ПУСКОВОЙ ЗАРЯД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Специализированные СТО в ассортименте располагают продуктами в бочкотаре, что позволяет сэкономить при замене масла – дешевле литр и точная дозировка Какое масло лучше всего заливать в двигатель — над этим задумывались многие автомобилисты, особенно перед зимним сезоном, когда каждый день начинается с низкотемпературного запуска. У моторных масел много важных функций, но в наших суровых условиях их способность сохранять текучесть на холоде, действительно, выступает одним из главных эксплуатационных качеств. Одним из, но все же далеко не единственным.
Двигатель на морозе может не заводиться по разным причинам – проблемы с электрикой и электроникой, слабый аккумулятор, некондиционное топливо (что бывает очень часто), но в любом случае моторное масло обязано прокачиваться по каналам смазки, иначе возможны серьезные механические повреждения с неминуемым капремонтом. Если уж в летних условиях даже маловязкая синтетика не сразу поступает к верхним точкам смазки двигателя (подшипники распредвалов, кулачки и т.д.), что говорить об условиях, если масло в поддоне превращается в «солидол»? Но в том-то и дело, что большинство современных всесезонных масел пригодны работать в очень широком температурном диапазоне, и с их покупкой абсолютно нет никаких проблем, как при обслуживании на СТО, так и для самостоятельной замены. Есть, пожалуй, два нюанса – такие масла созданы на основе синтетических технологий и стоят недешево, а топ-продукты от ведущих брендов и вовсе могут напугать ценниками. Впрочем, сейчас на выбор продукция разных производителей, в том числе из числа новичков рынка, и есть альтернатива в ассортименте у самих топ-марок, так что с ценами ситуация остается демократичной. Второй нюанс касается оптимального выбора класса вязкости: этот вопрос в свете последних тенденций теперь тоже не однозначный. Если исходить из «наилучших пожеланий» по разносторонней защите двигателя, то во многих случаях лучшими будут синтетические моторные масла с вязкостью SAE 5W-30, 5W-40, 5W-50, 0W-40 и другие, обладающие должной текучестью и высокими антифрикционными свойствами, а синтетическая основа еще обеспечивает более прочную смазочную пленку и лучшую стойкость к окислению. «Зимние» значения вязкости 5W и особенно 0W указывают, что масло сохраняет необходимую для безопасного запуска подвижность при низких температурах (до –25°С и ниже) – именно на таких сортах масел мы и заострим внимание в период холодного сезона. Например, масла зимнего класса SAE 10W автопроизводители, как правило, не рекомендуют использовать при температурах ниже –20°С. А цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах – чем выше значение, тем «гуще» масло при высоких рабочих температурах. Конкретный класс вязкости выбирается исходя из совокупных данных – рекомендации автопроизводителя, пробег, особенности реальной эксплуатации, техническое состояние двигателя и другое. Типичным для новых автомобилей «еврогруппы» считается класс SAE 5W-30, во всяком случае, в официальных дилерских центрах в гарантийный период обычно заливают масло с таким классом вязкости. Оно оптимально сочетает все рабочие характеристики, в том числе энергосберегающие. Не случайно в линейках европейских производителей масел в последнее время прибавилось продуктов с таким классом вязкости (например, ZIC XQLS 5W-30, Castrol Magnatec 5W-30 или Shell Helix Ultra Extra 5W-30). Надо только иметь в виду, что в этом классе встречаются особые энергосберегающие масла (сертифицированные по АСЕА А1/В1 или А5/В5) с пониженной вязкостью при высоких температурах и максимальных сдвиговых нагрузках, которые могут применяться только при специальных допусках автопроизводителей. Для подержанных автомобилей принято рекомендовать класс SAE 5W-40, а для «хорошо подержанных» и работающих с очень высокими нагрузками – класс SAE 5W-50. Кстати, необходимость «поднимать» вязкость для немолодых двигателей нередко диктует и повышенный расход масла на угар, хотя опыт показывает, что это не всегда приводит к желаемому результату. Кроме того, давно в ходу экстра-продукты класса SAE 0W30, 0W-40 и даже 0W-50. Если сам автопроизводитель ничего не оговаривает по их поводу, можно руководствоваться информацией от производителей масел, которые сообщают, что расширять температурный класс масла допускается, причем в любую сторону. А если рассматривать рынок «азиатской группы», то прилавки сейчас заполнили фирменные моторные масла класса SAE 5W-20 и даже 0W-20. С точки зрения холодного запуска к ним вопросов нет – то, что надо, но не слишком ли они «жиденькие» при нагреве? Ведь по классификации SAE они обладают минимальной вязкостью при высоких температурах и максимальной скорости сдвига. К появлению таких сверхмаловязких масел ведет стремление цивилизации к максимальному энергосбережению (то есть снижению потерь на трение) с подобающим конструктивным изменением двигателей. Но вряд ли все нынешние японские моторы рассчитаны только на масла данной категории – скорее, это особенности внутреннего рынка. К тому же нет информации, какой заложен ресурс для «сверхэкономичных» двигателей и как поступать с ними при большом пробеге – то, что для нас более актуально. В любом случае надо бы знать, есть ли официальные предписания автопроизводителей применять масла такого класса вязкости на российском рынке. К слову, тенденции на передовых авторынках могут входить в противоречия с нашей действительностью. В пику соответствия современным экостандартам, моторные масла становятся не только маловязкими, но и маловредными по своему составу. Это достигается в том числе снижением их зольности, то есть меньшим содержанием моющее-диспергирующих присадок (меньшим щелочным числом). При работе с топливом, которое действительно отвечает нормам Евро 4 и 5, это оправдано, но в нашем случае лучше иметь повышенный щелочной запас – так надежней, особенно в условиях сурового климата, причем и в этом случае произвольно удлинять сроки замены тоже не стоит. Вообще, при выборе масла разумнее ориентироваться на продукты, которые официально поставляются на рынок России. В целом можно сказать, что выбор низкозамерзающих моторных масел стал шире, в том числе за счет появления новых сортов с вязкостью 0W, причем не обязательно это самые дорогие продукты.
Василий ЛАРИНВесь автомобильный Иркутск № 22/2010 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||