Песчаная – Крестовский – Хобой
Просмотров: 7739
24 Марта 2011

БАЙКАЛЬСКАЯ ОДИССЕЯ

Песчаная – Крестовский – Хобой

Песчаная – Крестовский – Хобой









Песчаная – Крестовский – Хобой
Песчаная – Крестовский – Хобой
Амфибия «Хивус-10» вмещает зимой 4–5 пассажиров с вещами. Аэроходу не страшны никакие коварные байкальские трещины и пропарины, он одинаково легко идет как по воде, так и по льду, способен преодолевать отмели, пологие береговые склоны, может двигаться по мелководью, глубокому снегу. «Хивус-10» оборудован малошумным воздушным винтом, и в кабине шум примерно такой же, как в УАЗике. По воде разгоняется до 60 км/час, а по снегу – до 90–110 км/час. Водоизмещение катера – 1670 кг, полезная нагрузка – 800 кг. Длина – 7,55 м, ширина – 3,3 м. Количество мест – 9. Емкость топливных баков – 120 л. Дальность хода – до 400 км. Зимняя экспедиция на «Хивусе» позволяет попасть в места, не доступные колесному транспорту
Ранняя весна – лучшее время для путешествий по льду Байкала – на аэроходах, автомобилях, велосипедах и пешком. Зеркальный байкальский лёд, сверкающие торосы и удивительное разнообразие наплескового льда на скалах придают особый колорит зимним пейзажам. Самые впечатляющие скалы в ледяном убранстве чаще всего располагаются на значительном удалении от проторенных зимников, попасть к ним можно, только затратив много времени и усилий. Четырнадцать дней потребовалось группе фотографов из Иркутска и Москвы, чтобы посетить наиболее знаковые и известные своей природной красотой участки байкальского побережья. Для передвижения на разных этапах маршрута использовались Кругобайкальский экспресс, аэроход «Хивус-10», внедорожник Land Cruiser и пикап Nissan Navara, собачья упряжка и ледовые «кошки». Основными целями для фотосъёмки стали бухта Песчаная, скала Саган-Заба (мыс Крестовский), восточный берег северного Ольхона, мыс Саган-Хушун и мыс Хобой.

После шумной Листвянки побережье севернее Больших Котов становится абсолютно безлюдным. Автомобильный зимник после Больших Котов продолжается до мыса Большой Кадильный, где упирается в становую трещину. Дальше на машинах ездят немногие. Напротив мыса Кадильный под водой находятся мощные выходы газов, отчего Байкал здесь замерзает совсем ненадолго. На «Хивусе» эта трещина безопасна и мы играючи пересекаем ее дважды. На автомобиле метровый ледяной ров с открытой водой стал бы непреодолимым препятствием.

Лед на Байкале в этом году удивительно ровный – нет ни нагромождения непрерывных торосов, ни мощных надвигов льда на всем пути от Листвянки до Малого Моря. Расстояние от Листвянки до бухты Песчаной (80 км) аэроход без нагрузки проходит за 1,5 часа, с пассажирами и грузом за 2 часа. Снега мало, а севернее дельты Большой Голоустной практически совсем нет и можно кататься на коньках. В прошлом году 38 км от Большой Голоустной до бухты Песчаной мы пробегали на коньках за 3,5 часа, в этом году встретили туристов, прошедших этот путь на лыжах за 8 часов.

Несмотря на красоту Песчаной зимой туристов здесь почти не бывает. На снегу и льду нет следов людей. Наша группа оказалась первой в этом сезоне, хотя турбаза «Байкальские дюны» располагает теплыми новыми коттеджами с современными конвекторными печками и предлагает туристам размещение с самостоятельным приготовлением пищи. Здесь мы задержались на три дня, что позволило при разном освещении отснять все достойное на взгляд профессионального фотографа. Полученные результаты оказались совершенно непохожими, хотя фотоаппараты на штативах и стояли рядом друг с другом.

Из-за глубокого снега подниматься на Скалу обзора мы не стали, ограничившись пешеходными прогулками к ходульным деревьям, и по тропе в бухту Бабушка, которая в этом году сплошь забита непроходимыми торосами. Все основание мыса Большая Колокольня на высоту до 4-х метров покрыто наплесковым льдом, и, как и в прошлом году, поперек бухты и дальше вдоль берега тянется становая трещина с молодым тонким льдом. Весьма эффектен выступающий надо льдом на 15 м, полностью обледенелый Бакланий камень (4 км севернее Песчаной) с мощными торосами вокруг него.

Одной из творческих задумок стала фотосъемка скалы Малая Колокольня. Съемка велась в четыре утра при –28°С. О прелестях звездного неба над ледяной пустыней мало кто знает, такого роскошного звездного неба в городе никогда не увидишь. Когда идешь один по льду с фонариком и под тобой (из-за давления «кошек» и температурных ночных напряжений во льду) с сильным треском веером расходятся трещины, а потом громыхнет так, что от неожиданности подскакиваешь и на всякий случай отпрыгиваешь без оглядки в сторону, думая, что позади лед уже наверняка вздыбился. Затем что-то начинает протяжно скрипеть, словно кто-то балуется несмазанными петлями дверей, лед в трещине начинает на глазах монотонно вздыбливаться, выступает вода, но вскоре все стихает. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20–30°С. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1°С линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском и ужасным гулом, часто пугающим людей на льду так, что подкашиваются ноги.

ТАНЦУЮЩИЕ КАЗАКИ НА СКАЛЕ САГАН-ЗАБА

Следующей точкой маршрута была бухта Крестовская (14 км от кафе «Бригантина» перед пос. Еланцы), куда мы приехали на двух автомобилях. В прошлом году из-за глубокого снега проезда в это время здесь не было. В этом году снега меньше и дорога проблем не вызвала. Как и в бухте Песчаной, мы были снова единственными туристами, ради которых протопили два дома и баню. Можно было выехать на лед и подъехать к беломраморной скале Саган-Заба, популярность которой принесли 2,5-тысячелетние петроглифы, среди которых наибольшую известность получили изображения танцующих шаманов. Кто изображен на скале, на самом деле вопрос спорный, как и столь древняя датировка рисунков. Дело в том, что нарисованные рядом 50 лет назад надписи стали уже практически неразличимыми. К сожалению, приходится констатировать, что разгадать эту тайну нашим потомкам вряд ли удастся, поверх древних рисунков современные туристы-вандалы массово оставляют свои автографы и сомнительные художества, за нанесение которых на памятники мировой культуры в цивилизованных странах можно попасть за решетку.

До скалы, несмотря на сильный ветер, мы шли пешком с санками, на которых везли стульчики и стол для обеда. Варить пельмени пришлось в пещере, завесив вход от ветра войлоком, как делали это наши древние предки, только у нас вместо костра была современная газовая горелка.

Песчаная – Крестовский – Хобой

С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конце которого можно только ползти. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра

  Песчаная – Крестовский – Хобой

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для путешествий: тепло, можно находиться на льду в солнечную безветренную погоду в легкой одежде, без перчаток, и даже иногда раздеваться до майки

От кафе «Бригантина» к Байкалу начинается неприметная грунтовая дорога. В этом месте важно не ошибиться и свернуть не на Таловку (11 км), а по ненаезженной дороге на Нарин-Кунту (7 км). Кафе «Бригантина» при правильном движении должно остаться слева, дорога проходит рядом с кафе и идет под гору в распадок, к деревне Тырган (1 км от кафе «Бригантина»). Сразу после начинается подъем в гору, слева в распадке будет ручей Амур и затем первая развилка, придерживаться надо направлений направо. На первой из развилок дороги на Нарин-Кунту установлен камень с указателем «Крестовка 15 км». На этих 15 км пути водителю легко сбиться и немного поплутать, дорог здесь много, и они расходятся веером, стоит ошибиться с верным направлением – и лишних 15–20 км гарантировано. Если правильно ехать, то на развилках будут встречаться установленные плоские камни с нарисованной на них стрелкой – указателем турбазы «Крестовская». Через 2,5 км от сворота с тракта справа от дороги будут видны огороженные квадраты огородов, и через 4,5 км – развилка: влево в лес по указателю на турбазу, и другая – вправо по открытой степи. Оба пути через 2–3 км перед озером сойдутся, но ехать интересней не через лес, а по степным просторам правой дорогой, где живописней панорама, а в распутицу суше – в лесу дольше лежит снег и чаще сохраняется грязь в колее. Примерно через 6 км слева появится озеро с брошенными домиками на берегу. Дорога, которая уходит вправо, ведет к заброшенному бурятскому улусу Булык, в котором сохранились избы и восьмигранные деревянные юрты. Зимой надо держаться накатанной колеи, которая правильно приведет к спуску к Байкалу.

Крестовский мыс был местом, где изготавливали каменные жернова для мельниц. Каменный обработанный круг с отверстием посередине лежит на галечном пляже Малой Крестовской бухты уже минимум полстолетия. Говорят, чем больше был вес жернова, тем мельче перемалывалось зерно. Простой математический расчет через плотность гранита дает приблизительный вес лежащего на берегу круга – около 2,6 т.

ВСТРЕТИТЬ ВОСХОД В УЗУРАХ


Песчаная – Крестовский – Хобой

Падь Узуры – первая к югу от мыса Хобой пологая падь, выходящая на восточный берег Ольхона, где автомобильная дорога спускается к воде. Метеостанция в Узурах относится к числу старейших на Байкале (работает с 1953 г). Совместно с метеостанциями, расположенными на Большом Ушканьем острове, в Давше, на мысе Солнечном и в Томпе она ведет мониторинг состояния погоды на Байкале. С 1998 г. на метеостанции работает семья Усовых. Четыре года назад они построили гостевой дом с русской печкой и могут принимать небольшие группы туристов. Сейчас есть еще возможность проживания в войлочной юрте. Наличие теплого ночлега зимой особенно ценно для этих мест. Единственная проблема, что нет связи с Иркутском и не всегда можно доехать до пади Узуры через остров. В прошлом году из-за глубокого снега проезд был невозможен, и сюда добирались только пешком.

Объехать вокруг острова по льду через мыс Хобой возможно тоже не всегда. У мыса Хобой постоянно рвет лед и ледовая обстановка настолько непостоянная, что ездить там опасаются даже местные жители. За две недели до нашего приезда напротив мыса образовалась 20-метровая полынья. Мы подъезжали к мысу Хобой с двух сторон от Хужира и от Узур, но оба раза открытая трещина с водой не дала возможности замкнуть круг и проехать дальше. На метеостанцию в этом году можно проехать по острову нижней дорогой от Харанцов. В лесу глубокая снежная колея, но если двигаться осторожно, проехать без сползания в глубокий снег вполне возможно. Но если начать экспериментировать, можно легко завязнуть. Что и произошло со мной, когда я попытался сократить расстояние и проехать по целине. В итоге пришлось разгружать автомобиль, выкапываться из снега и выдергивать его с помощью другого авто.

Отвесные скальные берега к северу и к югу от пади Узуры буквально испещрены гротами и длинными тоннелями пещер. Большинство из них при замерзании озера под воздействием брызг от волн украшается гирляндами разнообразных сосулек, образуются ледянее колонны от потолка до пола и толстая корка волнистого наплескового льда высотой до 15–20 м. Для фотографирования трудно найти более эффектное обрамление гротов, особенно на восходе солнца, которое встает как раз напротив них и освещает внутренность призрачным золотым сиянием.

От Узур до мыса Хобой (северная оконечность Ольхона) 12 км, в одну сторону идти 2–2,5 часа. Наибольший интерес представляет белая скала вблизи мыса Шунтэ-Левый, со стороны озера можно увидеть огромное коричневое изображение летучей мыши с распростертыми над озером крыльями. На отвесных скалах встречаются оригинальные узоры из разноцветных каменных пород, в которых угадываются контуры всевозможных мифических животных, странно, что до сих пор никто не сложил про эти удивительно точные природные рисунки зверей красивую и сказочную легенду. Недалеко от этого рисунка, который виден только с юго-восточной стороны, в основании мыса есть длинный восходящий тоннель с вертикальной полостью, теряющейся во мраке, который не смогла пробить даже мощная вспышка фотоаппарата.

Хобой (в переводе с бурятского Хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах. Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ему. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу.

ПЛЕНЕННЫЕ ВОДЫ МЫСА САГАН-ХУШУН


Песчаная – Крестовский – Хобой

Мыс Саган-Хушун каждый год украшается наплесковым льдом 20-метровой высоты

В старинном географическом трактате «Диковины мира», составленном по рассказам арабских путешественников и побывавших в дальних северных широтах, есть описание «плененных ниспадающих вод» – застывших на скалах брызгах воды в виде причудливых изваяний драконов и мифических животных. Увидеть подобные плененные застывшие воды, некогда поразившие средневековых путешественников, можно зимой на скалах Саган-Хушун. «Белый мыс» – чрезвычайно живописный скалистый мыс протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Находится он в 4 км от северной оконечности острова – мыса Хобой. Его мы оставили на десерт.

Ледяные украшения из ветвистых и причудливо закрученных сосулек сплошным ледяным панцирем покрывают прибрежные скалы до высоты 10–12 м. Наплесковый лед обычно образуется ежегодно при волнении и замерзании озера в одних и тех же местах побережья. Гроты и расщелины украшаются красивым ажуром из кристально прозрачных свисающих ледяных сталактитов и частоколом мощных ледяных колонн. Все ветки растений, доступные для брызг волн, покрываются ледяной коркой и на всю зиму превращаются в скульптурные композиции из сказки о Снежной Королеве. При ярком солнечном освещении они блестят и искрятся, создавая феерическое и неповторимое зрелище зимнего Байкала.

Зимние фотографии этого места достойны сравнения с Антарктикой – настоящее царство льда и снега. Рядом – 8-метровый грот, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева при заходе солнца, когда солнечный свет вдруг освещает внутренность грота.

Сергей ВОЛКОВ
фото автора

КАК ВЫЖИТЬ НА ЛЬДУ

Песчаная – Крестовский – Хобой

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно на шельфе вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед страшно выходить, хотя толщина его может превышать метр. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду – серьезное испытание для путешественника

Зимой температура на Байкале может опуститься ниже –40°С. На льду в сочетании с сильным ветром это убийственно для всего живого. Поэтому путешествовать зимой по снежному бездорожью надо в светлое время суток, хорошо экипированными, и как минимум, на двух машинах с полностью заправленными топливными баками. Поездки по льду вне официальных ледовых дорог – это риск. Тем не менее, каждый год, особенно в районе акватории Малого Моря, местные рыбаки накатывают густую «сеть» дорог с развилками, на которых легко заблудиться. В снегопад и при плохой видимости, когда не просматривается берег, без использования трека GPS очень трудно найти проезд среди бескрайней ледяной пустыни. А если к этому добавится препятствие – широкая свежая трещина поперёк единственной накатанной дороги, то поиск объезда по снежной целине становится рискованным занятием. В конце марта снег на льду подтаивает, и найти на зеркальном льду даже собственный след становится затруднительно. Чтобы не создать проблем, как минимум нужно поговорить с местными, изучить космические снимки, как максимум – привлечь проводника.

О ледовых экспедициях по льду Байкала в «Автомаркете» постоянно публикуются обзорные материалы с рекомендациями автомобилистам (с ними можно ознакомиться на сайте automarket.su). Напомним главное.

  • Без ОПЫТА ледовых путешествий лучше не искушать судьбу и не съезжать на лёд на автомобиле.

  • СНЕГОПАД может стать ловушкой для машин на льду – необходимо до образования глубокого снежного покрова выбраться на берег и грунтовые дороги. Особенно трудно выехать со льда на легковых машинах после ночёвки – по свежевыпавшему снегу и без проторённой колеи. Они легко вязнут в снежных наносах и буксуют на гладком под коркой снега льду. Обязательно с собой должны быть лопаты и длинный буксировочный трос.

  • Серьёзной проблемой для проезда являются живые СТАНОВЫЕ ТРЕЩИНЫ. Технология их пересечения такая: найти сужение без высоких торосов, края обработать пешней и забить кусками льда, выставить ворота – и машина на скорости около 50 км/час перепрыгнет через трещину. Чтобы не зависнуть днищем автомобиля на ледяном вздутии над смерзшейся трещиной предварительно подготавливают переезд, тщательно сбивая выступающую кромку льда.

  • Нельзя близко подъезжать к СКАЛАМ, рядом с ними лёд на весеннем солнце быстрее теряет свою прочность.

  • Нельзя ездить в местах, где подо льдом проходят СИЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (пролив Ольхонские Ворота, по льду напротив впадения рек). Нужно знать места выхода газов, где образуются пропарины, месторасположение становых трещин, возникающих ежегодно, как правило, в одних и тех же местах. Но и эти знания зачастую не помогают, и под лёд проваливаются даже местные рыбаки, хорошо чувствующие ледовую обстановку.

  • Не следует увлекаться СКОРОСТЬЮ на льду – остановиться перед полыньей или трещиной при скорости 80 км в час даже на шипованной резине не удастся. Так как машина ныряет под лёд всего за несколько секунд, выбраться из тонущей машины удаётся не всем.

  • Продуманное ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ поможет избежать обморожений и обеспечить минимальный комфорт в путешествии. Настоятельно рекомендуем использовать на гладком льду шипы на обувь (резиновые подошвы с ремешками и острыми металлическими шипами – продаются в спортивных магазинах), лыжные палки при ходьбе по торосам, что обезопасит от падений и ушибов. От ветра спасёт ветрозащитная маска и горнолыжные очки. Газовые баллоны для горелки должны быть заполнены смесью с температурой использования до минус 25°С, обычные баллончики с китайским газом мороза не выдерживают. Ну и, конечно, обувь должна быть непромокаемой (плюс запасные валенки), одежда – ветрозащитной, многослойной и тёплой, рассчитанной до –30°С. Пригодятся раскладные стульчики и налобный светодиодный фонарик.

  • Для предотвращения проблем с ХОЛОДНЫМ ПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ необходимо иметь с собой электрический кабель длиной около 50 м и зарядное устройство для аккумуляторов, провода для прикуривания. На большинстве турбаз есть электричество и можно быстро подзарядить севшие на морозе аккумуляторные батареи. В сильный мороз ночью необходимо прогревать машину – это утомительно для водителя, но позволяет утром без проблем пустить двигатель.

  • Автомаркет+Спорт № 03/2011

     
    Поделиться ссылкой
    Другие материалы номера
    Важное на форуме
    
    Автофирмы Иркутска







    Весь каталог