|
Уже более 20000 километров мы проехали и прожили с Lancaster, можно сказать, душа в душу. Были, конечно, мелкие неприятности, но в целом друг друга понимали Я подливал ему в бак странный бензин, да средства подмешивал, не по глупости и невниманию, а эксперимента ради. Присадку, позволяющую экономить аж до 40 процентов топлива как-то предложили. Попробовали мы её с Lancaster — не экономится топливо, а может, и мы с ним чего-то не поняли. Потом появилась мысль — а не экономичнее ли ездить на 96-м или на 98-м бензине, тем более, что при степени сжатия двигателя 10,7 октановое число бензина таким и должно быть. А точнее — чем выше, тем лучше. Аи-96 вообще никак себя не проявил в сравнении с Аи-92, кроме цены, конечно. «Девяносто восьмой» двигателю вроде приятнее, но не так чтобы уж очень. Экономия, конечно, есть, на километр пути расходуется где-то на 4-6% топлива меньше, но стоит эта экономия на 8-10% дороже, даже с учётом скидок на заправках. В общем, снова вернулся к Аи-92. Расход бензина в среднем где-то в районе 13,3 литра на 100 км. Последнее время дальних поездок немного, всё больше движения в городском режиме, что, естественно, сказывается на расходе в сторону знака плюс. Иногда в городе и более 14 литров выходит. Особенно аппетит у Lancaster растёт в холодные дни, да ещё и с короткими поездками. Оно и понятно — чтобы не замёрзнуть, надо интенсивнее шевелить поршнями, да и процессор, съёжившись от холода, дольше и чаще даёт команду обогатить смесь. В то же время стоит выбраться за город, как расход приближается к 12 литрам. Даже если загородная поездка всего в 100 километров, то за очередной порцией бензина на заправку заезжать надо немного позднее, чем обычно. Если аппетит к бензину у Lancaster можно назвать умеренным, то моторное масло он любит. Не так чтобы уж без меры, однако, около литра от смены до смены доливать приходится. Масло я меняю немного чаще, чем это принято, больше 8000 километров на одной порции не заставляю двигатель мучиться. Не молодой ведь он уже, да и вид масла после такого пробега не внушает доверия. Сейчас по каналам и зазорам двигателя прокачивается фирменное минеральное масло Subaru с вязкостью 5W-40. Есть основание полагать, что мой автомобиль один из первых в нашем регионе попробовал «родное» масло. Попробовал, ездит, и ничего по этому поводу не говорит. В общем, перефразируя известный анекдот, можно сказать — «масло да масло». Дороговато, правда. Раз уж обратил внимание на фирменные продукты, то сразу с появлением в Иркутске фирменных жидкостей Subaru для рулевого управления и для самоблокирующихся дифференциалов, залил их в агрегаты. В рулевое управление, так, за компанию, а вот в редуктор заднего моста другое считаю использовать нецелесообразным. Самоблокирующийся дифференциал надо смазывать соответствующим маслом, и если такое есть с родной эмблемой, другого искать не стоит. Теперь, кроме раздаточной коробки, во всех агрегатах — фирменные жидкости, хотя чего-то особенного по этому поводу не скажу. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Я уже рассказывал, что износились резиновые втулки, в которых покоится рулевой механизм. Пока ожидал фирменных, подложил резиновые подкладки. Люфт, естественно, уменьшился. Удивление вызвало то, что в родных новых втулках механизм «гулял» как в изношенных. Не найдя этому разумного объяснения, из старых втулок вырезал подкладки и поставил их в дополнение к родным. Люфт «ушёл», осталось только лёгкое движение в пределах деформации резины, зато стал прослушиваться лёгкий стук в механизме. Нет, его не слышно в обычных условиях, но если прислушаться в полной тишине... В общем, возраст. Это я не о старости, просто со временем что-то выхаживает свой срок, требуется замена. Вот только надо не прозевать момент замены. И ведь чуть не прозевал. Как-то бросил взгляд под капот на рулевой механизм, а он весь в масле. Случилось это через некоторое время после замены жидкости в усилителе РУ. Сначала был испуг и недоумение, что же за жидкость мне подсунули? Однако, остыв, быстро разобрался, что это лопнул пыльник наружного ШРУСа, и смазка из него разлетелась во все стороны. Рулевой редуктор был как раз на её пути. По «наводке» знатоков, в одном из павильонов «Автограда» купил наружный и внутренний пыльники. Внутренний меняется для профилактики, чтобы ещё раз работу по снятию и установке привода не делать — он ведь того же возраста, что и наружный. Кстати, наружный пыльник резиновый, а внутренний пластиковый, хомутов и смазки с ними в комплекте нет. И это при цене 600 рублей за штуку. При установке пыльников на резиновый удалось установить большой старый хомут, а вместо остальных обыкновенные винтовые. Ничего торчащему винту при вращении привода не мешает, так что считаю замену удачной альтернативой родным хомутам, которых в продаже просто нет. Выполненной работе радовался недолго — после первой же длительной поездки всё вокруг наружного ШРУСа оказалось в смазке. Говорят же — следуйте инструкции. Ну, не стал я отмерять положенные в чехол 20-30 граммов смазки, а положил от щедрот сибирских, сколько вошло в гофры. Законы физики-то не изменить, и при движении шарнир нагрелся, смазку выдавило. Благо она имеет возможность выйти через щели между резиной и металлом, а то и чехол может раздуться, как шар, или даже лопнуть. В общем, пришлось все детали вокруг протирать и не раз — лишняя смазка не сразу вся вышла, а в несколько приёмов. Давно уже замечал, что при запуске двигателя после длительной стоянки «проскакивал» какой-то посторонний звук — иногда шипение, иногда жужжание и практически сразу он исчезал, не дав на себе сосредоточиться. Возникал он бессистемно, иногда два-три дня подряд, а иногда и по две-три недели не появлялся. И вот в октябре, возникнув один раз на ходу, уже не исчезал, просто иногда стал менять тон. Прослушивание с пристрастием в качестве вероятного источника звука позволило заподозрить обводной ролик приводного ремня навесных агрегатов. В продаже его не оказалось, но в одном магазине сказали, что на следующей неделе таковые придут. Жужжащий ролик вроде ничем не грозил, звук особо не усиливался, так что автомобиль эксплуатировался в обычном режиме. Хороший звук себя покажет! При воскресной поездке на дачу, почти в конце пути, появился какой-то посторонний звук из-под капота, и на панели приборов загорелись сразу две красные лампочки — стояночного тормоза и отсутствия зарядки. Не выдержал ролик, его подшипник развалился. Ремень слетел. Дача отменяется, надо разворачиваться. А сделать это не просто, гидроусилитель не работает. Вот где вспомнился «утюг», легендарный ЗИЛ-157, на нём также развернуться было нелегко, он усилителя руля в принципе не имел. Я нисколько не преувеличиваю, усилие на рулевом колесе Lancaster с неработающим гидроусилителем соизмеримо с ЗИЛовским. Еду назад и соображаю, что аккумулятор после такой поездки надо заряжать. Ба! А зарядное устройство-то на даче. Опять силовые упражнения с рулём на узкой дороге, и вот аккумулятор уже набирается энергии перед броском в город. Немного ему не хватило, он уже сильно «уставшим» был. На подъезде к Иркутску погасли все приборы, остановились тахометр и спидометр, за ними и коробка дёргаться начала. Видимо, напряжения уже и для её мозгов не хватало. Встал автомобиль неожиданно, на въезде в Солнечный, прямо на перекрёстке. У аккумулятора энергии не осталось даже на аварийную сигнализацию, пришлось вручную толкать автомобиль с проезжей части. Прибывшие на подмогу сын с друзьями привезли запасную аккумуляторную батарею, на ней Lancaster добрался благополучно до стоянки. В понедельник у продавца ролики в продаже уже были, так что автомобиль и суток не простоял без движения. Стоит один ролик 800 рублей, а их два — натяжной и обводной — и менять разумно сразу оба, у второго слышно, что подшипник без смазки. Замена не заняла и 30 минут, но выявила одну особенность. Новые ролики имеют люфт подшипника существенно больший, чем у оставшегося целым старого. Была бы возможность выбирать, с таким люфтом бы не поставил. А делать-то нечего, но с новыми роликами двигатель работает ровно, без шумов. Последующие консультации у продавца и у независимых экспертов подтвердили подлинность роликов. Однако полной уверенности нет. Посмотрим. Всего 25 пройденных километров без зарядки, и аккумулятор полностью разрядился. Сразу это не насторожило, и основательная диагностика только планировалась. Ровно через неделю, в морозный воскресный день, вроде бы заряженная батарея (глазок зелёный, как молодая травка), провернув на несколько оборотов стартер, приказала долго жить. Только четвёртый год аккумулятору, ему бы жить да жить, только неизвестно, как с ним обращались до меня. Были мысли реанимировать, но ведь всем известно, что после инфаркта серьёзные нагрузки опасны, а впереди зима. Наша, сибирская, непредсказуемая. Ну, в общем, на «Знаменском» купил проверенный корейский Solite — 3000 руб. за «шестидесятку» (в августе цены были в два раза ниже). ДОРОЖНЫЕ СТРАДАНИЯ Не секрет, что подвеска, даже такая мощная, как Subaru, на наших дорогах ой как страдает. Даже при самом бережном обращении. Лёгкий стук впереди был у Lancaster с самого начала. Откуда он исходил, понять было невозможно. Да его, кстати, диагносты и не слышали, констатируя, что всё в порядке. Известно, что у Legacy тяги передних стабилизаторов (линки) — больное место. Продавцы включают их в расходники. Внешне они себя не выдают, но послушав совета знающих людей, решил их заменить. Как старому знакомому, мне их продали по 750 руб. за штучку. Перефразируя Райкина — «смотреть не на что, а стоит дорого!». Замена много времени не отняла, удивила же изрядно. Заменённые тяги от новых отличались лёгким налётом грязи. И всё. Чему там стучать, не понятно. Да, крепление верхнего конца тяги не бесспорно (консольным болтом), однако ж, всё затянуто. Дня три после замены вроде ничего не стучало, наверное, этого сильно хотелось, потом всё вернулось на круги своя. Несколько месяцев назад, при контакте с одним «лежачим полицейским», на скорости несколько больше, чем обычно, заднее колесо при ходе вниз стукнуло. Думал, что показалось, но удар стал время от времени проявляться. Так бывает, когда амортизатор «на ладан дышит». Хотя в остальном претензий к нему нет, колебания гасятся уверенно. Если присмотреться к автомобилю в профиль, зад у него не так высок, как это положено породе. Не много, а что-то есть. Скорее всего, задние пружины устали, ну и амортизаторы, конечно, с ними. Если ещё и прислушаться, то спереди звуков добавилось. Похоже тягам стабилизаторов «подстукивают» амортизаторы. С работой своей они пока справляются, гасят колебания, и всё же на мелких чередующихся ямках небольшой стук есть. Руки не чувствуют, глаза не видят, может, техника и специалист скажут, что и где неладно. Есть же в городе много диагностических стендов и специалистов. Один такой стенд «прощупал» каждый амортизатор в отдельности и выдал вердикт — всё в порядке. То есть амортизаторы работоспособны более, чем на 70 процентов. Все по-разному, но работоспособны. Вот если цифра будет менее 70, то о замене придётся подумать. Потом на стенде раскачивали из стороны в сторону все колёса, а механик добросовестно ощупывал и осматривал все узлы подвески и шарниры. Всё в полном порядке. Далее два механика стали раскачивать автомобиль за крышу из стороны в сторону, и тут нашёлся лёгкий стук. Конечно, в тех самых тягах переднего стабилизатора. Всё нормально, а стук явно исходит от них. По заверению мастера, всё в полном порядке, разве что эти злополучные тяги можно поменять. Я этим не удовлетворился, и по взаимной договорённости мастер со мной прокатился по гравийке, но, ничего не услышав, констатировал: «Ну, если вам хочется, замените всё на новое». Хороший совет, надо бы к нему прислушаться, а пока приходится прислушиваться к звукам подвески. Слух у меня далеко не музыкальный, но ведь слышу — есть где-то люфты. Неужели устранить их можно только заменив всё на новое, но ведь тогда остаётся вероятность, что источник стука не распознается. Можно, конечно, и по отдельным узлам менять, но это затянется надолго, да и существенно дороже будет общей замены. А уж сколько нервов испортится и думать не хочется, так же как и о стоимости новых запасных частей и деталей. Стал подсчитывать, во что же обходится километр пробега на Subaru Legacy Lancaster, и с сожалением обнаружил, что не все чеки сохранились, а в памяти многого не осталось и не всё записал. В общем, получилось, что на километр наших дорог надо гарантированно больше двух рублей. А сколько конкретно, ещё раз попытаюсь подсчитать, спокойно начав новый цикл. Николай Рудых
Автомаркет+Спорт № 01 | |