НАГРЕЛ, ЗАВЕЛСЯ, ПОЕХАЛ |
||
|
Холод – враг всего живого, и двигатель автомобиля не исключение. По данным европейских исследований, на режимы низкотемпературного (имеется ввиду ниже нуля) пуска и прогрева приходится до 80% износа двигателя. Подсчитано, что за зиму моторесурс автомобиля снижается на 20-60 тысяч км только за счет этих губительных режимов. Плюс ко всему на треть и более увеличивается расход топлива, ну а токсичные выбросы в атмосферу, потери времени и здоровья – это и вовсе самые серьезные и невосполнимые потери. КАК И ЗАЧЕМСамым оправданным решением вопроса является установка специальных устройств – предпусковых подогревателей двигателей, а также подогревателей топливных магистралей (обычно для дизельных автомобилей) и салонов. Способ эффективного предпускового нагрева двигателя был и остается прежним и на сегодня пока единственным – нагрев через штатный контур охлаждения. Есть только один нюанс – источники питания таких устройств, что накладывает свои особенности и ограничения в их применении. Самые демократичные – это электрические подогреватели от бытовой сети: простая конструкция с нагревательным элементом, относительно несложная установка и доступные цены. Есть маломощные конструкции (500-800 Вт), рассчитанные на «мягкий», но при этом достаточно эффективный прогрев с учетом установки непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров через специальные заглушки, предусмотренные при конструировании двигателя. Теоретически они могут включаться на долгое время, и в базовой комплектации очень просты: только кабель и нагревательный элемент, нет ни реле отключения, ни терморегулятора, ни таймера. Как правило, импортные изделия именно такого типа, хотя опционально предполагают к ним целый арсенал – от таймера до салонных обогревателей. А есть устройства, врезаемые в шланги системы охлаждения – они мощнее (от 1000 Вт), сложнее по конструкции и дороже, но зато более универсальны и в какой-то мере проще в плане установки на двигатели. Такого типа подогреватели в основном и выпускают отечественные производители, хотя аналоги есть и зарубежного исполнения. И все бы здорово, но бытовая электросеть доступна не везде, особенно на открытых автостоянках – подобной инфраструктурой, к сожалению, сибирские города похвастать не могут. Поэтому идеальный вариант видится в установке автономных топливных подогревателей. По конструкции они сложней, их корпус массивней и требует больше места, но и по функциональности такие устройства не сравнить с электрическими. Это мощные (от 4000 Ватт), универсальные и независимые от внешних источников подогреватели, которые в полностью автоматическом режиме за короткое время (около 40 минут) способны нагреть двигатель фактически до рабочей температуры и при этом не потратить много горючего. Главное – наличие топлива в баке и заряженный аккумулятор, остальное в заданное время все сделает автоматика: закачает топливо, разожжет камеру сгорания, включит встроенный насос, и будет гонять нагреваемый антифриз по контуру, пока не прогреет двигатель до горячего состояния. Минус таких устройств – высокая цена, как за само оборудование, так и за установку. Базовый комплект кроме самого подогревателя со всей монтажной гарнитурой включает простой таймер с «ручной» установкой времени, хотя опционально сегодня предлагается широкий набор средств управления. Это многорежимный таймер, подключение штатного отопителя для обогрева салона, дистанционное управление посредством брелка cигнализации (на расстояние его действия), дополнительные охранные функции, а также, что очень удобно и становится популярным – управление через GSM-модуль с мобильного телефона. В этом случае команду на запуск можно посылать СМС- cообщением на расстояние действия сети. ЧТО И ЗА СКОЛЬКОЭлектрические подогреватели в основном представлены отечественные. Ранее популярное устройство «Северс» ныне не выпускается, вместо него теперь значительно модернизированный «Северс-М», но который тоже рассчитан на «врезку» в тонкие шланги системы охлаждения, мощный, имеет терморегулятор и аварийный выключатель. В новом сезоне без учета установки его стоимость в зависимости от мощности (от 1000 Ватт) начинается от 2100 рублей. Это за комплекты для монтажа на отечественные автомобили (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и т.д.). Универсальные комплекты, рассчитанные на иномарки, стоят от 2400 рублей. Тем не менее, прежняя конструкция «Северса», которую ряд установщиков до сих пор предпочитают за более высокую надежность и приспособленность для широкого применения, воплощена в аналогичное изделие «Альянс» от другого производителя. Цены от 1500 рублей для отечественных автомобилей (включая грузовые) и от 1700 рублей для установки на легковые иномарки. Есть и аналог для «Северс-М» – изделие под названием «Старт-М», которое предлагается от 2000 рублей. Еще один отечественный подогреватель – «Лестар», уже рассчитан на врезку в толстые патрубки системы охлаждения. Это более простое устройство, малой мощности и без всяких реле, только кабель и нагреватель. Цены от 1300 рублей. К сожалению, выпускается «Лестар» под размеры отечественных шлангов, и за установку на иномарки берутся не все фирмы. В свое время эта же фирма выпускала маломощные подогреватели «Беспризорник» для встройки в блок цилиндров, но модельный ассортимент был рассчитан только на двигатели ВАЗ. Затем эти устройства сняли с производства, но сейчас фирма обещает их вернуть на рынок. Как и устройства «Гейзер», которые предназначены для нагрева топливозаборников. Кстати, это тоже очень актуальное предложение – подогреватели топливных систем, причем автономные, от бортовой сети 12 или 24 вольт. Использовать можно в дороге, что особенно важно для грузовиков, у которых в морозы топливные магистрали могут замерзать прямо на ходу. Сейчас такие устройства в ассортименте есть отечественные и разного типа: бандажные на фильтры, проточные для врезки в магистраль, а также обмоточные. Цены от 800 рублей. Из импортных электроподогревателей сейчас в ходу только системы норвежской фирмы Defa – простые, малой мощности, они предназначены в основном для установки в блок цилиндров. Опционально к ним могут идти таймер запуска с дистанционным управлением, устройство для подзарядки аккумулятора, а также салонные обогреватели различного вида. Ассортимент покрывает большинство иномарок. Стоимость базового комплекта (только кабель и нагревательный элемент) от 4500 рублей. Выбор топливных подогревателей уже многие годы сводится к двум немецким устройствам – Hydronic и Webasto, которые при рядке отличий по форме и содержанию можно считать аналогичными по принципу работы. Главное, что их объединяет – это блоковая конструкция, то есть все элементы (камера сгорания, процессор, насос) компактно собраны вместе, что облегчает монтаж. Оба устройства зарекомендовали себя хорошо, но в классе 4000-ваттных (для двигателей объемом до 2,5 литра) установщики отдают предпочтение Webasto. Аналогичной мощности Hydronic, как выяснилось, проявил капризность – быстро загрязняется и вообще работает нестабильно, хотя 5000-ваттные таких недостатков не имеют. Цены здесь зависят от курса евро, в начале сезона стоимость базового оборудования с учетом таймера составляла в районе 33-34,5 тысяч рублей за 4000-ваттные и 42-43,5 за 5000-ваттные блоки. Плюс установка. Кстати, если заказывать с полным опционом, включая дополнительную охрану, установка такого подогревателя может вытянуть до 80 тысяч рублей. Альтернатива «немцам» сегодня только в виде отечественного подогревателя «Бинар», с которым в Иркутске работают всего второй год, но уже несколько фирм. Его особенности – это пока только 5000-ваттная мощность и модульное исполнение. Последнее имеет как недостатки – «объемней» и дороже при установке, так и достоинства – компоновочная гибкость, что помогает в особо сложных подкапотных пространствах и при техобслуживании. Цены на само оборудование заметно ниже чем у немцев: 16-18 тысяч рублей. Василий ЛАРИН
|
|