|
Они родились в Америке — стране, где не просто любят всё большое, а прямо-таки помешаны на гигантизме. Будь то банальный трёхэтажный чизбургер, статуя Свободы или автомобиль для города — всё сделано с каким-то болезненным размахом. Но мода на всё большое удивительным образом распространилась на весь мир и прижилась не только в безразмерных Штатах, но и в тесной Европе, где считают каждый сантиметр свободного пространства. Кому пришла в голову идея разрезать обыкновенный седан представительского класса и вставить посерединке третий автомобиль, доподлинно неизвестно. Однако новый тип кузова «стретч» приобрёл бешеную популярность и в Новом Свете, где супердлиннобазных лимузинов напокупали себе все звёзды шоу-бизнеса (а со временем в бронированные Lincoln и Cadillac Stretch пересели и президенты), и в Европе, где ни одно мало-мальски престижное шоу не обходилось без пафосного «дефиле» избалованной звезды на длиннющем лакированном лимузине. В России первые «ласточки» стали появляться сразу после распада Советского Союза, когда в нашу страну повалили зарубежные звёзды (первый концерт Майкла Джексона предприимчивые промоутеры сварганили уже в 93-м!) и получила второе дыхание мода на забугорную культуру. Тогда длинный лимузин могли себе позволить только избранные, поскольку купить такой необычный автомобиль было практически невозможно. Впрочем, несмотря на все сложности, энтузиасты довольно быстро заполучили себе в «конюшню» сразу по несколько экземпляров. На стретчах возили и министров образования, и зарубежных политиков, и прочих «випов». Со временем, из средства самовыражения и представительского эксклюзива стретчи превратились в предметы заработка — прокатные конторы очень быстро смекнули, что на таких «колбасах» можно здорово навариться. И лимузины методично стали проникать в провинцию. Иркутск, всегда падкий на автомобильные новинки, естественно, не остался в стороне.
Деликатес или закуска? Иркутская история «колбасного цеха» началась несколько лет назад, когда в городе появилась парочка Lincoln Town Car выпуска начала девяностых. Затем автопарк стал шириться, и в наши дни по асфальтовым «прилавкам» Иркутска уже ездит порядка двадцати экземпляров самых разных сортов. Кто их «ест» и с чем? В Москве и Санкт-Петербурге такие автомобили уже не вызывают ажиотажного интереса, поскольку в этих мегаполисах длинных лимузинов «просто завались». Соответственно, и цены на прокат значительно меньше, чем у нас, хотя клиенты требовательнее. Чтобы выделиться из толпы стретчевладельцев, некоторые фирмы стали тюнинговать салоны машин очень серьёзно — начали ставить в салоны кинотеатры, диджейские пульты, дископол, бассейны и многое-многое другое. Естественно, и контингент клиентов несколько изменился: теперь это не только молодожёны и свадебные гости, но и солидные компании, устраивающие корпоративные покатушки по городу, дети богатых родителей, задумавшие устроить дискотеку на колёсах после выпускного. Наконец, просто романтики, предпочитающие побыть со своей «половинкой» в новой обстановке. На улицах Иркутска длинные лимузины шока давно не вызывают, но такого сервиса, как в столице, пока нет. У нас стретчи в основном «ангажируются» на свадьбы. Однако лёд, как говорится, тронулся: уже, например, стали заказывать лимузины на дни рождения, юбилеи, вечеринки и т. д., а однажды девушка на несколько часов откупила 12-метровый Ford Excursion и попросила поставить в салон… кровать! В общем, водитель колесил по городу, а пассажирка с бойфрендом почивала в автоалькове. Это тот редкий случай, когда хозяину лимузина пришлось вносить во внутреннее убранство лимузина свежую струю. Большинство же клиентов вполне устраивает базовая «комплектация». И это не удивительно: даже самая простая версия Lincoln Town Car 88-го года выглядит шикарно — приятный на ощупь велюр, махровые коврики, полумрак в салоне. Кстати, внимание обращаешь, прежде всего, не на качество материалов или обилие «наворотов», а на необычайный простор! Хотя, конечно, любой минивэн «сделает» такой стретч по удобству перемещения по салону — в лимузинах можно передвигаться только гуськом. Но простор, как вы понимаете, здесь не для перемещений и поклажи — он для «ресторанного» настроения, когда есть столик с выпивкой, собеседники напротив тебя и «официант» за рулём. В свежих Town Car с кремовой кожей, шикарными меховыми чехлами и коврами, барной стойкой из натурального дерева такое настроение появляется мгновенно! sexpromo.ch
Впрочем, простор простором, но и про начинку забывать не стоит. Так, например, в каждом лимузине в обязательном порядке есть музыка (зачастую с дополнительными колонками — какой же праздник без громких песен!), частенько рядом с барной стойкой располагается телевизор (причём из Нового Света все телевизоры идут в старой версии — с VHS-кассетами, а DVD-комплексы монтируют уже здесь) и обязательно присутствует телефонная трубка — либо Intercom, либо простая мини-АТС. Бар всегда щедро укомплектован рюмками и бокалами — в лимузинах это, пожалуй, самый расходный материал. Их бьют на счастье, от злости (жених и невеста перед свадьбой тоже могут ругаться) и просто так. Ехал однажды загадочный господин на заднем диване и вдруг спросил у водителя стоимость бокала. Узнав, стал методично вышвыривать их один за другим в окно, при этом «отстёгивая» шофёру по 500 рублей за каждый… Вообще, двух абсолютно одинаковых лимузинов встретить невозможно — в одном будет шикарная софа с накидкой из шкуры тигра, в другом — строгий офисный диван, обшитый чёрной кожей. И это несмотря на то что из тюнинговых ателье многие лимузины выходят в схожих комплектациях. Разумеется, всё зависит от прихоти и фантазии хозяина машины. Ну, и от его финансовых возможностей, естественно. Хотя, повторюсь, в салоне стретча думаешь о чём угодно, но только не о мирской суете. Ассортимент Ну, что ж, начнём дегустацию! И первая «колбаса» — Сервелат Lincoln Town Car 1988-го года выпуска. Ах, эти знаменитые квадратные формы американских дредноутов! Садишься в такой и словно переносишься в прошлый век — хочется высунуть в окно руку и помахать американскому народу, собравшемуся на площади посмотреть на парад по поводу инаугурации очередного президента. Правда, вспоминается и Кеннеди, и тогда спешишь погрузиться в харизматичную велюровую комнату, где каждая деталь очаровывает. Купается в «истории» и водитель — тонюсенькая баранка, повсеместный хром, квадратные панели, допотопный спидометр. Кайф! После этого старца окружающий мир кажется каким-то пресным.
Второе блюдо — Салями Lincoln Town Car 1995-го года. Пожалуй, самый популярный в нашей стране лимузин. Не в последнюю очередь благодаря своей демократичной цене — около 35 тысяч долларов. В салоне, несмотря на 12-летний возраст машины, вполне современно — плавные линии панелей, очень мягкая натуральная кожа, удобное место водителя. Удачный баланс роскоши, комфорта и практичности! Впрочем, внешне этот автомобиль (быть может, в силу своей наибольшей распространённости) проигрывает прочим «колбасным» продуктам. Уж больно он зализанный. Третья проба — «колбаса» краковская Lincoln Town Car Stretch’91 Retro. «Вкус» такой же, как у салями, а упаковочка пооригинальнее. «Шкурку» для краковской делают в трёх странах — США, Финляндии и России. Стилизованный под старину передок и корму иркутскому Retro сделали в Москве, поэтому после непродолжительной местной эксплуатации уже полопалась краска на крыльях. Того и гляди, сами крылья отвалятся. Но автомобиль пользуется популярностью у клиентов! Есть какой-то шик в этой «колбаске» — она уносит в прошлое даже сильнее, чем Сервелат. Кстати, у всех стретчей верх отделан кожзаменителем — чёрного цвета, либо в цвет кузова. Смысл сей традиции понять не удалось, но знающие люди сказали, что в Штатах «дерматиновые крыши» — особый шик. Четвёртый кусочек. Хотя какой же это кусочек — это Её Величество Докторская — Ford Excursion Stretch! Это самая большая «колбаса» в городе — её длина 12 м! Надо сказать, и базовый Excursion совсем не коротыш, но стретч на его базе кажется бесконечным. Пожалуй, это единственный лимузин в Иркутске, который до сих пор заставляет смотреть ему вслед с раскрытым от удивления и восхищения ртом, — автомобиль-пароход! Только дымящих труб сверху не хватает. Впрочем, вместо труб летом из крыши торчат счастливые молодожёны. В безразмерном коридоре вдоль бортов тянутся кожаные скамейки, а вот задний диван — самый обычный. Всего в машине могут усесться 24 человека. Автобус! Вот только маршрут у него строго индивидуальный. Ехать на этом комфортабельном лайнере — одно удовольствие. Маневрировать — сущий ад. Вроде, автомобиль легковой (между прочим, в свидетельстве о регистрации машины этот мастодонт записан не иначе как Ford Focus!), а габариты, как у Икаруса. Впрочем, дорогу такому автомобилю уступят всегда. Главное, чтобы под колёсами не мешались. А как же знаменитые баварские колбаски? Баварских нет — есть штутгартские и стокгольмские: Mercedes S600 Pullman и Volvo S90 Limousine. В отличие от заокеанских колбас, производимых на частных кухнях, эти официально изготавливаются на заводах, правда, малыми партиями. Эти лимузины (до стретчей они всё-таки не дотягивают) — в первую очередь, для бизнеса. В салонах «европейцев» нет нарядного хрома, легкомысленных меховушек и баров, зато есть безупречное качество, строгий стиль и дорогие материалы. Правда, по сравнению с «американцами», Pullman и Volvo кажутся чересчур простыми и строгими, особенно буднично-пластиковый скандинав. Зато европейцы не без изюминки — например, у S90 аж шесть боковых дверей! Тем не менее особой популярностью эти автомобили не пользуются, поскольку для бизнес-встреч, как правило, выбирают «обычные» Мерседесы или БМВ, а для праздника они не годятся из-за своей напускной серьезности. В общем, есть что попробовать, и цены за необычный «вкус», надо сказать, весьма адекватные: в летний сезон час проката стоит от 2000 до 6000 тысяч рублей — достойная альтернатива номеру в пятизвёздочном отеле! По ту сторону «прилавка» Как уже было сказано, все американские лимузины делаются по индивидуальному заказу, на заводских конвейерах стретчи не производят. Кому-то может показаться, что с качеством у длинных «янки» могут быть проблемы — как-никак почти кустарное производство. Ещё один миф: с запчастями на эти автомобили полная «засада». Однако оба мнения ошибочны! Да, на длинных боках Town Car’ов виднеются технологические изгибы металла, которые машину отнюдь не красят, никаких краш-тестов стретчей не проводится, да и в сводках о ДТП такие машины не светятся (хотя жёсткость кузова у лимузинов в незаводском исполнении наверняка ниже). Но во всём, что касается повседневной эксплуатации и плановых ремонтов, эти автомобили ничуть не дороже серийных джипов. Несмотря на то что для удлинения машины требуется дополнительная проводка, проработка днища (карданный вал приходится скреплять крестовинами — двумя на Lincoln и тремя на Ford) и многое другое, все системы лимузинов даже в наших суровых условиях работают исправно. Большинство же запчастей не проходят специальной адаптации к новым, более крупным размерам, поэтому подходят стандартные детали. Так, например, двигатель у «Линкольнов» стандартный, 4.6-литровый V8 мощностью 213 л.с., все расходники к нему есть в наличии, а с таким соотношением рабочего объёма и мощности опасаться за ресурс не приходится. Надёжность есть, запчасти тоже, чего же боле? Возит себе пассажиров, да бензин потребляет. Кстати, аппетит у стретчей на удивление сдержанный — около 12 л на сотню по трассе и 20 л в городе — у легковых и 19 л/25 л — у Excursion. Сложнее с другим оборудованием — всё-таки дополнительные печки, кондиционеры, телевизоры и прочие прибамбасы потребовали усложнения электронных мозгов машин, поэтому генератор стал нагружаться гораздо больше. Вообще, по части всяких «глюков» с электроникой чаще всех проблемы возникают у Excursion — то компрессор кондиционера полетит (12700 рублей), то генератор сломается. Кстати, последний чудит регулярно, а поскольку размеры машины не располагают к частым поездкам по городу, приходится «гору возить к Магомету», то есть мастера к машине, а не наоборот. К слову, накануне очередной свадьбы у Ford вновь стал капризничать генератор — в машине то вырубался свет, то не играла музыка. А любая поломка на лимузине чревата срывом заказа, что порой равносильно катастрофе. Впрочем, пока ЧП (тьфу-тьфу) не происходило. Основных затрат требует, конечно же, подвеска. Каким бы ни был запас прочности у деталей «американцев», российским дорогам не может противостоять ни один механизм и ни одна конструкция. Тем более не стоит забывать, что у машин на стандартной подвеске значительно возросла масса. Конструкция ходовки в принципе проста, но наличие в ней пневмоподушек автоматически относит её к разряду проблемных. И хотя пневматика на тех же «американцах» гораздо надёжнее таковой на немецких машинах (на «Мерседесах» она может «умереть» после первой же зимы), срок её исправности всё-таки ограничен годом с небольшим. После этого пневмоподушки демонтируются, и вступают в силу «правила местной модернизации» — покупаются подходящие по размеру пружины (как правило, от Land Cruiser), под них навариваются чашки — адаптация к российским дорогам завершена! В остальном же лимузины не приносят никаких проблем — только радость клиентам и материальное удовлетворение хозяевам. Спрос рождает предложения И всё же, почему многие предпочитают заказывать на праздник именно длинный Lincoln или Ford, а не куда более роскошные и быстрые Bentley или Mercedes-Benz? Наверное, всё дело в том, что в нашем регионе (да и вообще в небедной провинции) количество «крутых» автомобилей на душу населения даже больше, чем в Первопрестольной. Ведь в Москве, например, тот же Land Cruiser считается весьма престижным автомобилем. В Иркутске автомобиль стоимостью под 70 тысяч долларов уже приелся и никакого интереса для окружающих не представляет. То же самое касается и других классов автомобилей — народу по душе пусть и не самые дорогие, но зато необычные и оригинальные авто.
В Иркутске на сегодня уже около двадцати таких «оригиналов» (а если брать в расчет и обыкновенные представительские седаны, используемые в качестве прокатных, то раза в два с половиной больше). В следующем году наверняка появятся очередные «долгоиграющие» новинки наподобие Hummer H2 Stretch. Машины окупаются достаточно быстро — при удачном стечении обстоятельств стретч может «отбить» свою стоимость всего за год, но если машина дорогая (например, тот же Excursion), то, соответственно, и окупается она не менее полутора-двух лет. А если учесть, что машины эти весьма надёжны и необременительны в эксплуатации, получается весьма неплохая «рентабельность производства». Впрочем, как поделился с вашим покорным слугой владелец нескольких таких лимузинов, то, чем сейчас занимаются прокатные фирмы, — лишь доля «пирога». Ведь, по сути, лимузины пока задействованы лишь на свадьбах, да под Новый Год. А прокат стретчей на вечеринки, дни рождения, «просто так» встречается ещё редко. И хотя позитивные сдвиги в клиентских предпочтениях уже наметились, солидный кусок этого пирога остаётся нетронутым. Речь идёт о приезжих звёздах шоу-бизнеса. Иногда просто поражает «экономность» организаторов концертов! Например, Григория Лепса катали чуть ли не на стареньком Volkswagen Transporter, а с певицей Валерией, которую встретили на обыкновенном Mercedes в 140-м кузове, и вовсе произошла неприятная ситуация: в ночь перед концертом у неё сильно поднялась температура, и продюсер попросил организаторов оставить машину возле отеля на случай, если певице станет хуже. Однако получил отказ — мол, аренда дорогая (1000 руб./час). Все эти мелочи, конечно, авторитета организаторам гастролей не придают. Иные владельцы лимузинов мечтают покатать звёзд (причём абсолютно бесплатно!) ради отличной рекламы, а кто-то даже не может выполнить элементарные просьбы заезжей звезды… Словом, интригующий мир лимузинов не ограничивается тонированными фрамугами, а простирается далеко за его пределы. Кто знает, быть может, совсем скоро многим будет по карману это необычное развлечение? А сидя в роскошных креслах этих «колбасок», так легко почувствовать себя героем сказки. Егор Климов
Автомаркет+Спорт № 01 | |