ПОВЕЯЛО ПЕРЕМЕНАМИ |
||
|
Нынешняя ситуация в сегменте автопродаж подобна порывам долгожданного ветра – он разгоняет застоявшийся кризисный воздух, но срывает крыши и наносит мусор. Вторая половина 2010-го года впервые после начала экономического спада показывает продуктивную деятельность авторынка и вместе с тем несет ряд проблем. Летом в отдельные периоды рост продаж автомобилей у дилеров составил более 50%, а в целом по сравнению с 2009 годом оживление рынка экспертами отмечается на 14-16%. Автокомпании развивают в России производства, выводят новые актуальные модели и активизируют кредитные программы. Одновременно с этим машины дорожают, и растет их дефицит. Повышение спроса в полной мере затронуло и сектор second hand, главным форпостом которого по-прежнему является авторынок в Рабочем. Однако в буквальном смысле рыночная экономика Рабочего рядовых автовладельцев не радует. ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Даже в стане традиционных отечественных производителей творится небывалое оживление, связанное, в первую очередь, с реализацией госпрограммы по утилизации старых автомобилей в счет покупки новых. В этом «обороте» в основном замешана ВАЗовская «классика», которая до недавнего времени тихо почивала на лаврах, а теперь вновь стала «топ-моделью»! Мало того, что «пятерка» и «семерка» подскочили в цене на 10-15%, подорожав до 210 тысяч, так еще и пропали из поля зрения – летом волны покупателей смели все местные дилерские запасы, и теперь машины из-за их нехватки надо ждать месяцами. Чудеса, но на этой волне Ижевский завод планирует реанимировать выпуск «четверок», тогда ситуация может смягчиться. На этом фоне застой в обновлении модельного ряда ВАЗ уже не вызывает никаких эмоций. Бесконечная структурная модернизация завода пока не дала реальных результатов – новейшую модель D-класса и плоды сотрудничества с Renault (речь об универсале на платформе Logan), видимо, еще надо подождать. От ГАЗа, который сосредоточился на производстве коммерческих автомобилей и даже сделал определенный шаг вперед (линейка «Газели-бизнес»), в легковом сегменте вообще ничего не стоит ждать. А вот УАЗ, не хватая звезд с неба, поддерживает стабильный спрос хотя бы недорогой модернизацией своих внедорожников. Самый свежий пример – выпуск на рынок укороченной (но так же 5-дверной) версии UAZ Patriot, получившей приставку Sport. На выбор два двигателя (ЗМЗ-409 мощностью 112 и 127 л.с.), три уровня оснащения и правильный диапазон цен от 420 до 520 тысяч рублей, при котором новинка не только тактично доступней «взрослого» Patriot, но и вступает в прямую конкуренцию с Chevrolet Niva. При том оставаясь классическим и вместительным внедорожником. Что касается «новых русских» автомобилей и всех импортируемых иномарок, события здесь развиваются куда как стремительно и масштабно. Да, многие автоконцерны оказались не готовы к динамике изменения спроса и, по сути, провалили политику адекватного квотирования рынка. К тому же столкнулись с изменением курсов валют не в свою пользу. В результате автомобили зарубежных разработок в последние месяцы только дорожали: по-разному, от 5 до 20%, но все же базовые цены выросли у всех. А главное, в этот сектор вернулся дефицит, когда на многие востребованные модели возникли очереди, вплоть до 9 месяцев ожидания машины на заказ! Причем особенно остро дефицит ощущается именно в сегменте наиболее доступных иномарок, стоимостью от 300 до 450-500 тысяч рублей. Кроме того, в последнее время со сцены как раз сошли ряд моделей малобюджетного класса: Chevrolet Lanos, Peugeot 206, Mitsubishi Colt и Lancer Classic, а иркутский рынок к тому же лишен поставок легковых моделей Hyundai и Kia российской сборки. И все же все конъюнктурные перемены текущего года позволяют надеяться на развитие ситуации в лучшую сторону и нормальное функционирование рынка хотя бы со следующего года. Все предпосылки к этому есть. Прошедшей весной в рамках программ PSA в России открылся завод Peugeot, где начат выпуск модели 308, далее последуют Citroen и Mitsubishi. Осенью в тестовом режиме начал работать крупный и с максимальной локализацией завод Hyundai, который с нового года должен «завалить» рынок оригинальной моделью Solaris, специально разработанной для российского рынка. В Калуге на заводе VW начато производство другой специальной для России модели – Polo Sedan. И хотя машина на сегодня не способна удовлетворить спрос (очереди до лета 2011-го), такому положению дел все равно придет конец – ажиотаж уходит, а конкуренция остается. Например, расширяет производственные мощности ведущий игрок в массовом секторе – Renault, который обновил Logan, добавил к нему хэтчбек Sandero (дальше ожидается универсал), а с этой осени эти ключевые модели стали предлагаться и с АКП. Седан VW Polo – наверное, никогда еще появление модели компакт-класса не вызывало такого ажиотажа с очередями более чем на полгода, а на базовую версию за 399 тысяч и на все 9 месяцев Ну а сектор кроссоверов и прочих SUV, пожалуй, и вовсе переживает самый пик подъема – бум вокруг таких автомобилей превосходит все смелые ожидания, и производители торопятся ответить. В течение года здесь появилась целая россыпь новых игроков. Еще весной в среднем классе вышел основательно обновленный Mitsubishi Outlander XL и новейшая модель Hyundai iX35. А летом и осенью заявились новинки в компактном классе, где до того долгое время безраздельно хозяйничал Nissan Qashqai и частично VW Tiguan с Hyundai Tucson. Еще в начале года их компанию нарушил Skoda Yeti, и вот теперь появились сразу три амбициозных «бойца»: Peugeot 3008, Mitsubishi ASX и Subaru Impreza XV. Но и это еще не все – в ближайшее время сегмент SUV и SAV ожидает дальнейшее пополнение с серьезными притязаниями на место под солнцем. Ssang Yong подготовил Action II, который из рамного джипа превратился в настоящий кроссовер с несущим кузовом и легковой подвеской. Причем в отличие от ряда других одноклассников, Action II будет выпускаться именно в России, на дальневосточном заводе компании Sollers. От Kia выступит харизматичный Sportage III, правда, в Иркутске до сих пор не решен вопрос с официальным представительством этого бренда. Toyota впервые выведет на рынок «американский» Highlander, а также пикап HiLux – успехи других в данном сегменте японский лидер без внимания оставить никак не мог. Свой пикап Amarok подготовил и Volkswagen. Компания Nissan, обладающая завидным арсеналом SUV, за лето обновила внедорожник Pathfinder и Navara, «воткнув» в них более мощный 2,5-литровый турбодизель и новый дизель V6 объемом 3,0 литра, который идет только с 7-ступенчатой АКП. И все же главный маневр был сделан уже осенью – выход на рынок нового Patrol. Здесь слово «новый» имеет особое, эпохальное значение, поскольку от прежней модели на цельных мостах, что передавалось в шести поколениях, не осталось и следа. Созданный на одной платформе с Infiniti QX56, теперь Patrol являет собой интегрированную раму, полностью независимую подвеску, 5,6-литровый V8 в паре с 7-ступенчатой АКП и оснащение по стандартам премиум-класса. Цены в районе 3 млн. рублей тоже говорят обо всем – это конкурент не только для Land Cruiser 200, а скорее для Lexus LX 570. С утилитарными же задачами отныне будет справляться недорогой пикап Nissan NP300. Собственно, новый Patrol стал основным событием в секторе автомобилей высшего сословия, где в последнее время хоть и протекает своя жизнь, но на фоне «бурь» в массовых сегментах выглядит скрытно и тихо. Зимой, кстати, в Иркутске состоится открытие нового Mercedes-центра. Что касается других шагов в развитии дилерской инфраструктуры, то в последнее время здесь наблюдался определенный застой. Ранее приостановленные проекты, как то новый дилерский центр VW или Nissan, пока на стадии вялотекущего строительства – последствия экономического спада еще дают о себе знать. С другой стороны, в Иркутске дилерская сеть почти достигла кворума брендов и дальше вряд ли стоит ждать активных подвижек по их расширению. Но один логичный шаг по вложению в это дело инвестиций все же был сделан – в сен- тябре на базе автокомплекса на Ширямова состоялось открытие официального дилера Mazda, который фактически начал здесь работать еще в начале лета.
АВТОРЫНОК В РАБОЧЕМ Еще каких-то пару лет назад представить себе авторынок в Рабочем со столь малым количеством машин было нереально: мест не хватало даже в будние дни, а в выходные продаваемые машины стояли даже в проездах между рядами Никаких экономических предпосылок к снижению цен на праворульный second hand нет. Правда, многие ждали некоторой коррекции ценников в связи с невысоким к началу лета спросом на правый руль, а также в свете вступления в силу нового технического регламента, некоторые пункты которого даже в окончательном варианте нельзя назвать лояльными к японским и американским машинам. Но во второй половине лета спрос на машины внезапно стал расти слишком большими темпами. Как результат – цены на подержанные авто, и без того многим казавшиеся высокими, стали еще выше. Причем это повышение затронуло все сектора рынка second hand. По всей видимости, свою роль сыграло ограниченное предложение машин, которых с ростом спроса на всех стало банально не хватать. Естественно, что продавцы не преминули воспользоваться ситуацией. Вместе с ростом спроса выросло на рынке и предложение машин в плохом техническом состоянии. Причем, в отличие от прежних времен, сегодня продавцы и перекупщики почти перестали обращать внимание на предпродажную подготовку, нередко выставляя на продажу автомобиля даже без минимального «наведения порядка» в виде банальной мойки кузовасалона. Нечищеные и засаленные кресла, мусор и семечки под сиденьями, покрытые масляными потеками двигатели и гремящие большими люфтами подвески – такими нередко оказываются машины, на ценниках которых значится «ОТС» (отличное техсостояние), «не требует вложений» или «бережная и заботливая эксплуатация». Машины без российского пробега пока в большинстве своем вроде как «держат лицо» японского автопрома (здесь главной завлекалкой на ценниках вместо былой «ЖД доставка» стала надпись «первый рынок»). Но красивые, современные и достаточно свежие (благодаря новым пошлинам массовый ввоз машин старше пяти лет по сути отсечен и продолжается только в виде конструкторов-распилов) автомобили огорчают ценниками: многие модели даже низших классов по стоимости приблизились к иным новым иномаркам, нередко имея в качестве козыря только традиционный для «японок» высокий уровень оснащения и небесспорный довод о «настоящем японском качестве». Таким образом продавцы Рабочего, сами того не ведая, подталкивают потенциальных покупателей к приобретению новых машин: ведь если разница в цене невелика, то почему бы не пожертвовать частью комфорта в пользу в прямом смысле нового автомобиля? Поклонников правого руля могло бы привлечь традиционное для японских машин модельное разнообразие, еще недавно позволявшее подобрать машину не только под любые потребности, но и под любой вкус. Однако сегодня и этого преимущества у second-hand нет: продавцы резонно предпочитают привозить только наиболее востребованные марки и модели машин, и лишь изредка балуют нас новинками или редкими версиями. По большому счету, более-менее стабильное предложение по всем классам сохраняет лишь Toyota, тогда как другие марки оставили за собой рыночное позиционирование в наиболее выгодных для себя рыночных нишах. К примеру, основное предложение от Honda приходится на такие модели, как хэтчбеки Fit, минивэны Odyssey и кроссоверы CR-V. Nissan держится за счет универсалов Wingroad и их утилитарной версии AD. У Subaru и Suzuki худо-бедно сохраняется предложение кроссоверов Forester и внедорожников Escudo. А вот Mazda, Mitsubishi и Daihatsu стали просто редкими гостями Рабочего. А каковы перспективы Рабочего? Прежде всего, в ближайшее время авторынок, скорее всего, останется, что называется, «при своих»: явного роста предложения не будет, т.к. автомобили доступные или с адекватной по соотношению возраст/состояние стоимостью на волне роста спроса будут выкуплены, в то время как для остальных машин спрос, даже повышенный, разбивается о завышенную стоимость. Но и значительного снижения цен ожидать не стоит: очень много машин в Рабочем продается перекупщиками, которые вряд ли согласятся продавать их ниже «так называемой» себестоимости. Прилегающие к авторынку улицы в выходные дни превращаются в альтернативную торговую площадку, на которой иногда практически блокируется проезд автотранспорта Василий ЛАРИН
|
|