Байкальск
Просмотров: 10051
11 Декабря 2009

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

 













Байкальск

 

Более десятка трасс для горы «Соболиной» не предел. В распадке справа будет создаваться еще ряд горнолыжных спусков, призванных удовлетворить потребности любителей активного отдыха. Горный цирк слева ориентируют на экстремалов

 

Как ни крути, а самый известный и популярный курорт на Байкале находится на восточной его стороне. «Гора Соболиная» уже как минимум десятилетие — настоящая туристическая мекка и лучшая горнолыжная база Восточной Сибири. Но с некоторых пор его упоминают в контексте закрытия БЦБК, а с недавнего времени еще с возможностью создания в Байкальске особой экономической зоны. Связь тут прямая — целлюлозно-бумажный комбинат был владельцем «горнолыжки», у которой сейчас другой собственник, фирма «Гранд Байкал». ОЭЗ же должна привести в район инвесторов туристического бизнеса. Мы отправились в город, чтобы рассмотреть влияние произошедших и будущих событий, и заодно рассказать об его инфраструктуре.

Первое, что отмечаешь на подъезде к Байкальску, не побывав здесь больше года — отсутствие привычного запаха и характерного ранее обрамления пейзажа в виде дымивших труб. Парадоксально, но, пожалуй, только в России могут протестовать по поводу закрытия экологически опасного предприятия и свято верить в то, что его выбросы не вредят здоровью, а вода озера имеет неисчерпаемые возможности по самоочищению. Впрочем, сейчас население города преодолело «ломку безработицей» (многие, кстати, разъехались по регионам и вахтам — на заработки), и большая его часть уже не хочет повторного запуска комбината. Здесь откровенно смеются над заявлениями правительства, поскольку прекрасно понимают, что кратковременный пуск БЦБК нерентабелен и позволит заработать лишь конкретным и немногим людям.

Да и в принципе это никак не укладывается с установкой того же правительства о создании в Байкальске особой экономической зоны. Она и комбинат — антагонисты. В то время как у города есть все шансы усилить свой туристический вес. Причем вопрос рассмотрения открытия ОЭЗ в районе Большого Голоустного либо опять же предложения дилетантов, либо тонкий расчет в надежде на заработки из госбюджета. По крайней мере, зимой «голоустненское» побережье немилосердно продувается ветрами, и температура может «шкалить» под сорок. А Байкальск — климатический рай со средними «морозами» в 14-17°С.

 

Байкальск | Не приезжающие пока массово иностранные гости (все-таки, по их понятиям, наш курорт несколько «не дотягивает») в основном стремятся увидеть «чудо природы» — незамерзающую до середины-конца января «большую воду». Катаются и купаются!

 

 

Не приезжающие пока массово иностранные гости (все-таки, по их понятиям, наш курорт несколько «не дотягивает») в основном стремятся увидеть «чудо природы» — незамерзающую до середины-конца января «большую воду». Катаются и купаются!

 

 

ЗАКРЫТИЕ В РАЗВИТИЕ

 

Нельзя сказать, что по емкости рынка труда «Соболиная» — градообразующее предприятие. При 15-17 тысячах населения ее 300 человек персонала вместе с тремя гостиницами — «Русью» и собственно «Соболиной» у базы и «Байкалом» в городе — капля в море. Но подобное характерно едва ли не для всех зарубежных курортов. «Горнолыжка» своеобразный фундамент, на который может опереться весь местный бизнес и жители города. Ведь когда работал комбинат, ее посещаемость на выходных оценивалась примерно в 1500 человек. С закрытием число туристов увеличилось на треть. Теперь можно видеть и три, и четыре тысячи туристов, то есть под самый проходной максимум. Всех их нужно «поить, кормить, выгуливать».

Между тем, только за этот сезон многое сделано для того, чтобы «Соболиная» стала более привлекательной. Три трассы были расширены с 20 до 80 м, на 800 м подняли систему искусственного оснеживания, открылся первый кресельный подъемник, смотровая площадка наверху и кафе там же. Но это ничто по сравнению с планами. По ним горнолыжный комплекс сможет принимать от 15 до 25 тысяч человек ежедневно! New Васюки? Руководство курорта заявляет о договоре с канадской фирмой, которая начала проектирование освоения распадка справа от существующих трасс. Так называемый западный цирк должен включать минимум две кресельных, одну гондольную дороги, зону отдыха и гостиницу.

Другая фирма будет разрабатывать левый (восточный) цирк, который рассчитан на экстремалов. Понятно, что от этого выиграет не только база — весь город. По нему существуют еще более грандиозные замыслы. Статус особой экономической зоны определит появление в Байкальске таких крупных инвесторов, как группа «Илим», компании «Транснефть» и «Росэнерго». Не трудно представить (по некоторой информации, уже есть не озвученные еще официально планы), что это коттеджи под аренду, развлекательные центры, гостиницы в 4-5 звезд и даже порт. Основное условие — закрытие БЦБК без каких-либо шансов на пуск. Однако вернемся с гор на землю.

 

 

Байкальск

 

 

Юрий Борисович Шуляк, директор горнолыжного курорта «Гора Соболиная»:

– К сожалению, как и многое в России, все, что касается горных лыж, отстает от Запада на долгие десятилетия развития. Мы учимся, периодически посещая зарубежные базы. Вот, казалось бы, простое решение — домики у трасс там, в основном, не имеют центрального отопления, а за счет правильного «по солнцу» расположения обогреваются естественно. И мы такие же построили, «отопление» работает прекрасно. Но, конечно, для создания схожей инфраструктуры необходимо финансирование. Со сменой собственника ситуация в этом плане стала значительно лучше. И мы надеемся, что с приходом инвесторов эта тенденция будет развиваться. Благо, у нас опытная команда, проработавшая едва ли не с основания базы, в которой почти нет текучки кадров.

 

 

 

ПО ТУРИСТИЧЕСКОМУ КУРСУ

 

Город сейчас находится в процессе переориентации на туризм, который, надо полагать, продлится не один год. Но уже хорошо то, что последствия зависимости от градообразующего комбината постепенно остаются в прошлом. Приток отдыхающих обусловил появление новых торговых точек, кто-то замораживает на зиму клубнику, иные приобретают катера и лодки (летом курорт принимает детей, организует сплавы по горным рекам и поездки в Тункинскую долину, правда, масштабы поменьше). В конце концов, отношение к приезжим еще прочнее закрепило за Байкальском имидж «красного» города, практически лишенного преступности. После закрытия комбината были случаи автомобильного «мародерства», сейчас же отпугивать подобным образом туристов непозволительная роскошь.

Конечно, все это зачатки. Туристический бум, который при благоприятных условиях должен обозначиться через сезон-другой, просто обязан сформировать нечто большее — культуру предложения. А вот с жильем здесь проблем не было никогда. Теперь же, кажется, что его можно арендовать всегда и у всех. За час мы обзавелись десятком телефонов и еще большим с учетом гостиниц и турбаз числом мест для проживания (источник информации — многочисленные объявления в городе и на трассе и бабульки с омулем и прочим местным деликатесом). Хотя тут есть нюансы.

Любителям комфортного отдыха перед праздниками о бронировании лучше побеспокоиться заранее. На Новый год — еще в сентябре. В конце ноября, когда мы посещали Байкальск, в гостиницах «Соболиная» и «Байкал», а также в коттеджном комплексе «Русь», оставались единичные свободные номера из тех, что подешевле. В будни и обычные выходные ситуация иная, и все же. В качестве комфортабельного варианта можно рассматривать несколько турбаз около Утулика (где имеется бюджетный выбор; однако по поводу 31 декабря нас там тоже разочаровали). И, разумеется, почти беспроигрышная альтернатива — частные квартиры в самом городе или дома за его пределами, в том числе, близко от «горнолыжки». Очень разнообразное предложение — от «однушек» и «двушек» со всей обстановкой, обычно принадлежащих пенсионерам, которые уходят переночевать к соседям. До полудачных домов с удобствами на улице. Цены также колеблются. В будни теоретически удастся договориться и за 150-200 рублей. В выходные и праздники стоимость возрастает. Зависит она и от сезона. Если же говорить о средних значениях, то это 250-350-450 рублей, хотя, например, недавно отстроенный в расчете на зимние заработки коттедж может обойтись и в 2 тысячи с человека.

Существует радикальное решение — покупка квартиры. Как нам сказали в местном агентстве недвижимости, прошедшее лето было для этого самым благоприятным временем. «Однушки» стоили дешевле элитного кухонного гарнитура — около 400 тыс. руб. Цены на двухкомнатные и трехкомнатные лежали в пределах 850-1050 тысяч. Любопытно, что какое-то время после закрытия БЦБК стоимость еще держалась, потом произошел обвал, и предложение значительно превысило спрос. Не зря в отчете министерства регионального развития Байкальск значится как один из 19 самых безнадежных городов России.

Однако с разговорами об экономической зоне цены поползли верх. Однокомнатная квартира теперь обойдется никак не дешевле 550 тысяч. «Двушки» и «трешки» подорожали меньше — в среднем на 10-15%. Непонятно, изменилась ли как-то стоимость гаражей, многое зависит от их состояния, но ценовые пределы таковы — 80-200 тыс. руб. Не ясна ситуация и с землей. В агентстве заявляют о том, что по сравнению с летом цены сохранились. Так, 5-6 соток в зависимости от их освоенности укладывались в 55 тыс. руб. В то же время есть примеры, когда 24 сотки оцениваются в 1,2 млн. По неподтвержденной информации, уже наблюдаются попытки спекулировать на участках, пригодных для бизнес-застройки, когда за те же 6 соток могут просить и миллион, и полтора. Так или иначе, а недвижимость всех видов иногородние туристы в Байкальске помаленьку приобретают.

 

Байкальск | Горнолыжный курорт работает с начала ноября до начала мая! Но «бархатным» сезоном считается период с 8 марта по 12 апреля. Внизу уже начинает зеленеть трава, а здесь еще создается искусственный снег. В это время возрастает стоимость и наблюдается максимальный

 

 

Горнолыжный курорт работает с начала ноября до начала мая! Но «бархатным» сезоном считается период с 8 марта по 12 апреля. Внизу уже начинает зеленеть трава, а здесь еще создается искусственный снег. В это время возрастает стоимость и наблюдается максимальный приток туристов

 

Шесть лет назад посетив Байкальск, мы отмечали, что с точки зрения автомобильной инфраструктуры он аналогичен большинству подобных российских городков. Даже присутствие курорта не вносит каких-то весомых поправок. Все необходимое для массового автомобильного туриста сформировано, и вряд ли что-то может кардинально измениться в ближайшее время или вообще когда-нибудь.

Так, нет проблем с местами для парковок. У гостиниц при курорте и на других турбазах есть необходимые площади. Сняв квартиру в городе, автомобиль можно бросить под окнами или на стоянке (80 и 100 руб. в будни и выходные). За теплым паркингом советуем обратиться в промзону (удастся договориться за 100-150 руб.) либо в «Лева-Сервис» (бокс на 5-6 машин надо занимать заранее; 200 руб./ночь). Последний находится в центре города, а до строений БЦБК надо ехать на такси (на заказ 60-80 руб.; можно договориться с многочисленными частниками за 10-20 руб.).

Кстати, «Лева-Сервис» — единственная СТО в городе. С компьютерной диагностикой импортной электроники тут не помогут, но на «расходные» процедуры и ремонт подвески рассчитывать стоит. Ценнее же то, что здесь могут устранить последствия неудавшегося холодного пуска — есть эвакуатор и боксы для «оживления».

А, впрочем, не ремонтироваться же в Байкальск едут — развлекаться. В этом направлении у местного бизнеса еще обширное поле для деятельности. За исключением единственного ночного заведения, да катка с бассейном, предложить городу туристам, собственно, нечего. Будем надеяться, что в государственных и коммерческих структурах поймут необходимость вложений в то, что уже начато, и оставят попытки уничтожить уникальный уголок природы, не имеющий в Сибири альтернативы.

 

 

СНЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Байкальск | Один из старичков Pisten Bully уже на приколе. Но вдумайтесь — за рубежом и в Байкальске он отработал без малого 30 лет, а второй пашет снежную целину до сих пор

 

 

Один из старичков Pisten Bully уже на приколе. Но вдумайтесь — за рубежом и в Байкальске он отработал без малого 30 лет, а второй пашет снежную целину до сих пор

 

 

Создание покрытия на горнолыжных трассах — достаточно долгий и сложный процесс, который можно осуществить только при использовании импортных технологий и механизмов.

Наивно полагать, что для склонов достаточно лишь кое-как уплотненного снега. По такому любители и спортсмены перестали кататься, наверное, еще в середине прошлого века, если не раньше. Сейчас первый вопрос профессионалов после приглашения их на свою «горнолыжку» — есть ли на ней искусственные покрытия? На горе «Соболиной», что для нашей провинции, пожалуй, уникально, они существуют. Система оснеживания — целый комплекс, состоящий из проложенных под землей труб с более чем сорока гидрантами в нужных местах. В преддверии сезона к ним подключают пушки с несколькими рядами форсунок высокого давления. Разбрызгиваемая через них вода при 40 атм. с помощью вентиляторов образует мелкодисперсную взвесь. До -3°С — это туман, выдуваемый на 50 м по склону. При температурах ниже смесь воды и воздуха образует искусственный снег.

Потом за работу принимаются ра-траки. О них хочется рассказать подробней, все-таки не часто встречаешь столь узкоспециализированную технику.

Надо заметить, что отечественные производители нечто отдаленно похожее создавали только при СССР. На «Соболиной» есть две такие «коробчонки» — одна на приколе, вторая на подхвате. Гору же давно оккупировала импортная «гусянка». Пара Pisten Bully начала 80-х германского законодателя моды на ра-траки фирмы Kassbohrer была куплена бэушной. Один, отпахав тысячи моточасов, порвал трансмиссию совсем недавно — громадный ресурс. Второй, используя его запчасти, бегает до сих пор. Но этого для более чем десяти спусков мало. Поэтому в 2006 году был приобретен новый Pisten Bully. Модель 300 за 450 тысяч евро едва ли не верх «снежного инжиниринга». И хотя в линейке есть машины помощнее, характеристики байкальского трактора впечатляют. Для того, чтобы передвигать отвалом многотонные горы снега, резать его фрезерным валом на корме и разглаживать специальной доской, PB 300 имеет 8,7-литровую «шестерку» Mercedes с 335 л. с. и 1424 Нм! Такая моментная сверхотдача позволяет 8,4-тонному аппарату вползать на 60-градусные склоны, а на меньших уклонах обеспечивает прекрасную подвижность. Правда, многое тут зависит от плотности покрытия — иногда на больший «крутяк» лазает 200-сильный «старичок», который легче.

Вызывает уважение и отношение к технике. Все ТО в гарантийный срок выполняли приезжие специалисты, сейчас — машинисты, они же техники. С максимально удобным доступом к агрегатам, включая 100-литровую емкость гидросистемы, это, отмечают, делается легко. Не говоря уже про управление, в котором много функций возложено на электронику. Она, кстати, как и все гидромагистрали высокого давления рассчитана на работу до -35°С. Хотя в особые «минусы» ра-траки ставят на подогрев от сети. Остается лишь посетовать на то, что производители нашей снежной страны упустили этот специализированный, но емкий рынок. Ведь даже на «Соболиной» — небольшом по профессиональным альпийским меркам курорте — собираются прибрести еще один новый ра-трак, которых здесь необходимо не менее пяти.

 

 

Максим Маркин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 36/2009

 
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог