Не являясь аудиофилом, воспринимаю любой автомобиль, бахвально бухающий басами сквозь открытые окна, бум-боксом на колесах, перекочевавшим с плеча какого-нибудь афро- или латиноамериканца из шайки в неблагополучном американском квартале и несущего теперь своего хозяина в себе. Но уникальность машины, с которой довелось познакомиться, точнее того, чем она начинена, не позволит относиться к ней с фамильярным пренебрежением — как к самоходной музыкальной шкатулке. Достаточно сказать, что велика вероятность того, что этот автомобиль станет демо-каром на стенде Alpine на московском мотор-шоу в августе. Инсталляция всей системы заняла более полугода, добавила 400 килограммов веса, а результат ее не оставит безразличным никого. Лучше о том, как все это было и что из этого вышло, расскажут мастера фирмы «М-Автоэлектроника» Максим Прошин и Илья Варнов.
Первое, что клиент решил изменить в «Марке» — сделать руль слева. Для выполнения этих работ машина была отправлена в Москву, в фирму, имеющую сертификат НАМИ на проведение работ по переделке рулевого управления и прочих систем, влияющих на безопасность. Переделке подверглись также панель и проводка. Поскольку «Марк» выпускается только для внутреннего рынка Японии, прямого европейского леворульного аналога у машины нет. Но есть одно большое «но». Если уж на чистоту говорить, Qualis — в принципе не «Марк»! «Марк» и его аналоги тех годов — машины заднеприводные, или полноприводные на базе заднего. А Qualis — полноприводный на базе переднего, и база-то у него от европейской Camry. Это и позволило установить торпедо в сборе с печкой, воздуховодами и прочим от «европейки», что и сделали москвичи. Как — отдельный рассказ. Пока машина была в Москве (а это несколько месяцев), совместно с владельцем обсуждалась и разрабатывалась концепция будущей установки. Облегчало задачу отсутствие лимита по цене оборудования, усложняло — требование сохранить функциональность и трансформации салона. В остальном полет фантазии ограничен не был. Сразу были определены пожелания владельца к возможностям будущей системы и музыкальные пристрастия. Система должна читать все форматы цифрового звука и изображения, иметь запас по мощности при высоком качестве звучания. Кроме того, было определено количество мониторов — один в панели, совмещенный с головным устройством и транспортом DVD и два — в подголовниках передних сидений для задних пассажиров. «Голова» должна поддерживать формат звука Dolby PRO и 5,1.
Акустическая часть, по нашему замыслу, должна была состоять из компонентов самого высокого класса, той же фирмы Alpine, а значит, серии «F1 Status». Именно из этой линейки была взята фронтальная трехкомпонентная акустика F17T. Комплект очень необычный и дорогостоящий, качество изготовления компонентов — высочайшее. Уже один размер твитеров, почти 80 мм диаметром против обычных 25-30 мм, вызывает уважение. Пассивные фильтры — кросcоверы этого комплекта — шедевр дизайна, и прятать такую красоту — просто преступно, поэтому впоследствии их прозрачные лицевые части были встроены в фальшпанели корпусов сабвуферов и подсвечены изнутри синими светодиодами. Мощные литые корзины мидбасов и среднечастотников, тщательно подобранный материал диффузоров позволяют добиться идеальной звуковой сцены. Правда, цена такого комплекта тоже впечатляющая — почти 3 тысячи вечнозеленых. На роль тыловой акустики был выбран комплект попроще, двухкомпонентный, но не уступающий по качеству и стилю — SPX-137A.
Для установки акустики в дверях были созданы подиумы, гармонично вписывающиеся в интерьер салона с отделкой под карельскую березу, которые дают жесткость установки динамика и позволяют сориентировать его на слушателя. Кроме того, для каждого компонента были изготовлены декоративные полированные кольца из каленого алюминия. В подиумах мидбасов встроена неоновая подсветка, освещающая выход из машины при открытии двери. Тканевые вставки дверей были заменены на перфорированную кожу с хромированной окантовкой. Исходя из пожеланий заказчика, весь салон выполнен в едином стиле: перфорированная серая кожа, элементы под дерево, полированный металл и синий неоновый свет. Поскольку отделка багажника была кардинально видоизменена с учетом устанавливаемого оборудования, потребовалось компьютерное моделирование дизайна элементов с помощью программного пакета векторной графики CorelDraw10. В эскизы пола багажника легли фирменный логотип Alpine, очертания озера Байкал, выполненные из прозрачного оргстекла, через которое видны усилители, подсвеченные синим неоном, и вписанный в них символ модели MARK II из шлифованного алюминия. Фальшпанели сабвуферов со встроенными в них кроссоверами, а также пол багажника отделаны серым карпетом фирмы DAXX, а подиумы емкостей обтянуты перфорированной козьей кожей «Litkevich». Основание динамика центрального канала, рамка консоли, ручка селектора АКП, подиумы акустического оформления дверей, рамки ручек открывания дверей и накладка люка были оформлены под карельскую березу по американской технологии с последующим покрытием сверхтвердым лаком HF Sikkens при помощи центра подбора автоэмалей «Lesonal-Sikkens» фирмы «Protected Surface of Lobanovitch» и фирмы «Мастерские Боцмана». В том же стиле была изготовлена декоративная вставка панели с пассажирской (теперь уже правой) стороны с металлическим логотипом Alpine, изготовленным при поддержке рекламно-исследовательского центра «Идея». По той же технологии были заменены родные таблички Qualis в порогах и задних дверях, и по желанию владельца машина приобрела новое имя собственное — «Svetlana». Отдельный рассказ о проводке и шумоизоляции автомобиля. Когда Mark пришел из Москвы после переделки торпедо на левый руль, первое, на что мы обратили внимание, было отвратительное качество монтажа проводки, особенно впечатлила надпись «стоял на тормозе» на одном из блоков, который к тормозной системе не имеет никакого отношения (и что они этим хотели сказать?). Было принято решение приобрести на разборке аналогичную проводку, а имеющуюся демонтировать и отправить в утиль. Поскольку при переделке на левый руль изменяется положение практически всех блоков электроники, пришлось перетягивать почти километр проводов, причем весь монтаж был выполнен в соответствии с заводскими схемами проводки, полученными непосредственно от корпорации Toyota. Все работы удалось выполнить в рекордно короткие сроки — за 10 дней. Что касается шумоизоляции — москвичи в смете выполненных работ указали шумоизоляцию салона. Да, местами она встречалась, но для аудиосистемы такого класса она категорически не подходила. Поэтому все наклеенное в Москве пришлось удалить, а взамен оклеить соответствующими материалами. В результате двери были оклеены двумя слоями «Вибропласта» СТП2 и одним слоем «Битопласта» производства фирмы «СтандартПласт» из Иваново. Багажник оклеен также двумя слоями СТП2, поскольку задние арки и крылья в универсале — самые шумные места, кроме того, там установлены сабвуферы, а это источник низкочастотных колебаний. В два слоя соответствующими материалами были оклеены пол и потолок автомобиля. Все пластиковые элементы салона дополнительно вибродемпфированы «Битопластом». Уже первое прослушивание и просмотр еще не настроенной системы убедительно показали, что подбор компонентов и их установка выполнены верно: более чем убедительный бас, ярко звучащие верх и середина, идеальная картинка на мониторах. Звуковой процессор PXA-H700 позволяет настроить звучание каждого динамика по нескольким характеристикам, поэтому после настройки при просмотре DVD в салоне автомобиля создается полный эффект присутствия. Так в сцене падения люстры в мюзикле «Призрак Оперы» создается полное ощущение, что люстра падает прямо в салон, а прически задних пассажиров-зрителей сбиваются звуковой волной сабвуферов. Энергетика звука такова, что ощущается не только ушами, но и всем телом. При прослушивании музыки на достаточно большом уровне громкости с открытыми дверями салона лампы под потолком в стометровом боксе раскачиваются в такт, а неподготовленный слушатель может находиться в машине не более нескольких минут. Правда, громко слушать музыку на незаведенном двигателе не рекомендуется — полностью заряженный мощный аккумулятор садится за 5-10 минут. Ночью Mark-Svetlana являет собой феерическое зрелище: синяя неоновая подсветка днища и силиконовых ковриков салона, ксеноновые лампы ближнего и дальнего света и строб-вспышки в противотуманных фарах. Сейчас, глядя на этот автомобиль, можно с уверенностью сказать: 6 месяцев кропотливого труда потрачены не зря: обычная серийная модель превратилась в эксклюзив. На этом работа над автомобилем не закончится. Если в области автозвука добавить мало что можно, то агрегатная часть машины представляет объект для дальнейших доработок. В планах замена двигателя на 1MZ от Harrier с установкой на него нагнетателя и усиление подвески. Андрей ПОМАЗКИН"Автомаркет + Спорт" № 19 |