В назначенный день теста хлестал дождь. Наш автобус ехал на новую гоночную трассу Moscow Raceway, и многие представители региональных СМИ находились в некотором смятении – отмахали ради этого тысячи верст, но не нарушит ли такая погода все планы? Ведь из-за дождя, бывает, даже останавливают соревнования уровня Formula 1, а ждать соблаговоления небес времени нет – вылет домой уже после обеда.
По прибытию на автодром тучи не разошлись, дождь не унялся, зато все сомнения быстро развеял сам глава отделения Porsche Russland господин Томас Штэрцель. Он сразу заявил, что это как раз самая подходящая погодка для теста, когда во всей красе должны проявиться ходовые качества «наших» автомобилей.
Глава «Порше Руссланд» Томас Штэрцель отметил, что особенно рад появлению в России современных автодромов. Эх, его бы слова да иркутским спорт-инвесторам в уши! |
Сегодня у Porsche в нашей стране сеть уже из 20 дилерских центров, а самым восточным и самым «свеженьким» как раз оказался иркутский, официальное открытие которого состоялось буквально в сентябре. А ведь еще совсем недавно такое событие казалось маловероятным, а скорее даже малооправданным – единичные продажи спорткаров вряд ли могли сделать работу дилера полноценной. Однако времена меняются, и модельная политика тоже.
И хотя г-н Штэрцель уточняет, что апогеем конструкторской мысли был и остается Porsche 911, коммерческое положение дел на рынке у компании все же определило появление более «универсальных» моделей – сначала кроссовера Cayenne, а недавно и купе-седана Panamera. Именно они становятся основой продаж, именно им компания обязана рыночным успехом в России. Конечно, возможность хотя бы накоротке познакомиться с автомобилями Porsche впервые и сразу на спортивном треке – уже неплохо, а тут еще и вся модельная линейка, включая дизельные модификации, гибридные, а также новую версию Cayenne GTS.
MOSCOW RACEWAY
Архитектура Moscow Raceway для современных автодромов сравнительно лаконична, однако в целом все рассчитано на мото- и автосоревнования почти любого уровня |
ПОДГОТОВКА
Инструктаж перед тестом наглядно проводил известный российский автогонщик Олег Кесельман, неоднократный участник и призер престижных зарубежных чемпионатов |
Затем без промедления спускаемся прямо в зону пит-лейна. Место на автодроме святое так-то. Здесь располагаются техбоксы команд, здесь во время гонок обслуживаются болиды – проводятся те самые пит-стопы, от которых во многом зависит и тактика, и стратегия гонки. Вход посторонним во время соревнований исключен, а общий вид на боксы команд, да и то издали, имеют только привилегированные зрители: неслучайно зона пит-лейна, стартовая прямая и VIP-трибуна располагаются параллельно.
И хотя сейчас VIP-трибуна пустовала, торжественное волнение все равно присутствовало. Да и как иначе, если на «линии огня» бубнили пятнадцать негоночных, но все же непростых серийных автомобилей Porsche: пять спорткаров, среди которых воспетые в автосагах 911-е модели, пять кроссоверов бойцовской породы и пять представительских купе-седанов. В Иркутске такую компанию даже у дилера не застать, а здесь они все вместе и ждут уже с заведенными двигателями. Но времени «на собраться» с мыслями и перевести дух нет, все делается в темпе, ведь за нашими покатушками по расписанию дня еще заезды частников на собственных Porsche.
Признаться, первый круг прошел в полном сумбуре, чисто на водительских инстинктах и адреналине! Ничего нельзя разложить по полочкам, в голове только тугой комок из обрывков эмоций. Сочный и громкий рык оппозитного мотора за спиной, приличная динамика разгона и торможения, непривычно высокая скорость в дуге поворота, отличная информативность на руле и педалях, серьезные боковые нагрузки. Занос! Чайник, блин, а думал, ездить умею! Но тут или собственные реакции «контраварийно» отработали, или сам Porsche сильно умно сделан, так и не понял, но машина стабилизировалась быстро и четко.
И все это в условиях облака воды и почти полностью запотевшего стекла! До старта разобраться с климатической установкой просто не успел, а на трассе тем более недосуг. Так что очень кстати впереди шел 911 Carrera S ярко-желтого цвета, он хоть и размытой, но все же выступал путеводной «мишенью».
Вторая «попытка» уже прошла куда более хладнокровно, осознанно и ясно. На этот раз под руками руль 911-го, и сразу за «пейс-каром». Тут и дождь унялся, и стекло чистое. И уже нормально воспринимается мастер-класс инструктора, который не только идеально пишет траекторию, но и дает ЦУ по радио: «не забываем тормозить», «используем всю ширину поворота», «в связке стараемся спрямлять траекторию», «для оптимального прохождения можно использовать поребрик», «на выходе можно педаль в пол, начинается длинная прямая».
Надо же, теперь слияние с машиной и трассой прошло гораздо интересней. В том числе успеваешь заметить, что 7-ступенчатый «робот» даже в режиме D работает по жесткому спортивному «графику», легко позволяя выкрутить оппозитник до 7000. А «вильнуть хвостом» на сыром асфальте уже хочется намеренно, хотя это и не просто – ты буквально чувствуешь, как машина с центральным расположением двигателя всеми четырьмя липнет к полотну. Все же иногда чуть-чуть получается «управляемо скользить». Трасса имеет не только связку разных поворотов, но также перепад высот, что добавляет остроты ощущений. А на прямом отрезке, с педалью в пол и будоражащим кровь ревом мотора, наконец-то глянул на спидометр – успел «стрельнуть» до двухсот. Какой же здесь маленький прямик!
Нет, о выдающихся драйверских пируэтах речи не идет, но и это не было похоже на обучение азам в автошколе. Ритм движения и техника вождения задавались по-спортивному, как и надо на гоночном треке. Разве что кайф исчезал быстрее, чем рассеивался водяной туман – заезд на одной машине только один круг, да и то по урезанной конфигурации Sprint, что включает участок трассы длиной в 2,6 км с 12 поворотами и не включает «прогон» по главной прямой со стартовой решеткой. В общем, понять нюансы, «прикататься» как следует, возможности не было. Так, как это делается в том же картинге, где круг за кругом оттачиваешь навык и улучшаешь время. Здесь было не так, и награждений по итогам заездов на лучшее время не предусматривалось. А как хотелось!
Вот так, по зеленому сигналу светофора и с машиной инструктора во главе, очередная колонна трогается с пит-лейна на основную трассу. Скорость на самом пит-лейне – не более 60 км/час |
Один из увлекательных участков трассы – эта «змейка», которую по спортивной технике прохождения надо максимально «выпрямить» |
Поначалу заезжать на поребрики боязно, однако войдя во вкус «гонки», только по ним и «режешь» повороты, тем более это допускается |
То есть, они едут, конечно, и управляются очень даже славно, по-своему азартно. Однако после заднемоторных спорткаров с оппозитами, эти важные особи с их плотно-упитанными телами и V-образными двигателями переднего расположения кажутся тихими, плавными, даже вальяжными, с импозантными реакциями, плюс нарочито-роскошная отделка. Кажутся какими-то ненастоящими Porsche. Ну разве что версии GTS прохватили этаким бодрящим тоником. Вот и сам господин Штэрцель говорил же, что главный у них – это 911-й. А остальное, если переводить в свободной форме, это спорт в угоду маркетинга.
Но все последние оценки характерны именно для условий гоночного трека. А мы-то знаем, что выйди эта многомощная компания на дороги общего пользования, в типичную нашу бытовую среду, и акценты станут другими. Вот потому-то лицом Porsche в России стал Cayenne, а за ним теперь становится и Panamera. Но то, что Porsche продолжает создавать и настоящий, не маркетинговый спорт, за это особые, как говорится, респект и уважуха.
А еще – нам бы, иркутянам, хотя бы небольшую дольку от автодрома Moscow Raceway. Очень назрело!
А это уже не «мы». Сразу после нас на всю катушку и по полному кругу гоняли частные владельцы Porsche |
Случайно или нет перед паддоком оказался этот раритет, но эмоций он тоже прибавил изрядных одним лишь созерцанием |
фото автора