|
Как бы странно это ни звучало, но Россия является единственной в мире страной, которая до сих пор не имеет надежной автомобильной связи между западными и восточными регионами. Это при том, что наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу. Дальний Восток, где проживает 6,6 млн. человек, стал фактически анклавом, в полной мере оправдывая свое название. Рядом же — густонаселенный Китай c великолепной транспортной инфраструктурой. Экономические проблемы накладываются на чисто геополитические. Не так давно стало известно, что строительство трассы М-58 «Амур» завершится к осени 2010 г. В преддверии решающего года и после того как закончен очередной сезон активных работ, мы решили пройти по вехам этой грандиозной стройки.
У КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ
До революции соединить восточные окраины страны с центром удалось только железной дорогой. Параллельно Транссибу начали прокладывать «Старый московский тракт», однако довели его только до Читы. 13 июля 1966 г. Кабинет Министров СССР принял решение о строительстве автомагистрали между Читой и Хабаровском. Длина трассы должна была составить 2165 км, завершение строительства планировалось в 1980 г. Дорога сооружалась параллельно китайской границе, предусматривалось возведение на трассе участков под аэродромы. И это неудивительно, ведь тогда советско-китайские отношения резко обострились. Изыскательские работы, утверждение планов и смет, трассировка будущей дороги заняли немало времени. Строительство началось только в 1978 г. За 17 лет, до 1995 г., были построены участки дороги возле Читы, Благовещенска и Хабаровска общей протяженностью 605 км. Таким образом, в год возводилось всего 35 км. Основные ресурсы уходили на БАМ. В 1995 г. дан новый импульс строительству. «ИркутскгипродорНИИ» откорректировал ТЭО строительства дороги, разработанное в 1967 г. Обследованы сданные в эксплуатацию, строящиеся и восстанавливаемые участки дороги, построенные и строящиеся искусственные сооружения, состояние полосы отвода. Уточнены объемы выполненных работ и местоположение отдельных участков трассы. Проведены согласования с землепользователями. Проект трассы разработан «ИркутскгипродорНИИ» совместно с государственным учреждением «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Минтранса РФ» (ФГУ ДСД «Дальний Восток»). Наравне с Федеральным дорожным агентством (Росавтодором), Дирекция является заказчиком стройки. В 1995 г. в тайге пробили еще 389 км дороги. Но для обеспечения сквозного проезда требовалось построить еще 525 км, из которых более трехсот — в первозданной тайге, через горные хребты, реки, распадки и болота. Денег катастрофически не хватало, к тому же в 1998 г. грянул дефолт. На каком-то этапе к скудному федеральному финансированию добавились ссуды Европейского банка реконструкции и развития.
СКВОЗНОМУ ДВИЖЕНИЮ БЫТЬ!
Новой вехой стройки стал 2000 год. В Благовещенске побывал президент В. Путин и поручил правительству форсировать работы. В 2001 г. по его решению трасса «Амур» вместе с объездной дорогой вокруг Санкт-Петербурга получила статус одной из наиболее значимых в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)». Четверть финансирования всех дорожных объектов страны стала направляться на трассу «Амур». Наиболее труднодоступные и сложные участки дороги включены в государственный оборонный заказ. Строительство разбито на два этапа. На первом должен быть обеспечен сквозной проезд по трассе с устройством переходного (щебеночного) типа покрытия. Второй предусматривал завершение строительства с укладкой асфальтобетона и окончательным обустройством дороги. В 2010-2011 гг. будут отремонтированы участки, построенные в 1980-90-е, общей протяженностью 641 км. Завершением первого этапа считается 27 февраля 2004 г., когда В. Путин на мосту через Амур в Хабаровске торжественно открыл сквозное движение по трассе. Президент заявил, что «это второе событие по значимости после открытия Транссиба». Трасса тогда была весьма условным понятием: асфальт только на 609 км магистрали, на 708 км — переходный тип покрытия. 510 км прошли по местной укрепленной сети дорог, а на 227 км движение осуществлялось по строящимся участкам. Но «Амур» оживал: в сутки по нему проезжало 500-600 автомобилей, в основном перегонщиков.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
На «Амуре» развернулись 10 подрядных организаций, самая крупная из которых — иркутское предприятие «Труд». Применяются самые современные технологии. Наиболее известное «ноу-хау» стройки — водопропускные трубы не из бетона, а из более практичного гофрированного металла. Срок их службы в среднем 70-75 лет. Уникален автомобильно-железнодорожный мост через Амур, вторая очередь которого еще возводится. В 1996 г. «Труд» возродил забытое студотрядовское движение — был образован Байкальский ССО. Обычно студенты работают с июня по октябрь — за сезон удается неплохо заработать. В 2009 г. побили своеобразный рекорд: на стройке трудились около 10 тыс. человек — как на крупном заводе! Среди рабочих немало граждан из стран ближнего зарубежья. Заговорили даже о втором БАМе. Растет финансирование. В 2005 г. на реализацию проекта было выделено 5 млрд. руб., в 2006 г. — 6 млрд. руб., 2007-м — 9,1 млрд. руб. (фактически освоено лишь 5,1 млрд. руб.). В 2008 г. из запланированных программой 13,4 млрд. руб. было выделено 10,7 млрд. руб. Правда, окончательно сдать трассу в прошлом году, как планировалось, не удалось: уложили лишь 950 км асфальта. Завершение работ отложено до 2010 г., поэтому финансирование в уходящем году рекордное — 14,9 млрд. руб. Должно быть сдано 705,5 км дороги, из которых 182,6 км введено в начале сентября. Для ввода трассы в эксплуатацию планируется выделить еще 11,3 млрд. руб. и достроить 634 км.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХАЙВЭЙ
Большая часть магистрали — дорога третьей технической категории: твердое асфальтобетонное покрытие, ширина проезжей части — 7 м (по полосе в каждую сторону), расчетная скорость движения — 100 км/ч. Сооружаются эстакады через Транссиб. На пересечениях с другими дорогами предусмотрены переходно-скоростные полосы, а на подъездах к крупным населенным пунктам — расширение до четырех полос и многоуровневые развязки. Пропускная способность «Амура» составит 15 тыс. автомобилей в сутки (сейчас здесь ежедневно проходит в среднем 1500 машин). Значение трассы «Амур» трудно переоценить. В районе прохождения трассы сосредоточено до 40% всех известных полезных ископаемых страны. Строится нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». «Амур» прочно свяжет регионы Европейской части России и Сибири с Дальним Востоком и Севером страны (Якутск, Магадан). О том, какие надежды возлагают на магистраль жители Забайкальского края, Амурской области и соседних регионов, говорилось уже не раз. Сейчас можно смело заявлять о том, что в следующем году трансконтинентальный коридор «Европа — Москва — Владивосток» заработает в полную силу. «Амур» станет надежным подспорьем Транссибу и БАМу.
Андрей Ящерицын, Николай НаумовАвтомаркет+Спорт № 36/2009 |
||