic показался маленьким внутри и не очень интересным. Одно время я даже изучал возможность взять Civic Hybrid – двигатель 1,3 л плюс электромотор дают очень резвое ускорение, но боязнь возможного ремонта столь высокотехнологичного агрегата не позволила остановиться на этом варианте. В итоге выбор был сокращен до двух моделей, построенных на одной платформе: Toyota Matrix и Pontiac Vibe.

Эти модели неплохо известны в европейской части России, но, я думаю, почти неизвестны в столице Восточной Сибири. Поэтому остановлюсь на них поподробнее. Обе они стали первым совместным продуктом двух крупнейших автомобильных корпораций мира – GM и Toyota. При разработке за основу взяли платформу Toyota Corolla. Под капотом стоит хорошо знакомый тойотовский VVTi двигатель 1ZZ-FE объемом 1,8 литра, сопряженный с тойотовской же трансмиссией. В стандартной комплектации двигатель выдает 132 л.с. Также выпускается GT-версия с механической коробкой, где с аналогичного объема снимают 180 л.с. Версия с постоянным полным приводом имеет под капотом 123 л.с. Несмотря на идентичную начинку, внешне автомобили сильно отличаются. Toyota Matrix выглядит как симпатичный компактвэн. Pontiac Vibe же тяготеет к племени кроссоверов. Лично мне более симпатичен Pontiac Vibe, но это дело вкуса. При этом внутри автомобили полностью одинаковы. Toyota Matrix выпускают на заводе Toyota в Канаде, а Pontiac Vibe в Калифорнии, где одновременно с ним сходят с конвейера американская версия Toyota Corolla и хорошо знакомый иркутянам праворукий вариант Pontiac Vibe под именем Toyota Voltz.

Уже находясь в Америке, я прочитал, что по итогам 2006 года, семейства Vibe/Matrix были признаны самыми экономичными в классе универсалов. Также обе эти модели фигурировали в списке самых надежных, по версии авторитетного журнала Costumer Reports.

Выбор сделан. После этого я перевел деньги в наличные доллары; кстати, для тех, кто не знает, – вывозить из страны можно до $10000, но при этом суммы от $3000 до $10000 подлежат декларированию. Предвосхищаю вопрос – почему я не положил деньги на карточку? Причина в том, что мною была получена информация о возможности получения хорошей скидки при покупке машины за наличный расчет.

Через несколько дней после прилета, когда прошла акклиматизация, я приступил к поиску машины. Брал бесплатные журналы с автообъявлениями в супермаркетах, каждый день заходил на www.autotrader.com, и где-то через неделю мне улыбнулась удача. Дилер Honda продавал Pontiac Vibe 2004 года с «чистым» carfax всего за $9600. Правда, пробег был 85000 миль. Удача заключалась в том, что этот дилер находился всего в трех милях от моей гостиницы. Но даже такое расстояние стало проблемой – график работы, отсутствие свободных машин и жаркий тропический климат не позволили мне добраться туда в первые три дня. На четвертый день один мой знакомый, который ехал в торговый центр в том районе, согласился меня подвезти.

Я, наверное, был первым покупателем, который пришел в этот автосалон пешком. На большой площадке стояли футуристические Honda Element и дико дефицитные в России Honda Civic. Ко мне подошел продавец мексиканской наружности по имени Джесси и спросил, чем он может мне помочь. После этого мы пошли вдоль рядов, где и обнаружили темно-синий Vibe. Я осмотрел его снаружи и внутри. Салон был в идеальном состоянии и богатой комплектации – все электро, люк, само собой разумеется, кондиционер и «автомат». Из недостатков – разбиты обе противотуманки и один колпак и небольшая потертость на переднем бампере, которую вполне можно заполировать. Не переставая расхваливать автомобиль, Джесси предложил мне тест-драйв, и после ознакомления с моими правами мы поехали кататься. Сделав круг миль так в пять, мы вернулись на площадку. На ходу машина вела себя неплохо – немного смущали резковатые переключения автоматической коробки передач. После этого Джесси пригласил меня в офис, и началось представление.

Да, конечно, я знал, что Америка – родина торговли, но, как говорится, это надо видеть. Я сказал, что готов заплатить всю сумму наличными, но хочу получить скидку. Джесси ушел к менеджеру, а в это время за стол подсел мужчина в костюме и галстуке и стал показывать мне «чистый» карфакс, параллельно расспрашивая, откуда я прилетел, где работаю, но при этом он не забывал нахваливать автомобиль. Я, конечно же, блеснул знаниями о том, что «чистый» карфакс это не 100% гарантия. Он одобрительно закивал. После непродолжительной дискуссии он ушел, и сразу же появился Джесси. Мы продолжили торговаться. В итоге цена была сбита до $8900.

Здесь стоит упомянуть, что в Техасе при покупке чего-либо (за исключением продуктов) нужно платить налог в районе 8%, при этом на ценнике эта сумма не фигурирует, и узнать полную стоимость можно лишь при расплате на кассе. Покупка машины тоже облагалась налогом. Мой резонный вопрос – буду ли я платить налог, если собираюсь вывозить машину из страны, – поставил Джесси в тупик, и он снова ушел на консультацию к менеджеру.

Вернулся с хорошей новостью – налог платить я не буду. Тогда я спросил, буду ли я платить налог, если перед вывозом планирую три месяца поездить на этой машине по Техасу. Он снова пропал. В итоге его ответ был аналогичен. На резонные вопросы – в чем тогда разница и почему все не ездят, не платя налог, он ответил, что налог придется заплатить в любом случае при прохождении техосмотра. Плановый ТО у этого авто был в феврале 2008 года – т. е. я мог спокойно ездить все лето. После этого Джесси снова исчез, а на его месте опять появился мужчина в костюме и, мило улыбаясь, спросил, что он может сделать, для того чтобы я купил этот автомобиль сегодня. Разговор шел о дополнительной скидке в пределах ста долларов. Я почти поддался соблазну побежать за деньгами, но в итоге сказал, что вернусь к ним завтра. Напоследок он отдал мне листок, на котором мы подбивали стоимость машины с учетом всех скидок, и сказал, что это «уникальное» предложение будет действовать для меня и завтра.

Итак, боевое крещение было пройдено – я впервые пытался купить машину в Америке и даже смог выторговать неплохую скидку. Я уже не говорю о бесплатном показательном уроке по торговле автомобилями, участником которого я стал.

На следующий день я провел серию консультаций в иммигрантской среде. Один мой хороший знакомый сказал, что надо было сразу сбивать цену до $8000 и посылать продавца к менеджеру. После этого состоялся телефонный разговор еще с одним человеком, который впоследствии и сыграл решающую роль в покупке автомобиля. Это был Гена – владелец автосервиса в центре Хьюстона, иммигрант, через которого брали машины мои знакомые. Конечно, я мог сразу обратиться к нему по вопросу покупки машины, но мне хотелось попытаться найти машину самому. Гена, услышав мою историю, спросил – а они тебе тайтл сразу отдадут или по почте пошлют? Как оказалось, тайтл (title) – это ПТС в Америке. Гена сказал, что если тайтл отдают, то бери машину, а если нет, то его пришлют по почте и приложат чек на оплату налога, и потом никто не вспомнит, что обещал тебе освобождение от налогов. В США по почте присылают не только ПТС, но и, например, водительские права или номера на машину (которые, кстати, являются принадлежностью автомобиля, а не владельца) – т. е. это нормальная практика.

На следующий день я, взяв двух друзей, поехал повторно к дилеру Honda. Мы еще раз осмотрели машину и продолжили торговлю. Вспомнив совет друга, назвали цену в 8000 долларов при оплате наличными, но с условием получения тайтла. Я сразу заметил, как забегали глаза продавца – с одной стороны, он заверял нас в отсутствии налога, а с другой – отказывался отдать тайтл. Этот фактор, и довольно большой, даже по техасским меркам, пробег для машины 2004 года заставили нас отказаться от покупки.

Сразу хотелось бы предупредить, что данная статья не может претендовать на истину в последней инстанции. Конечно, вполне возможно, что никакого чека бы не прислали – сейчас проверить это уже нельзя.

Затем началась вторая стадия покупки автомобиля — через Гену на дилерском аукционе. Мы обговорили все параметры. Как выяснилось, в Техасе проходит три аукциона в неделю. Доступ имеют только дилеры. Вечером перед аукционом Гена через Интернет просматривал лоты и при наличии подходящего варианта звонил мне. Первые три недели прошли в ожидании – проблема была в том, что этих моделей изначально выпускалось относительно немного. Да и цены на топливо подстегнули спрос на малолитражки (по американским меркам, двигатель 1,8 – самая что ни на есть малолитражка). Кстати, Гена подтвердил информацию про карфакс. По его словам, он несколько раз «накалывался» с чистым карфаксом, выясняя потом, что машина была в аварии. Поэтому он выносит вердикт на основе проверки авто с помощью прибора, определяющего толщину краски. Еще одной степенью защиты является то, что покупка осуществляется с тех «линий» на аукционе, которые гарантируют юридическую чистоту и предоставляют право вернуть авто в течение суток без объяснения причин.

Когда я окунулся в это дело, то понял, что вторичный рынок авто в Америке четко организован. Если проводить аналогии с Россией, то можно констатировать, что в сфере продаж новых авто у нас цивилизация более-менее пришла. В сфере же б/у еще непаханое поле. В Америке выходит специальный справочник по ценам на автомобиль – где довольно точно можно прикинуть стоимость. При этом базовым фактором, влияющим на цену, является не год выпуска, как у нас, а пробег. Причины понятны. У нас пробег скручивают сплошь и рядом. В США же скручивание одометра является уголовным преступлением, кроме того, миляж всегда можно «пробить» по тому же карфаксу. Конечно, на цену влияет комплектация. Но, например, два автомобиля в одинаковой комплектации, но с разницей в пробеге в 20000 миль, будут отличаться по цене минимум на $1000. Это вполне логично – чем больше пробег, тем меньше ресурс авто. Конечно, стиль вождения и условия эксплуатации тоже существенный фактор. Но дороги там хорошие, да и климат теплый.

Примерно в 9 утра в один из июньских вторников раздался звонок. Гена, находясь на аукционе, начал вести со мной диалог в режиме онлайн. Это был серый Vibe 2004 года, пробег 58000 – не битый, с чистым салоном, на литье, все электро, люк, автомат, тонировка, круиз-контроль и поперечины багажника на крыше. Гена на основе справочника сразу сказал примерную цену и с грустью констатировал, что сбросить ее сильно не удастся – недостатков почти нет. Он задал вопрос, до какой цены торговаться. Мы определили верхнюю границу, включающую аукционный сбор и услуги Гены.

Где-то через час последовал звонок – я стал обладателем Pontiac Vibe за 9570 долларов. Через день я забрал машину у Гены – из выявленных недостатков заметил небольшой скол под дворником на лобовом стекле и покоробившийся уплотнитель стекла водительской двери. Уплотнитель вскоре был заменен. Кстати, потом я неоднократно замечал похожую проблему на других Vibe. Автомобиль был поднят на подъемнике, и осмотр снизу не выявил каких-либо замечаний. Также выяснилась интересная особенность – по всем американским документам, начиная от карфакса и заканчивая инструкцией по эксплуатации, моя машина датируется 2004 годом. Реальный же год выпуска оказался 2003. Причина была в том, что в США существует понятие модельного года, который, как правило, начинается раньше календарного. Это делается для привлечения покупателей. Моя машина и в самом деле 2004 модельного года – визуальные отличия которого заключаются в новых шкалах панели приборов (до этого были красными, а стали более приятными бело-красными). Кстати, в этом одна из причин, почему брать машину лучше осенью, когда начинаются продажи следующего модельного года, и владельцы в массовом порядке начинают менять свои старые автомобили.

Через иммигрантскую среду была получена страховка, которая стоила мне 240 долларов на два месяца. При этом мне просто прислали по факсу заполненный бланк. Никаких бумажек с водяными знаками. Просто позвонил по телефону, продиктовал данные и получил распечатку. При проверке полиции достаточно ввести номер страховки в базу и получить всю информацию.

После этого я наконец понял, что такое свобода передвижения. За два месяца только по округам Хьюстона наездил 3000 миль. А ведь были еще дальние поездки на служебных минивэнах в Даллас, Сан-Антонио, Остин и Корпус Кристи. Наличие своей машины позволило мне очень хорошо изучить Хьюстон. Чего стоят только ночные поездки с открытым люком под небоскребами и купание в океане в любое удобное время. Кстати, для поездки на пляж Vibe оказался идеальным – открываешь заднюю дверь, подстилаешь полотенце и наслаждаешься видом прибоя.

Что такое CARFAX

CARFAX — это подробный отчёт по истории транспортного средства, которое эксплуатировалось на территории США или Канады. Помимо истории, этот отчёт содержит также информацию о комплектации автомобиля, дату выпуска, пробег, количество владельцев и другое. CARFAX признан самым точным отчётом по истории транспортных средств. По статистике, отчёты этой организации заказывают миллионы людей ежегодно. Для получения подробного отчёта по любой подержанной машине или грузовику достаточно знать уникальный 17-символьный идентификационный номер транспортного средства (VIN). Этот номер, как правило, можно найти в техпаспорте, свидетельстве о регистрации или под капотом автомобиля – на специальной табличке. Отчёт CARFAX включает в себя следующую информацию:

* Основная информация, включая записи о списании и утилизации.

* История повреждения от наводнения.

* История несчастных случаев, повлекшая полную потерю транспортного средства (восстановлению не подлежит). Однако, как показывает практика, в России и СНГ восстанавливают даже такие машины.

* История показаний одометра (пробег).

* История о выявлении недостатков данной модели автомобиля.

* Результаты государственного осмотра на вредные выбросы.

* Количество владельцев.

* Записи о технических обслуживаниях.

* Информация о залоговом удержании.

* Использование транспортного средства (такси, прокатный, арендный договор, и т.д.).

* В какую страну автомобиль был продан из Америки или Канады.

База данных CARFAX содержит более четырёх миллиардов записей. Информация в базу поступает из тысяч источников, включая все отделения транспортных средств (местная ГИБДД) в Соединенных Штатах и Канаде, станции технического осмотра, автоаукционы, прокатные агентства, производители автомобилей и пожарные отделения. CARFAX гарантирует точность своих отчётов, однако рекомендует помимо отчёта проверить машину вместе с профессиональным механиком, а также провести пробную поездку.

В целом мои ожидания оправдались. Хороший маневренный автомобиль. Трансформация салона просто восхищает. Сложенные задние сиденья образуют ровную поверхность с полом багажника. Легким нажатием на рычаг переднее пассажирское сиденье превращается в столик. В багажнике есть два люка в подпол, в одном из которых я где-то через месяц обнаружил мягкую полку багажника. При этом чистый пластик багажника вызвал двоякое ощущение. С одной стороны, практично, а с другой – любой незакрепленный груз перемещается по багажнику с диким грохотом. Пришлось подстелить резиновый коврик.

Незаметно командировка подошла к концу, и через того же Гену автомобиль был отправлен в контейнере в Финляндию, в Котку. В один контейнер входит 3 авто, время в пути 25 дней. На вопрос, почему не посылают в Питер, Гена сказал, что там нет никаких гарантий и много бюрократии. До этого я уже слышал истории, как в Питере меняют литье на штамповку и вытаскивают запчасти. Что уж говорить, если даже наш президент озаботился состоянием российских портов. Перед отправкой в машине заменили масло и фильтры – по американской традиции льют только минералку.

Примерно через полтора месяца серый Pontiac Vibe стоял у моего подъезда. Общая стоимость автомобиля составила в районе $16000. Эта сумма включала в себя перевозку, таможенные платежи и оплату услуг человека, который ездил за машиной в Котку и занимался всей процедурой её растаможивания.

Конечно, мой путь не является стандартным. Можно сказать, что я совместил приятное с полезным. Получил в Америке свободу передвижения и личный автомобиль в России. Главное же, что я получил – это много новой информации о самом богатом в мире – американском автомобильном рынке. В свете падающего доллара и все большего притеснения праворуких – возможно, именно на него произойдет переориентация рынка. Косвенно об этом свидетельствует ситуация в Казахстане, куда, после запрета правого руля, поток машин из того же Хьюстона вырос.

После возвращения я провел около пяти десятков консультаций по вопросам покупки автомобиля в США и примерно столько же раз рассказал и показал, что это за интересный зверь с американским именем и японским сердцем – Pontiac Vibe.

Олег Найденов

Автомаркет+Спорт № 38

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог