В нашей эпопее автомаршрутов трасса А-164 через Тункинскую долину уже освещалась не раз. Это хорошее и местами даже отличное «средство доставки» к различным лечебницам и местам отдыха, и о некоторых из них тоже говорилось подробно. В первомайские праздники мы вновь воспользовались возможностью промчаться по живописнейшей долине. Но на этот раз с целью разведать маршрут, который в истории края можно считать практически новым — дорога туда «отсыпана» всего около десяти лет назад. Итак, Бурятия, загадочное и безлюдное Окинское плато, направление — село Орлик. Неведомый, затерянный в Саянском нагорье поселок со статусом районного центра. Бак заполнен, в багажнике среди всего символическая пара бутылок «огненной», включаем CD с Adventure, стартуем.
Култукский перевал и Тункинская долина, конечно, сами по себе здорово отвлекают и взбадривают дух перед чем-то интересным, непознанным («отличный вкус, отличное начало»). Три-четыре часа «полета» по ним бесподобно перестраивают увядший от городской рутины мозг в чистый и освежающий ход мыслей. О диалектике природы. Едешь по равнине, что миллионы лет назад была дном озера, а в последствии стала пастбищем для дивных животных вроде мамонтов и носорогов. А если верить гипотезам ученых, по будущему разлому Евроазиатского континента! Ни больше, ни меньше.
|
От этого поста ДПС — границы Окинского района — начинается тропа на Мунку-Сардык |
|
|
Сейчас же через Тункинскую долину, то есть по дну будущей «Атлантиды», вьется ниточка асфальта, по которой на скоростях вплоть до 150 км/час мчится наш Ford Focus. Так сказать, типичный представитель современной цивилизации. В летних «шлепанцах» Good Year с низкопрофильной асфальтовой «подошвой», приплющенным клиренсом, с 95-м бензином в баке и 20-литровым его НЗ в канистре. И это в необъятную горную местность, где лет пятнадцать назад передвигались только по конным тропам? Что за «бесбашенные» автотуристы? Вообще, куда получится доехать на таком автомобиле и с какой целью сие можно и нужно сделать? Собственно, это и есть два основных вопроса на повестке дня.
А первые выводы вполне предсказуемы — хочешь весь маршрут кормить двигатель нормальным 95-м, в идеале рассчитывай только на автономный запас такого топлива. Дозаправиться «высокооктанкой» можно и в Култуке, и на свороте в сторону Аршана, если верить в качество и стабильное наличие. Мы же, гонимые романтикой экстрима, легкомысленно проскочили все ходом. Однако уже в Кырене возникли опасения, а удастся ли дозаправиться хотя бы 92-м? Колонка под эту разновидность топлива здесь выглядела давно пересохшим оазисом. А после ночевки в Ниловой Пустыни, подъезжая к заветной развилке в Мондах, сознание тревожно настраивалось на самое худшее. Не «сфокусируется» ли бравый 2,0-литровый Ford в изгоя гор, если в остатки «пятого» плеснуть 80-й? Резкий упадок сил при кислородном голодании, жуткая детонация на подъемах, перегрев... А ведь молодой еще, мало что повидал в жизни.
Зов Гэсэра
|
Заправка В Мондах — последний шанс залить «современное» топливо |
|
Каменные реки и застывшие водопады — ну чем не декорации для «оскароносных» фэнтэзи? |
|
Машине повезло, на «трехколонной» АЗС в Мондах в наличии оказался теперь уже «божественный» 92-й, который здесь бывает не регулярно. Но дальше рассчитывать на такой бензин не стоит. Дальше выцветший указатель информирует — «Орлик 187». Что Орлик, правда. Топонимически как будто не местное, даже неестественное для «затерянного мира» название, и от того еще более романтичное, притягательное. А вот что 187, извините. Каким аршином мерилось расстояние, непонятно, но электронный счетчик Focus впоследствии показал 151, хотя в зависимости от автомобиля возможны варианты. Впрочем, для предпринятого маршрута «коррекция» километража и не столь важна, зато тип транспортного средства пока очень даже принципиально. По крайней мере, для достижения самых отдаленных целей.
Съезд с А-164 на гравийную отсыпку дискомфорта не приносит. Шумы и вибрации повыше, но ехать можно в неплохом скоростном режиме, вплоть до 90 км/час. Это даже удивительно, как мягко стелет подступы древнейшее, окутанное суровыми сказаниями и легендами плато. Поворот за поворотом Восточный Саян осторожно, но раскрывается захватывающе, разворачивается с той волнующей увлекательностью, как остросюжетная книга всемирного достояния, которую давно мечтал прочитать. И погода нам в этом благоволит! Еще накануне уезжали из Иркутска под занавес снежного циклона и мрачных прогнозов синоптиков на всю область, на перевале пару виражей прошли в управляемом заносе, видели улетевшие в кювет и вставшие в буксе фуры, а здесь с утра небо расступилось и даже обдало солнечным теплом. И после заправки 92-м это было вторым гостеприимным знаком. Местные поверья гласят, что неправедных людей горы к себе не пустят, отпугнут или погубят.
Мы хоть и «подпорчены» плодами цивилизации, но, видимо, еще не все потеряно в нравственных ценностях. А может, это хитрая ловушка? Вон, какие сильные порывы ветра за бортом, и как коварно наползают перистые облака над снеговым хребтом Мунку-Сардык. Самой высокой здесь и, собственно, первейшей достопримечательностью. А главное, самой посещаемой, несмотря на высоту в 3491 метр!
Что и говорить, культовое место у горных туристов. Восхождение на пик и спуск можно совершить всего за день без особого альпинистского снаряжения, хотя «кошки» и палки нужны, да и промежуточная адаптация на склонах не лишняя, как ни как, предстоит взойти почти до 3,5 километров над уровнем моря. Профессионалы здесь разминаются перед сезоном серьезных восхождений, а любители относительно легко претворяют извечную мечту человека подняться выше птиц собственными силами. Тех и других под первомайские праздники съезжается до пяти тысяч!
Но с первого раза восходит значительно меньше, даже тысячи не удается. Горные духи здесь не музейные смотрители, скопище людей на священных высотках им не к чему. Кому дыхалку «перекроют», кого снежной бурей отпугнут, а кого и просто «скинут» вниз по склону за нарушение правил безопасности или моральных приличий. Но так, не слишком жестоко, за многолетнюю историю паломничества (еще с конца 19 века) здесь покалечилось и погибло не очень много людей.
До места общей стоянки покорителей Мунку-Сардык от А-164 рукой подать — чуть больше 20 км, сразу за мостом через Белый Иркут. Транспорт альпинистов рассредоточивается далеко вдоль каменистого русла реки, причем место здесь находят не только автобусы и полноприводные грузовики с будками, но и обычные легковушки. Кроме того, в этом же местечке обжился КПП ГИБДД. Со шлагбаумом, с подполковником, штрафплощадкой. Недалече позная, иже с пивом и прочими усладами «на дорожку» — последняя на ближайшие сотню-другую (если проедете) километров.
|
Святое место |
Пост проехали без задержки, но остановились у позной, точнее, у большого щита — муниципальное учреждение Информационно-туристический центр предлагает большой перечень туров, включая паломническо-религиозный на Мунку-Сардык (Мунко-Саридак по местному) и даже заброску на авто и лошадях в «любой уголок района». Обнадеживает, и координаты центра указаны: Орлик, ул. Советская, 32, тел.факс-(830150) 51269.
|
Настоящих российских патриотов можно встретить только в глубинке. Какой там флаг на крыше — всю крышу в цвета российского флага! |
|
Для здешних мест яки такой же символ, как для Индии слоны или для Средней Азии верблюды. И не замерзнут, и молоко жирнее дают. Отдельные особи сильно смахивают на мамонтов |
|
Еще за тысячи лет до образования Иркутска река Иркут именно здесь начинала свой путь |
|
А это уже начало Оки. Что характерно, обе реки уже «смолоду» несут ржавый цвет — особенности русловой породы |
|
Меж тем начавшийся подъем на плато уже стал одаривать щедротами удивительного по красоте и величию ландшафта. Экзотичные в своих дикой непосредственности и разнообразии, диковинные, не тиражированные природные явления и ваяния заставляют крутить головой, заламывать шею и часто останавливать машину. Крутосклонные русла каменных «рек» и замерзшие водопады на фоне еще спящей растительности невольно внушают сомнения в материальности происходящего. Что-то подобное испытывали герои «Лангольеров» Кинга, когда немного задержались во Времени. Хорошо еще, топливо в баке не стало просто жидкостью, как у Кинга, а вполне нормально сгорало в цилиндрах. Когда здесь все зацветет, заблагоухает, побегут ручьи-водопады, будет все по-другому, живее, интереснее. Но и сейчас по-своему впечатляет. Опять же, нет особой пыли и насекомых.
Зато, может, есть пожиратели времени? Те самые лангольеры, похожие на помесь колобков с тиранозаврами? Вон, кажется, напротив, наверху высоченной скалы их «домики» — пещерообразные «норы», хорошо просматриваемые крупным планом через 12-кратный бинокль. Интересно, кто-нибудь из альпинистов пробовал туда забраться? Кстати, вид на эту зловещую скалу великолепен примерно на 26-м километре. И отсюда же открывается панорама заснеженного хребта Мунку-Сардык. Внизу пока еще тонкой струйкой журчит «молодой» Иркут. В его ущелье с противоположной горы ниагарским водопадом спускаются каменные осыпи, сама дорога в этом месте ютится между бездонным обрывом с частоколом лиственниц и отвесным глянцем скалы.
И ни людей, ни машин, ни примыкающих направлений. После стоянки горных туристов дорога вымерла — за весь световой день странствий мы не насчитали на дороге и десятка средств передвижения. Фантастика, одним словом! Спасибо легендарному бурятскому герою-богатырю Гэсэру, воевавшему здесь со своими врагами. Как же красиво они раскурочили природу! Спасибо строителям, проложившим в мифологические места боевой славы вполне приличную и широкую горную дорогу, по которой наш Focus пока едет играючи.
Пастораль
Вместе с тем водителю от дороги лучше не отвлекаться. Надежные заграждения не везде, да и полотно не отличается стабильностью ни в размерах, ни по «гладкости», хотя, надо отдать должное, предупреждающих знаков хватает. Вот мимо продефилировал милицейский Уазик, напомнив строгими парами глаз за стеклами, что мы здесь не одни, и в качестве гостей. А еще через пару километров повстречался первый каприз от местных хранителей древности — каменная осыпь на проезжей части. Валуны раскатились почти на всю ее ширину, оставив узенький проезд. И, судя по накатанной колее, осыпь не свежая, но почему-то никто еще не убрал. Остановились сфотографировать, а откуда-то сверху в трех метрах хрястнул еще один камушек... Проворности прыжка в машину и старту с места позавидовали бы и пожарные, и драгрейсеры.
Впрочем, вскоре эпические нагромождения скал и голово-
кружительные ущелья переходят в более спокойный, и даже разнообразный ландшафт. Но момент тоже торжественный. Справа остался Иркут с источником на озере Ильчир, сворот куда есть на 30-м километре. А слева, борясь со льдом, уже формирует свои силы река Ока, с течением которой нам как раз по пути. Долы, луга, холмы, умеренной агрессии горы с лесочками, старая линия ЛЭП из «пьяных» столбов. И одиночество. Неодушевленная тишина вокруг, и только порывистый ветер в спутниках. Вот она, свобода духа!
Но что такое? Стоп, машина! Прямо по курсу опять препятствие, на сей раз посерьезней — размыв дороги талыми водами. Почти на равнинной местности! Заделывать тоже не торопятся, накидали только камней с палками. Джипы здесь еще проскакивают, не икнув, а наш Фордик растерянно отвесил свой изящный бампер. Пробуем перелезть «вброд» по выложенному булыжниками следу, но бампер упирается в «берег» и мужественно амортизирует деформацию. Задний ход, основательно выкладываем колею из камней и досок, и потом уже благополучно форсируем преграду.
|
Можно встретить и водные ванны, но здесь предварительный промер глубины и качества грунта показал — Focus пройдет, не замочив дисков |
|
Подобных промоин на нашем пути встретилось две. С помощью «подложек» мы их благополучно форсировали, но «губу» переднего бампера все же слегка поцарапали |
|
Типичная заимка: добротный домик, трактор, УАЗик, «Ступа» (грузовик ЗИЛ-157) и спутниковая антенна. Цивилизация, однако |
|
Камнепады — это не просто предупреждающие знаки, это реальная угроза |
|
Случилось это на 46-м километре, а следом на пригорке замечаем беседку с характерной атрибутикой. И тут вспоминаем, что еще ни разу не «брызнули» в честь местных богов! То-то они начали возмущаться. А ведь надо было еще на застывшем водопаде на 25-м километре, где обитает дух хранителя перевала Эхун-Дабан. Хватаем пол-литра «Русского размера» и торопимся в беседку, соблюсти местные обряды. Кстати, в этой же местности для путников есть единственный до Орлика придорожный сервис, причем бесплатный — металлическая эстакада!
Население плато около четырех тысяч человек ощущается сполна, то есть, почти не ощущается. Плотность менее человека на километр говорит за себя: до Орлика всего три небольших села (также с неверным указанием расстояний, первое примерно в 100 километрах от Монд), причем в удалении от основной дороги. Немного чаще встречаются заимки из одного или двух домиков, пастушьи срубы и загоны. Но что характерно, почти повсюду спутниковые антенны, какой-никакой транспорт. Изолированность района до сих пор сохранила и старые модели автомобилей, и редкие виды диких животных, включая снежного барса или северного оленя, которых повстречать с дороги, наверное, маловероятно. Зато большие стада баранов, коров и экзотического символа края — яков, можно лицезреть свободно.
Что и говорить, идиллические картины для ценителей гармонии человека и природы. Есть, правда, небольшие лесозаготовительные деляны, откуда изредка и попадаются груженые лесом «Уралы», 131-е ЗИЛы и даже «Ступы». Удивительным образом встречаются безлюдные поляны с распиленным и уже нарубленным на дрова лесом. На одной такой мы бесплатно «затарили» машину несколькими полешками для будущих шашлыков, хотя чурочки потом пошли как «понтонный» мост для форсирования промоины.
На 110-м километре слева обнаружился еще один придорожный сервис — «лесная» АЗС. С будкой оператора, бочкой-прицепом и даже мини-колонкой. Бензин один, 80-й. Но бочка пуста, АЗС не работает, и видимо еще с осени, поскольку с прицепа уже стащили колесо. А может, наоборот, специально сняли, чтобы не увели саму бочку? В любом случае и в этом месте вернулся временной «комплекс» по Кингу. Все есть, включая аккуратный туалет, но безмолвно, безлюдно и ничего не работает.
Связь времен и народов
Ближе к Орлику ландшафт вновь приобретает разнообразие и суровость. Ока стала шире и сильнее, свой метровый ледовый панцирь покрошила в многотонные глыбы, потихоньку тащит за собой или бесцеремонно выкидывает на берег. Можно повстречать кусочки Гоби — откосы чистого песка, а можно «нарваться» на каскады скальной породы, которая пугает своей отвесной близостью и желанием «разрядиться» очередным камнепадом. Из-за этого, а также промоин, дорога местами становится уже и хуже, даже с водными ваннами, с наспех сколоченной деревянной защитой. Но нам пока проехать позволили.
Схема маршрута |
Монды — 300 км от Иркутска по трассе
А-164, АЗС с 80-м,92-м
и дизт.
- 20 км — начало подъема на Окинское плато
- 22 км — пост ГИБДД, мост через Белый Иркут, стоянка туристов, начало подъема
на Мунку-Сардык
- 24 км — водопад и беседка в честь эжена перевала Эхун-Дабан
- 26 км — панорама горного хребта Мунку-Сардык
- 30 км — отворот
на озеро Ильчир (25 км)
- 47 км — эстакада
- 86 км — п. Боксон
- 110 км — АЗС с 80-м бензином
- 111 км — п. Сорок
- 134 км — п. Хурга
- 151 км — п. Орлик.
АЗС с 80-м и дизт., магазины, турагентство, до Хужира 53 км
|
|
|
На 110-м км от А-164 есть «бочковая» АЗС с 80-м бензином, но она оказалась неработающей и неохраняемой. Выходной? |
|
|
Причудлив ландшафт Окинского плато: грозные скальники могут сменяться такими вот песчаными откосами, так же как обрывистые берега Оки шикарными песчаными пляжами |
|
Наконец, неведомый доселе Орлик. Встречает неказистой табличкой на усохших почерневших жердях. Вот они, первые паранормальные признаки векового отшельничества? Пальцы на фотоаппарате приготовились отщелкивать картинки в стиле «Таежного тупика» Пескова, не иначе. Но шок был в обратном. Орлик оказался большим и добротным селом с развитой по советским меркам инфраструктурой: видным зданием администрации с памятником Ильичу, домом культуры, редакцией районной газеты и даже собственным парком отдыха, где установлен мемориал погибшим воинам. Есть свой отдел ГИБДД и Мировой судья. В советские времена связь с большой землей регулярно поддерживалась через воздух, но с прокладкой автодороги местный аэропорт пришел в запустение.
Новое время принесло в село спутниковый телецентр и много магазинов, где можно найти почти все. Есть и АЗС:
80-й по 16 рублей и дизтопливо по 17. Ездят свежие отечественные автомобили и встречаются «ушатанные» японские, наверное, давно дефорсированные под 80-й. Даже из братской Монголии кто-то на Hyundai Accent в гости пожаловал. Вот вам и «затерянный мир»!
Но отчего так настороженны к нам местные жители — сойоты по национальности (это такая народность: смесь тувинцев и монгол)? Русских здесь мы не видели. С кем ни пытаешься заговорить, отделываются формальными ответами или просто увиливают от разговора. Около магазина попытались расположить к себе веселенького старичка. Тот уже было разговорился, но наблюдавший рядом парень вдруг огорошил нас ключевым за всю «экспедицию» вопросом:
— А зачем спрашиваете, вы случаем не шпионы?
При этом без тени юмора. Да нет, говорим, журналисты. А он не унимается:
— А есть удостоверения?
Тут мы совсем оторопели, может, еще и в милицию потащат. malaysia sportsbook Бдительные, однако. И большие конспираторы, не зря, видимо, с расстояниями намудрили. И что их смущает в нас? «Неформальный» автомобиль с подозрительными номерами 007? Фотоаппараты, прикид? Да, похоже, экзамен на политкорректность здесь мы провалили с треском. А может, все-таки, мало «бурханили» по дороге? Всего один разик, хотя беседок встречали множество.
Как бы там ни было, но решено было разведать и выезд в сторону Хужира, крайнего в районе населенного пункта. Дорога до него обещает массу новых впечатлений, включая лавовую долину и водопад,
|
|
Спутниковый телецентр в Орлике развеивает последние сомнения в оторванности райцентра от мира |
|
Когда в Саянах исчезнут последние снежные барсы (а все идет именно к этому), останутся хотя бы названия магазинов |
|
Редакция районной газеты. Как и прочие «госучреждения», в тот субботний день наши коллеги отдыхали |
|
Вот этот аварийный мостик через речку Орлик и стал нашим финишем |
а главное, есть возможность совершить поход к минеральным источникам и потухшим вулканам, но без проводника уже не обойтись. А сейчас хотелось бы посмотреть, что же представляет собой участок дороги на Хужир, пока машина сможет находить проезд. Но проезд нам закрыл аварийный деревянный мостик прямо на выезде из райцентра. Мостик, как это ни звучит издевательски, через маленькую речку Орлик. Достали все-таки.
В принципе, бетонное заграждение можно объехать, как делают местные, и осторожно перемахнуть провисший настил, да и брод рядышком имеется. Оценили обстановку, оглядели наш Ford, но тот виновато приник к земле, умоляюще отливая металликом под слоем пыли: «Простите, ребята, ну не Explorer я, и даже не Maverick, не погубите почем зря». А тут как раз с той стороны едет переполненная «Жига» с местными. Подровняли «полати» и с разгону вперед. Какая-то доска сыграла и шарахнула машине по днищу. Те за мостом остановились, заглянули, вроде, двигатель не вывалился, и поехали дальше. Нет, финиш, «экспедиция» закончена, пора возвращаться, да и дело к вечеру идет. За мосток на Хужир пойдем как-нибудь в следующий раз, на более подходящем транспорте, и когда теплее станет. Обратный путь прошли благополучно, причем «заскочили» еще на озеро Ильчир, глянуть самый исток Иркута. Дорога сюда вполне «легковая», только озеро было еще во льдах. А потом опять перевал, на стоянке покорителей Мунку-Сардык еще прибавилось машин, и стало понятно, что сюда непременно надо вернуться, повторить ощущения. А еще грыз эгоистический червь — нехорошо будет, если на плато безбожно «попрет» народ. Загадят ведь. С другой стороны, отдых здесь чисто дикий, автономный и даже экстремальный, удален от цивилизации, а значит, популярным вряд ли будет в ближайшую перспективу.
Кстати, удалось, кажется, разгадать «топонимику» названия Орлик. Если это не уменьшительно-ласкательное от орла, кои здесь действительно прижились из соседних монгольских степей, то остается вид цветочка семейства лютиковых. Такое вот лиричное название у затерянного в Восточных Саянах райцентра.
Василий ЛАРИН,
Ефим НЕЗВАННЫЙ
"Автомаркет + Спорт" №19 13.05.05
|