КУПИ "КРИЧАЛКУ" | ||
|
Можно ли представить сегодня автомобиль без охранной системы, хотя бы простейшей? Такие были разве что в далеком прошлом. Даже владелец старенького автомобиля, не представляющего для угонщиков никакой ценности, и тот не может обойтись без какой-нибудь «секретки» (подчас в виде элементарного тумблера) — время требует. Только совсем уж отчаянные не заботятся о сохранности своего авто, но тут уж как на роду написано. Те же, кто здраво смотрит на вещи, стоят перед нелегким выбором — какую противоугонную систему выбрать? Ассортимент настолько широк, что неспециалисту разобраться во всем многообразии крайне трудно. Защита — прежде всего Когда стоит проблема выбора автомобильной сигнализации, для любой системы наиболее важны три параметра: цена, функциональность и противоугонные свойства. С первым понятно — чем ниже, тем лучше. Функциональность определяется различными эксплуатационными характеристиками и свойствами системы, относящимися к сервисным или охранным функциям (не путать с противоугонными). А вот сохранность авто при любых условиях обеспечивают как раз противоугонные свойства. К сожалению, не всегда производителям удается найти строгий баланс между функциональностью и возможностями защиты от угона. Чтобы определить, стоит ли сигнализация своих денег, достаточно узнать, насколько широкий перечень именно противоугонных функций предлагает производитель (см. врезку). Итак, первое и самое главное — противоугонные способности системы. Теперь важно определиться с ценами на системы и с их возможностями. Было бы неразумно ставить на старую «копейку» спутниковую охранную систему. Отталкиваться следует от стоимости авто, принимая также во внимание условия хранения автомобиля. Для недорогих автомобилей, стоимостью условно до $5000, охранные системы должны отвечать следующим требованиям. Обязательно наличие динамического кода. Ни в коем случае не стоит приобретать системы, использующие постоянный код — они безнадежно устарели, несмотря на то что некоторые модели выпускаются до сих пор. Если в инструкции о типе кода ничего не сказано — лучше отказаться от покупки. Постановка и снятие с охраны должны осуществляться разными кнопками брелока. Датчик в системе, как правило, один — ударный (лучше с возможностями регулировки чувствительности). В относительно недорогих сигнализациях используется одна блокировка двигателя, но для большей надежности желательно иметь две (иногда вторая блокировка осуществляется через дополнительный канал системы). В этой категории возможен и автозапуск. Системы бюджетного класса стоят ориентировочно до 3000 рублей. Наличие двухсторонней связи («two-way») — по желанию владельца, хотя возможность на расстоянии знать о том, что происходит с автомобилем, никогда не помешает. В этом случае планка цены может подняться до 4000 рублей — примерно столько стоят самые недорогие системы с двухсторонней связью, оснащенные ЖК-дисплеем. В этой категории применимы простейшие механические противоугонные устройства вроде замков на руль, педали, стоимостью от 500 рублей и выше. Для охраны автомобилей стоимостью $5000-10000 необходимы системы средней ценовой категории (до 6-8 тыс. рублей). В большинстве систем данного класса используется динамический код, но в некоторых — более сложные методы кодирования и передачи сигнала (двойной динамический код, диалоговый код и т.п.). Учитывая, что автомобили эти более дорогие и интерес к ним со стороны угонщиков достаточно высок, можно оснастить их дополнительными датчиками. Это могут быть датчики объема, движения, наклона, разбития стекол, микроволновые датчики. В системах среднего класса почти обязательным стало применение реле-иммобилайзеров с возможностью осуществления беспроводных блокировок (при установке не требуется тянуть дополнительные провода — сигнал управления проходит по штатной проводке автомобиля). При наличии таких реле очень сложно обнаружить место разрыва заблокированной цепи. Управление запуском двигателя в данных сигнализациях — зачастую одна из базовых функций. Также в системах среднего класса должно быть не менее двух дополнительных каналов для управления электропакетом автомобиля и внешним оборудованием (стеклоподъемники, штатный отопитель, автономный подогреватель и т.д.). Если автомобиль хранится не на стоянке, а в гараже, или его часто приходится оставлять без присмотра на улице, то потребуется установка механических блокирующих устройств. Самое слабое место автомобиля — капот, под которым находятся все цепи управления двигателем. Именно поэтому обязательный минимум — дополнительный замок капота. Необходимо также дистанционное оповещение, то есть система должна быть с двухсторонней связью. При стоимости автомобиля выше $10000 ставятся охранные системы условно дорогого класса, которые предусматривают максимально возможный уровень защиты. Правда, зачастую он обеспечивается за счет включения дополнительных компонентов — например, GSM и GPS интерфейса. При наличии обоих устройств, автомобиль будет передавать по запросу координаты своего местонахождения на телефон владельца. Имея соответствующее программное обеспечение, можно определять местоположение автомобиля по электронной карте. Вообще, в этом классе возможны самые разнообразные варианты. Например, такой — полный отказ от установки автомобильной сигнализации в том стандартном понимании, которое сложилось за последние десятилетия. Как ни странно, в этом есть свой резон — многие охранные устройства, которые ранее могли рассматриваться только как дополнительные, ныне «подросли» до серьезных возможностей. Например, современные GSM-пейджеры вполне могут выступать в качестве альтернативы системам с двухсторонней связью. Если по-настоящему дальняя связь между автомобилем и владельцем будет осуществляться через сотовый телефон, то отпадает необходимость в громоздком брелоке с ЖК-дисплеем. Можно обойтись и без привычного брелока — на многих автомобилях с заводскими иммобилайзерами прямо на ключе имеется кнопка дистанционного открытия центрального замка. Но можно использовать и другие возможности дистанционного опознавания владельца. В последнее время в автотехнику все активнее внедряется технология Bluetooth, позволяющая использовать беспроводную связь для управления сигнализацией на близких расстояниях. Что остается — сирена? Многие GSM-пейджеры имеют канал для ее подключения. Блокировки? — то же самое, особенно учитывая возможности штатных и дополнительных иммобилайзеров. Вполне возможно, что мы стоим на пороге серьезного пересмотра устоявшихся принципов построения автомобильных охранных комплексов. Как обычно, все начнется с дорогого элитного класса и постепенно станет общедоступным. Напоследок, в этой части, отразим еще один момент — он связан с особенностями российской эксплуатации. Необходимо обращать внимание на диапазон предельных рабочих температур, в которых может устойчиво работать охранная система. Известны примеры, когда дилеры отказывались от систем, исполнение которых не предусматривало эксплуатацию в сибирских условиях. Предельная минимальная температура эксплуатации должна быть не выше -40°С (обязательно должно быть отражено в инструкции). Это особенно важно для безотказной работы многомодульных охранных комплексов, где выход из строя даже одного из компонентов крайне нежелателен. Кстати, в сильные морозы аккумулятор автомобиля теряет емкость, и происходит падение напряжения бортовой сети. При неудачных попытках завести автомобиль напряжение может упасть еще больше. Нередко бывает так, что сигнализация воспринимает данный факт как несанкционированное отключение аккумулятора и, автоматически включая режим тревоги, блокирует двигатель. Она может даже «заснуть», если напряжение упало значительно, но блокировки при этом не снимутся, пока владелец не проделает сложные манипуляции. Чтобы такого не происходило, нужно следить за состоянием аккумулятора. Вопросы Установки Многое в надежности работы противоугонной системы зависит от того, насколько удачной окажется инсталляция в автомобиль. Здесь включается человеческий фактор, который, как это станет понятно дальше, может принимать самые разнообразные формы. Сложнее всего приходится владельцам новых автомобилей, обслуживаемых в дилерских центрах. Правила гарантийной поддержки практически не предусматривают возможностей для установки сигнализации где-нибудь «на стороне», и с этим поневоле приходится мириться. Меж тем, уровень подготовки установщиков при автосалонах иногда оставляет желать лучшего. Да и выбор систем ограничен только рекомендованными, кроме того, установка осуществляется только в стандартном порядке, строго в соответствии с предусмотренными схемами и инструкциями. Это исключает вероятность индивидуальной установки и заведомо облегчает работу угонщиков. Из такой ситуации два выхода: либо предварительно обговорить все условия и выбирать тот автосалон, где допускают возможность обращаться к услугам специализированных установочных центров, либо страховать автомобиль от угона (для дорогих машин это должно быть правилом). Специализированные центры могут исповедовать два подхода к установке. Первый метод — достаточно стандартная, типовая установка, на которую затрачивается от силы три-четыре часа, то есть половина рабочего дня. При такой установке не может быть и речи о высокой степени защиты — все делается по шаблону, одинаково для всех автомобилей. Второй метод гарантирует профессиональную высоконадежную установку. Мастер использует нестандартные методы, индивидуальный подход к автомобилю, при этом могут быть реализованы все возможности охранной системы — по согласованию с владельцем. Времени затрачивается ровно столько, сколько на то необходимо (хоть два рабочих дня). В этом случае угонщики столкнутся со сложной задачей — потребуется немало времени, чтобы обезвредить систему, им проще будет найти другой автомобиль. Не стоит забывать о том, что установка может осуществляться мастерами с разным опытом, иногда учениками. Если уровень технической подготовки исполнителя имеет для вас значение, лучше обговорить это условие перед установкой. Услуги мастера экстра-класса могут стоить дороже. Существуют мастера-индивидуалы, работающие сами на себя. Но так же, как и у работников техцентров, их профессионализм и работоспособность могут отличаться. Одни гарантируют эксклюзивную установку, работают, как правило, с определенными марками сигнализаций, то есть выбор охранных систем крайне ограничен. Такие мастера — идеальный вариант, поскольку над каждой машиной работают ответственно. Однако очередь может быть расписана на неделю-две вперед. К тому же расценки будут достаточно высоки. Другие установщики работают «без огонька», берут у местных дилеров то, что есть в наличии, где-то могут схалтурить, сделать поскорее. Не всегда работают на собственной территории, часто кочуют с места на место. Спрогнозировать надежность установки системы крайне трудно, и не всегда понятно — куда и к кому потом обращаться с претензиями. Поэтому специализированный техцентр может рассматриваться в качестве оптимального варианта. Кстати, следует помнить, что каждая уважающая себя фирма всегда оформит договор хранения автомобиля на время проведения работ.
Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 38 | |