Впрочем, этот лавинообразный процесс стал происходить чуть позже. А пока люди продолжали отмечать Новый год, каждый день разъезжая то на горнолыжный курорт в Байкальск, то «на рыбку» в Листвянку, то к дальним родственникам куда-нибудь под Нижнеудинск. Бензин-то стал стоить копейки.
Первыми почувствовали неладное те, кто обратился после новогодних каникул за банковскими кредитами. Из-за неопределенной ситуации в экономике банки отказывались выдавать кредит более чем на три месяца, а ставки по «коротким» кредитам выросли до трехзначных цифр. Паритет мировых валют (доллар/иена/евро/рубль) к тому времени принял какие-то гипертрофированные формы, и это вызвало лавинообразную реакцию рынка. В Рабочем в ближайшую субботу рублевые цены росли каждые два часа и к полудню выросли в четыре раза. Впрочем, это уже никого не останавливало — в панике люди скупали все подряд — особым спросом пользовались застоявшиеся по году и более экземпляры, продавцы которых попросту подзабыли о своих машинах и не сменили ценники. К утру воскресенья авторынок был девственно пуст — говорят, последний раз таким он был в январе 1992 года, сразу после развала СССР.
Тем временем по депешам из Москвы рублевые ценники спешно переписывали и дилеры: у кого они выросли в три, у кого в пять, а у кого и в десять раз. Впрочем, это уже не останавливало — люди с огромными пачками денег, накопленными за время экономической стабильности, мотались от одного дилерского центра к другому, скупая все подряд. Они не прогадали — вскоре иностранные производители объявили о приостановке поставок в Россию, а совместные предприятия — о переносе производства в Китай и юго-восточной Азию. Уже к марту большинство дилерских центров в Иркутске были переоборудованы под склады или продуктовые магазины. Ввиду полного отсутствия спроса закрылись и аукционные фирмы.
К тому времени выяснилось, что эксплуатировать автомобиль — непозволительная роскошь. Цены на импортные запчасти и расходники (а отечественных на рынке почти не осталось) выросли в десятки раз. Дело осложнялось еще и тем, что на многих предприятиях в разы сократили зарплату, и любой пустяковый вопрос (замена масла или ремонт шин), решение которого раньше было проходным делом, теперь становился фатальным. Машину приходилось ставить на прикол и, как много позже выяснилось, навсегда. В нашей редакции «траурное собрание» состоялось в середине февраля. Только что вернувшийся из своего далека и сразу поседевший главный редактор (как выяснилось, это был его последний заграничный вояж — больше бюджет редакции этого не позволял) объявил о том, что в связи с полным падением рекламного рынка мы возвращаемся к черно-белой печати, объем издания уменьшается в два раза, гонорарный фонд сокращается в четыре, отменяются все бонусы и премиальные. Кроме того, отменяется БайкалМоторШоу. До лета подобные «траурные собрания» проходили еще дважды.
К лету автомобильный поток в Иркутске почти иссяк. В городе остался только один светофор — на перекрестке Ленина и Карла Маркса, а все односторонние дороги вновь стали двухсторонними. На дорожное строительство и ремонт деньги в этот сезон не выделялись — и средств в бюджете не было, да и необходимости в ремонте тоже. Пробки к тому времени стали преданием – по-ностальгически грустным.
…В декабре 20NN года стоимость 92-го бензина на трех оставшихся иркутских АЗС опустилась до уровня 1989 года — 40 коп./литр. Впрочем, это уже никого не радовало…
Ефим НЕЗВАННЫЙ
P.S. К чему эта утопия? Ах да — по прогнозам экспертов Saxo Bank, в следующем году цена за баррель нефти вырастет почти в два раза — до $175. Почти наверняка едва ли не в такой же пропорции подорожает и бензин. А значит, Россия будет продолжать красиво жить — многие из вас сменят машины (возможно, даже на новые, не случайно дилеры удваивают квоты), съездят на заграничные курорты, возможно, купят новые квартиры. Все-таки дорогой бензин для России — это больше благо, чем зло. С новым годом, друзья!