Авторынок. Итоги 2011
Просмотров: 6118
23 Февраля 2012
Теги:
Фото с сайта www.chanson.ru
Сто лет назад в Иркутске насчитывалось всего с десяток автомобилей, а только в ушедшем 2011 году официальными иркутскими дилерами (а таковых более 30) было реализовано свыше 18 тысяч новых автомобилей самых разных марок. Показатель 2010-го года перекрыт примерно на 65%. Это в целом, тогда как отдельным дилерам удалось увеличить объем продаж в три раза и более!

Самое интересное, что в Иркутске рейтинг ведущих брендов всегда и сейчас складывается иначе, чем по общероссийским итогам года. Причем борьба в пятерке лидеров, что стало ясно еще по результатам первого полугодия, обострилась как никогда и до конца года здесь сохранялась большая интрига. В итоге новый рейтинг продаж, особенно на верхних строчках, по сравнению с предыдущими периодами изменился существенно, в чем-то даже революционно.

Так, если среди иностранных брендов первое место, как мы и предполагали, осталось за Toyota, то на второе и третье места очень уверенно прорвались Nissan и Hyundai, чего еще год назад никто не решился бы предсказать. Они буквально смяли других серьезных претендентов, таких как Ford, Renault, Mitsubishi, которые теперь плотно борются между собой, но за «подиумом». Изменился и рейтинг моделей: в лидеры, опередив «вечно первый» Focus, вырвался Hyundai Solaris, продажи которого начались только в начале 2011 года!

А вот по категориям автомобилей тенденции прежние: в авангарде популярности со значительным ростом продаж остаются легковые модели среднего класса, где усиливается роль малобюджетных моделей (в первую очередь от Renault и Daewoo), а также автомобили класса SUV (то есть кроссоверы и внедорожники), хотя легковых моделей бизнес-класса тоже продавалось больше прежнего. Если говорить о влиянии на рынок его ведущих игроков, то равных нет крупнейшему в Иркутске автохолдингу «Россо»: его семью дилерами в совокупности было реализовано более 4000 автомобилей, что составило почти четверть доли рынка.

В целом же успешному продвижению автомобилей способствовали новые привлекательные модели, благоприятный кредитный рынок и хороший запас самих автомобилей. Но прогноз на 2012 год не такой оптимистичный: рост продаж в общем и отдельно по брендам предполагается, однако уже далеко не такими темпами, как в ушедшем 2011-м.


АВТОВАЗ

Программа господдержки внесла свою патриотическую лепту: в 2011 году через официальную сбытовую сеть Иркутской области было реализовано 2584 автомобиля ВАЗ, что на 25% превысило прошлый результат, хотя до того обычно отмечался спад. То есть, ВАЗ остался лидером рынка среди всех марок. Более того, из всего модельного ряда большая часть продаж пришлась на «классику» – 838 автомобиля, из них 750 – это ВАЗ-21074. Таким образом, «семерка» по продажам в абсолюте заняла второе место среди всех моделей рынка.

Но очевидно, это последний «триумф» корифея автопрома: разрыв с ведущими иномарками заметно сократился, притом в новом году господдержки уже нет, модельная структура ВАЗа изменилась, выпуск ряда моделей свернут, а новая надежда в лице Lada Granta пока отличается малым объемом производства и мизерными квотами на регионы.

ВАЗ-21074  
ВАЗ-21074   
UAZ Patriot
UAZ Patriot  

Toyota RAV-4
Toyota RAV-4

TOYOTA

Ее не сломило даже стихийное бедствие. Среди иностранных брендов, вопреки общероссийской картине, «Тойота» у нас по-прежнему сохраняет вековечное лидерство с хорошим отрывом: в 2011-ом продано рекордное для этой марки количество – 1909 автомобилей, что на 50% превысило результат 2010 года, причем рост продаж отмечен по всем моделям. Особенность и в том, что сломана былая иерархия популярности модельного ряда: на этот раз во главе оказался RAV-4 – реализовано 415 кроссоверов. На втором месте утвердился Land Cruiser 200 с убивающим конкурентов результатом 348 внедорожников. Третье место неожиданно отвоевала Corolla: обычно она «плелась» в хвосте, но теперь, когда вместо капризной роботизированной коробки автомобилю вернули обычную АКП, показатель сразу поднялся – продан 321 автомобиль. Чуть отстала Camry – 317 машин, притом до этого года седан был в лидерах, а сейчас сразу отступил на четвертое место. Замыкает ударную пятерку Prado – реализовано 219 внедорожников.

Не остался без внимания и новичок официального рынка, позаимствованный из США – люкс-кроссовер Highlander, коих продали 125 штук. По-своему очень хорошо (почти в четыре раза) прибавил микроавтобус HiAce – продано 66 машин. Остальные модели многочисленного семейства Toyota не блистали, но свою лепту в победу бренда тоже внесли: реализовано 37 седанов и универсалов Avensis, 25 пикапов HiLux, 20 минивэнов Verso, что в этом классе тоже высокий показатель, 13 хэтчбеков Auris. Трех покупателей нашел гибридный Prius нового поколения. В новом году семейство пополнится очередной люкс-моделью – роскошным минивэном Alphard, который призван не столько увеличить продажи, сколько поднять статус марки.

Toyota Land Cruiser 200  
Toyota Land Cruiser 200   
Toyota Corolla
Toyota Corolla  

Nissan Qashqai
Nissan Qashqai

NISSAN

Впечатляющий рывок! И хотя догнать «Тойоту» пока не удалось, второе место в рейтинге иностранных брендов (в 2010 году было четвертое) завоевано: дилером реализовано 1487 автомобилей, что в полтора раза больше плановых цифр и показывает один из лучших темпов роста в сравнении с 2010 годом – почти в три раза.

Эту армаду по-прежнему возглавляет кроссовер Qashqai – реализовано 398 штук с приростом почти вдвое, из них 76 машин модели Qashqai+2. На втором месте кроссовер X-Trail – продано 275 автомобилей, прирост также в два раза. Третье место занимает Tiida – 165 автомобилей с ростом аж в три раза, что для немолодой уже модели С-сегмента особенно примечательно. Четвертым в этой наступающей лавине смог стать «наглый» новичок года, мини-кроссовер Juke – несмотря на дефицит, дилер реализовал 130 таких машин. Замыкает пятерку арьергарда Teana – продано 125 седанов бизнес-класса (+150%).

За ними своей широкой колеей следует новый Patrol – его выбрали 99 покупателей, придав ему отменную динамику продаж (почти в пять раз). Нагоняет и Pathfinder, хотя модель немолодая – продан 71 внедорожник. Потом идет разная «пехота»: 64 микровэна Note, 58 седанчиков Almera Classic, а также 54 люкс-кроссовера Murano. Прикрытие с флангов обеспечивают многоцелевые пикапы – 24 модели Navara и 22 модели NP300. Начавшийся год должен принести марке новые козыри, то есть модельный ряд пополнится новинками, в том числе будет заявлена и малобюджетная модель.

Hyundai Solaris
Hyundai Solaris
Ford Focus III
Ford Focus III

HYUNDAI

Еще недавно это казалось невероятным, но факт: марка на третьем месте среди иностранных брендов – продано 1239 автомобилей с ростом 70%! Этот лихой маневр в основном обязан нашумевшей новинке года – модели Solaris, которая разошлась тиражом 780 экземпляров, оставив позади даже казавшийся непобедимым Ford Focus. В итоге в Иркутском рейтинге Solaris стал «моделью года» 2011, с перспективой бороться за это звание и дальше.

На фоне Solaris остальные модели Hyundai по продажам выглядят гораздо скромнее, однако в своих классах отнюдь не затерялись: реализовано 111 кроссоверов ix35 и 86 седанов Elantra. Не остался без внимания и более старший кроссовер Santa Fe – продано 79 таких машин, а также хэтчбек С-сегмента i30, который всем остальным предпочли 58 покупателей. Кроме того, в наступившем году иркутский дилер Hyundai должен переехать в новый большой автоцентр, что тоже послужит укреплению марки на рынке. А конкурировать будет с кем: в новом году в полную силу заработают два автоцентра Kia.

FORD

В этот раз уже не на ролях переднего плана: в целом реализовано 897 автомобилей, что только на 10% больше, чем в предыдущий год. Такой результат отодвинул марку Ford среди иностранных брендов со второго места (в 2009 и 2010-м) сразу на четвертое – конкуренция явно обострилась!

Однако в С-сегменте, который для компании является основным сектором сбыта, за моделью Focus, несмотря на мощнейшую «оппозицию», остается очень сильное влияние: автомобиль разошелся в количестве 645 штук, из них 213 – это Focus нового, третьего поколения, вышедший на рынок лишь во второй половине 2011 года. Для сегмента D+ хорошо проявил себя и Mondeo – продано 103 модели. На третьем месте не унывающий Fusion – хэтчбек сегмента В+, который без всякого обновления продолжает вызывать интерес – реализован 61 автомобиль. Например, более современный, но традиционный хэтчбек В-формата Fiesta предпочли лишь 15 покупателей.

Модели категории SUV ведут себя «тихо»: продано 31 кроссоверов Kuga и только 14 пикапов Ranger, хотя второй стал доступен и с автоматической коробкой. Сравнительно скромные результаты Kuga надо связывать с его эксклюзивностью: в отличие от массовых конкурентов, эта модель не предлагается в «малобюджетных» версиях. Также дилер реализовал шесть минивэнов S-Max, четыре внедорожника New Explorer и один минивэн C-Max. Плюс 17 коммерческих автомобилей семейства Transit. Следующий год будет вновь определять Focus: когда новое поколение начнет поставляться в полном объеме по модификациям и без очередей, он вполне может вернуть себе титульное место в рейтинге моделей.

MITSUBISHI

Очень уверенный рост почти в два раза и весомый результат года – 885 автомобилей. Но с учетом, что основные заслуги остаются за плеядой моделей категории SUV, спрос на которые не только стабильно растет, но и не отличается сильными разрывами. В первую очередь людей интересовал кроссовер Outlander XL – их продано 202, почти не отстает от него и более компактный кроссовер ASX – 196 машин. Непревзойденным в своем классе спросом пользуется пикап L200 – реализовано 155 таких автомобилей. Сразу за ним внедорожник Pajero Sport с результатом 143 машины. Замыкает «великолепную пятерку» люксовый внедорожник Pajero IV – таких выбрали 95 покупателей.

По поводу дальнейших перспектив Mitsubishi в Иркутске можно сказать только одно – дилеру становится явно тесно в рамках ныне существующего автоцентра, пора расширяться.

Renault Logan
Renault Logan

RENAULT

Надежный «захват» рынка согласно плану: продано 857 автомобилей, что на 73% больше 2010 года. Однако, как и в случае с тем же Ford, у Renault захват нишевый, целевой, то есть с узким сектором «обстрела»: основные продажи пришлись на непреходящий бестселлер Logan – 501 автомобиль с агрессивным приростом в 70%. Также способствовал росту хэтчбек Sandero, снискавший 179 покупателей, причем из них 28 счастливчикам удалось дождаться дефицитную версию-кроссовер Stepway. На третьем месте Fluence – 75 моделей. Этот седан хоть и далек от лидера, но в личном зачете тоже показал большой прогресс – интерес покупателей к нему возрос в три раза.

С приростом, но все же в сторонке остаются кроссовер Koleos и модель С-сегмента Megane – по 38 и 30 соответственно. Зато для новинки года в сегменте D+, седана Latitude, коих продали 13 штук при отсутствии какой-либо «за него» рекламы, это вдохновляющий результат. Группа поддержки проявила себя символически: продано четыре седана Symbol, три минивэна Scenic, еще 17 продаж пришлось на коммерческие модели Kangoo, Trafic и Master.

Наступивший год для Renault тоже обещает результативную жатву, поскольку на рынок вышел другой потенциальный бестселлер – сравнительно недорогой кроссовер Duster. О его востребованности говорит живая очередь – она сразу растянулась на год вперед!

PEUGEOT

Шарм этого французского бренда продолжает «гипнотизировать» иркутян: объемы продаж увеличились на 55% с результатом 708 автомобилей. Более всего покупателей по-прежнему привлекает модель С-сегмента Peugeot 308 – их продали 297 штук, чем на 88 машин превзошли предыдущий показатель. Набирает обороты и кроссовер 4007 – их предпочли 134 покупателя (+65%). Своими чарами обладает и хэтчбек В-сегмента Peugeot 207, коих продали 49 штук. Большие успехи Peugeot делает и в грузопассажирском сегменте: реализовано 80 моделей Partner и 79 моделей Boxer, что на сегодня является одним из лучших результатов среди себе подобных.

SKODA

Не галопом, но стабильно поступательное движение вверх: рост продаж на 80% и твердо стоящий на ногах результат в 499 автомобилей. Здесь верховодит модель С-сегмента Octavia, которая разъехалась по дорогам в количестве 217 штук (+64%), однако компактная модель Fabia на сегодня несет лучшие показатели рынка в В-сегменте – этот хэтчбек предпочли 194 покупателя, что для других иномарок недосягаемо. Не затерялся в общем потоке и компактный кроссовер Yeti – этому своеобразному SUV с «мистическим» именем доверился 61 человек.

Chevrolet Niva
Chevrolet Niva

GM-АВТОВАЗ

Оптимистичный и даже сверхплановый результат – дилер смог реализовать 480 внедорожников Chevrolet Niva, что превысило показатель 2010 года сразу на 80%! Объясняется такая бодрая динамика не только сдерживающей ценовой политикой, но и увеличением объема производства – раньше машину нужно было ждать месяцами, а во второй половине 2011 года ее дефицит заметно сократился. Таким образом, Niva с запасом вошла в десятку самых популярных моделей рынка.

VOLKSWAGEN

Логичный рост – реализован 451 автомобиль с прибавкой в полтора раза, хотя ожиданий было больше. Как и предполагалось, на первое место вышел российский Polo седан, что в нашей системе ценностей вернуло марке ее исконное значение «народный автомобиль». Однако 198 проданных Polo-седанов еще не показатель для звания «народного»: ограниченные квоты не позволили иркутскому дилеру «выстрелить» как следует – видимо, реванш будет в наступившем году. Но и другие модели VW, несмотря на полное обновление семейства, не дали должной поддержки. Так, до того шедший первым Tiguan с результатом 74 машины не только занял второе место, но и показал снижение продаж, и тоже из-за нехватки – после рестайлинга он оказался в дефиците. Сейчас линейка Tiguan расширена более доступными версиями, что должно активизировать продажи. А вот «старший брат» Touareg, разъехавшийся в 58 экземплярах, смог тем самым прибавить и сохранить за собой третье место.

Общие продажи автомобилей
иркутскими дилерами в 2011 году
(по данным Automarket.su и
Ассоциации Европейского Бизнеса)   

МаркаКол-во
автомобилей
Прирост
к 2010 году
ВАЗ2584 +25%
Toyota1909 +50%
Nissan1487+180% 
УАЗ1395+15%
Hyundai1239+70%
Ford897+10%
Mitsubishi885+92%
Renault857 +70%
Peugeot708+55%
Kia521н.д.
Skoda499+80%
GM-АвтоВАЗ480+83%
Volkswagen451+52%
Suzuki442+13%
Mazda377+250%
Fiat344 +25%
Honda342+50%
Daewoo321н.д.
Chevrolet279+430%
Audi253+40%
Mercedes-Benz253н.д. 
Citroen227н.д.
Opel198+170%
BMW197+20%
Ssang Yong176+90% 
Land Rover143+40%
Great Wall120 н.д. 
Derways109 н.д. 
Lexus104н.д.
Subaru104 +40% 
Volvo86+100%
ZAZ72н.д.
Infiniti50н.д.
Cadillac39+250%
Haima37н.д.
Chery14н.д.

MAZDA

Карьера бренда складывается успешно: реализовано 377 автомобилей, что почти в четыре раза перекрыло результат 2010 года, когда в Иркутске открылся первый официальный дилер Mazda (до этого функционировали «серые» схемы поставок). Больше всего предпочтений отдано модели С-сегмента Mazda3 – 136 автомобилей. Второй по значимости идет старшая модель Mazda6 – 103 машины, что для D-сегмента по-своему рекорд. С небольшим отставанием, но все же на третьем месте оказался кроссовер CX-7 – его обладателем стали 93 человека. В своей «колее» хорошим спросом пользуется и пикап BT-50 – на утилитарном автомобиле остановил выбор 31 покупатель. Другие модели марки идут сторонкой: продано 11 хэтчбеков Mazda2 и только три минивэна Mazda5.

Наступивший год тоже сулит развитие, поскольку на рынок вышел новейший кроссовер Mazda CX-5, нацеленный стать заметной фигурой в своем классе и даже выйти в лидеры внутри бренда. Все задатки для этого у него имеются.

HONDA

Несмотря на трудности, выпавшие на «Хонду» из-за катаклизмов в Японии и Таиланде, иркутскому дилеру удалось реализовать продукции в полтора раза больше – в целом 342 автомобиля. Лидер бессменный – кроссовер CR-V: при наличии очереди его удалось заполучить 231 покупателю – прошлогодний результат перекрыт в два с лишним раза. После «застоя» вновь оживился (также более чем вдвое) интерес к модели Civic: реализовано 124 автомобиля, хотя 117 из них – это более доступный седан 4D. Не перестает привлекать Accord – 64 автомобиля, а вот Pilot держится в сторонке – продано 14 машин. Да и новичок рынка в сегменте люкс-кроссоверов, Crosstour, в бой не кинулся – с учетом ограниченных на него квот, продано только восемь экземпляров. Совсем стали забывать Jazz – за весь год продано всего два хэтчбека.

DAEWOO

Успешный старт нового для Иркутска дилера при всего двух моделях в арсенале говорит о том, что ниша малобюджетных автомобилей «класса Logan» стремится к расширению и конкуренции. Ведь из 305 проданных автомобилей больше половины – 166 – пришлось именно на седан Nexia. Хотя 139 реализованных Matiz для такого мини-хэтчбека на иркутском рынке тоже достижение. По всему, как и предполагалось, недорогой Matiz в какой-то мере заменил ушедшую с рынка «Оку».

CHEVROLET

После провального 2010 года бренд резко ожил: даже без учета Chevrolet Niva (ее мы считаем отдельно) дилером реализовано 279 автомобилей, что почти в пять раз перекрыло прошлый результат. Однако «заводил» в модельной группе только два и оба из С-сегмента: старина Lacetti (121 автомобиль) и современный Cruze, который после «снятия эмбарго» на квоты сразу показал конкурентоспособный спрос – продано 86 таких моделей. За третье место уцепился Aveo – 27 хэтчбеков. Этот подиум на своих могучих плечах подпирает Tahoe – сей американский внедорожник выбрали 15 покупателей. За гигантом сразу малыш – новый забавный микровэн Spark сумел обрести 14 хозяев. Таким интересом не может похвастать даже кроссовер Captiva – продано всего девять машин. Кроме того, из тумана вновь показалась Epica – седан сегмента D+ замыкает рейтинг марки с результатом семь машин.

AUDI

Премиум-бренд расширил свое влияние на 40%, реализовав 253 автомобиля. Основной движущей силой остаются модели категории SUV: рейтинг возглавил Q5 – продано 75 кроссоверов, не перестает интересовать и Q7 – 41 экземпляр. Однако легковые модели тоже прибавили ход: новый седан A6 выбрал 31 покупатель, а седан A4 приобрело 29 человек. Лишь с декабря начались продажи новейшего кроссовера Q3 – дилер успел реализовать только восемь машин, и, судя по пакету заказов, эта модель в новом году метит в лидеры.

OPEL

Еще не реванш, но уже не бледная тень на рынке: реализовав 198 автомобилей, дилер показал рост продаж с прошлым периодом без малого в три раза. Хотя произошло это, по сути, за счет одной модели С-сегмента: более всего покупателей привлекла Astra – продано 130 автомобилей (прирост в 3,5 раза). Другие интересуют гораздо меньше, хотя есть и прецедент: на втором месте оказался минивэн Zafira – его приобрели 28 человек, что для этого класса рекорд. На третьем месте утвердилась компактная Corsa – реализовано 16 хэтчбеков, за ней видный представитель сегмента D+, седан Insignia, который сумел растопить сердца 12 иркутян. Кроссовер Antara звезд с неба не хватал – продано 10 машин. Новинку конца года – компактвэн Meriva оригинальной конструкции с распашными дверями – успели реализовать только в двух экземплярах. Впрочем, здесь сказались ограничения в пилотных поставках, наступивший год их должен снять, плюс появятся новые Zafira и Antara.

SSANG YONG

Реализовано 176 автомобилей, что почти вдвое превысило результат 2010 года. Основой продаж корейского «внедорожного» бренда по-прежнему остается Kyron, интерес к которому подрос на треть – реализовано 104 машины. Благодаря рекламе и свободному выбору «был услышан» и дебютант года кроссовер New Actyon, который с результатом 44 экземпляра занял второе место, хотя дилер ему прочил более высокое положение. Если бы производители сразу выпустили эту модель с бензиновым двигателем, то показатели могли быть лучше – у нас дизели в этом классе не особо жалуют. А так бензиновый мотор пойдет только с весны – вот тогда интерес к новому Actyon явно вырастет. Внедорожник Rexton, который, по сути, не меняется много лет, нашел 17 своих покупателей. Также в ушедшем 2011 году символично было реализовано 11 пикапов Actyon Sport.

VOLVO

Был момент, когда дилер из-за проблем со снабжением со стороны производителя, казалось бы, стоял на грани закрытия. Но все тревоги позади: пусть еще скромно по итогам, но в 2011 году удалось вдвое увеличить продажи – двери автоцентра покинуло 86 автомобилей, а «раскрутить» продажи в основном позволили модели категории SUV. Возглавил «антикризисный» список новый кроссовер XC60 – реализовано 30 экземпляров, за ним кроссовер XC90 – 24 машины, а третье место за кроссовером XC70 – 16 экземпляров. В то время как седан S60 приобрело 11 человек, седан S80 выбрали три покупателя, а спортивный хэтчбек C30 «для души» присмотрели только двое.

Десять самых покупаемых автомобилей 
в Иркутске в 2011 году 
 
Hyundai Solaris780
2ВАЗ-21074750
3Ford Focus645
4Renault Logan501
5Chevrolet Niva480
6Toyota RAV-4415
7UAZ Patriot408
8Nissan Qashqai398
9Toyota LC200348
10Toyota Corolla321
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог